СюжетыПолитика

И не друг, и не враг, а так…

Урезанный формат последнего саммита ЕС—Россия отражает состояние отношений объединенной Европы с Россией

Этот материал вышел в номере № 14 от 10 февраля 2014
Читать
Сторонникам сближения нашей страны с Евросоюзом минувшая пленарная сессия в Страсбурге принесла разочарование. Тем, кто видит Россию частью Европы, принятые в четверг резолюции по Украине и по итогам саммита ЕС—Россия напомнили, что сближения (с визовыми и прочими последствиями) ждать еще долго.

Сторонникам сближения нашей страны с Евросоюзом минувшая пленарная сессия в Страсбурге принесла разочарование. Тем, кто видит Россию частью Европы, принятые в четверг резолюции по Украине и по итогам саммита ЕС—Россия напомнили, что сближения (с визовыми и прочими последствиями) ждать еще долго.

Европейский политический класс в той мере, в какой Европарламент отражает его настроение (а он таки отражает), пессимистично смотрит на связь ЕС с РФ. Нынешняя резолюция по России, наверное, самая плохая за 20 лет отношений. В резолюции по Украине наша страна тоже помянута не самым добрым словом.

Если дипломатический стиль документа предполагает сдержанность, то в дискуссиях по резолюциям депутаты более жесткими штрихами рисовали почти монохромную картину. Будь то консерваторы, социалисты, либералы, «зеленые» или националисты — не важно. У всех свое неудовольствие. И все они влияют на политику ЕС гораздо больше, чем депутаты Думы на российскую политику, поэтому их слова стоит запомнить.

«Нарушение прав человека и гражданских свобод, недопустимое давление на восточных партнеров, а также грубое нарушение правил ВТО показывают, что Россия последовательно и систематически подрывает процесс улучшения отношений», — считает депутат из Эстонии.

«Политика ЕС в отношении России полностью провалилась, а события в Украине стали катастрофой», — отмечает ее коллега по ассамблее ЕС.

«Народы Украины, Молдавии и Грузии опасаются, что самое плохое может произойти после Олимпиады», — добавляет другой участник дебатов, призывая к скорейшему подписанию парафированных соглашений об ассоциации с Молдавией и Грузией.

«На фоне украинского кризиса ЕС должен действовать по принципу обусловленности в отношениях с Россией. Мы не должны ограничиваться резкими заявлениями. Самое малое, что мы можем сделать, это хотя бы принять «список Магнитского», отказать в визах и заморозить активы тех, кто несет ответственность за репрессии и коррупцию. Европарламент уже принял такую рекомендацию — очередь за Советом ЕС», — говорит еще один депутат.

Парламентарий из Польши: «Газопроводы, ВТО, пошлины на европейские грузовики, недавнее эмбарго на европейскую свинину, а полгода назад — запрет на импорт живого скота… Это больше похоже на торговую войну, чем на дружеские отношения. У Европы есть инструменты влияния на Россию, но нет решимости полностью использовать их».

Граф Александер Ламбсдорф: «Русские воспринимают отношения как состязание силы. В Приндестровье, Абхазии и Южной Осетии, даже в Украине — во всех конфликтах речь идет о силе».

Только двое из трех десятков ораторов вступились за Россию и полностью возложили на ЕС ответственность за ухудшение отношений.

Чаба Шандор Табайди из Венгрии: «Нельзя терять чувство реальности, нужно учитывать возможное поле маневра, чтобы не развязать еще одну холодную войну с Россией. Нам нужны основанные на реальности взаимовыгодные стратегические отношения с Россией. Этому нет альтернативы».

Адриан Северин из Румынии: «ЕС проводит в отношении России шизофреническую политику. Вы игнорируете стратегический контекст России, которая стремится избежать конфронтации. Вы отказываетесь признать ее особые политические традиции. Вы признаете, что от России зависит европейская безопасность, но постоянно отравляете отношения с ней критикой ее геополитической идентичности. Одними моральными ценностями никогда ничего не добьешься. Мы добьемся успеха, только соединив ценности и материальную силу. Деньги — это сила. Это нечто, что Россия поймет и будет уважать».

Европейский комиссар Штефан Фюле, который отвечает за отношения ЕС с соседними странами, внимательно слушал парламентариев и что-то записывал в блокноте. Брюссельской бюрократии эмоциональное слово депутата не указ. Но международные договоры ратифицирует Европарламент, и нелишне знать настроение этой аудитории…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow