КолонкаПолитика

О стратегии и тактике оппозиции в избирательном цикле 2016-2018

Навстречу юбилею Великой Октябрьской

Этот материал вышел в номере № 14 от 10 февраля 2014
Читать

Все настолько увлечены Олимпиадой, что мало кто интерпретирует цепочку происходящих в последние месяцы событий как подготовку к новому избирательному циклу 2016—2018 годов. Однако многие шаги власти имеют явный долгосрочный прицел. Власть извлекла уроки из протестной зимы 2011—2012 годов и теперь методично и последовательно готовится к прохождению цикла новых федеральных выборов, который рискует стать для нее непростым. В экономике стагнация с перспективой спада; Путин через пару лет надоест россиянам еще сильнее; новых консолидирующих общество идей у власти не появляется, да и взяться им неоткуда.

Народ у нас терпеливый, однако новый выборный сезон может дать поводы для всплеска недовольства на избирательных участках и на улице…похлеще чем в 2011 году.

Власти готовятся встретить предстоящие трудности загодя, и многие последние значимые действия были направлены именно на это. Здесь и тренд на расширение применения одномандатных округов на выборах всех уровней — что застает врасплох оппозицию, сделавшую ставку на узкий круг знаковых имен и брендов. И целый ряд мер — от ограничений денежных переводов в интернете до введения новой системы оперативной блокировки сайтов: оппозицию хотят ограничить в возможностях для мобилизации финансовых ресурсов и быстрого вывода людей на улицу.

Именно с этими целями следует связывать последние изменения в области СМИ. С одной стороны, решили встряхнуть государственную пропагандистскую машину: создание ФГУП «Россия сегодня» во главе с Дмитрием Киселевым — про это. С другой — прижать независимые СМИ начиная с «Дождя» и «Эха Москвы». Была продемонстрирована фундаментальная слабость «Дождя» — зависимость от кабельных операторов, крупнейшие из которых дают почти 90% зрительского охвата (привет всем, кто разглагольствовал все это время о «волшебной силе интернета»). Схема закрытия в будущем уже понятна, а интернет-аудитория, как видим, большого масштаба не дает. По «Эху Москвы» пошли слухи о предстоящей в феврале смене гендиректора на одного из нынешних топ-менеджеров «Голоса России», что также не улучшает фон.

На далеко идущие последствия нацелено и освобождение знаковых политзаключенных — Ходорковского, Лебедева, Pussy Riot. Это может вовсе не быть проявлением сиюминутного предолимпийского милосердия — представьте, что речь идет о долгосрочной стратегии? У педалировавших тему политзаключенных как основной теперь вырваны «ядовитые зубы»: а что, всех выпустили, никто не сидит. О чем шум-то? И царь у нас теперь добрый! Такое вот смягчение имиджа Путина в преддверии выборов в состоянии серьезно обезоружить наиболее радикальных критиков режима, которым в общем нечего будет этому противопоставить.

Но ведь сидят люди по «болотному делу»? Да, и это тоже элемент политической стратегии. Сидят те, кого обвиняют в насилии против полицейских. И это прямой сигнал будущим рядовым участникам акций протеста: ведите себя тихо, а то все ваши лидеры будут разгуливать себе на свободе, а сядете вы по тяжким статьям. Перед грядущими массовыми выступлениями — очень важный сигнал для широких масс.

Перед нами цепочка логичных и долгосрочно ориентированных действий, призванная обеспечить власти перевес и контроль над ситуацией в ходе предстоящих федеральных выборов. Готова ли оппозиция побороться? Увы, пару лет можно считать упущенными. Важность широкого участия в региональных выборах стали осознавать только недавно, и, кроме одного Бориса Немцова в Ярославле, московской тусовке похвастаться в регионах нечем. По отношению к партийному строительству проявлялся необъяснимый снобизм, документы на регистрацию новых оппозиционных партий несли в Минюст только через год-полтора после принятия поправок в партийное законодательство — когда поезд ушел и уже не регистрируют. Делали ставку на промоушен силами «Дождя», а если его сейчас закроют — что будете делать?

Все это, увы, слишком похоже на 2011 год, когда оппозиция до выборов в Госдуму была настолько увлечена разнообразными формами «бойкота», что не подготовила никакой политической инфраструктуры для того, чтобы подхватить зимние протесты и привести их к какой-то политической цели. У украинцев есть лидеры парламентских фракций — Кличко, Яценюк и Тягнибок, — чтобы перевести политическую борьбу во властные коридоры. У нас за эти годы не появилось почти ничего: мы занимались выведением миллионов на улицу и созданием «координационных советов», которые тут на днях объявили о своей вполне ожидаемой смерти.

Пора браться за ум, не так ли? Уже через два года де-факто начнется думская предвыборная кампания. Нужно собирать все оппозиционные силы, разные партии, независимых политиков в регионах в широкую коалицию для противостояния «Единой России». Из этой коалиции позже может родиться и достойный кандидат в президенты. Отбрасывайте быстрее свои разглагольствования про: «Мы тут единственные настоящие оппозиционеры», — начинайте слушать других.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow