СюжетыКультура

Между Гарри Поттером и Агатой Кристи

Детектив Джоан Роулинг вышел на русском

Этот материал вышел в номере № 14 от 10 февраля 2014
Читать
Детектив Джоан Роулинг вышел на русском
Изображение

На этом, пожалуй, сходство новой книги со «Случайной вакансией» заканчивается.

Бестселлер-2013 был блестящим глубоким романом в лучших традициях британской социальной прозы. «Случайная вакансия» с ее беспощадными страницами о гетто потомственных безработных написана лучше, чем эпос о Хогвартсе, — и придает дополнительную глубину саге о Гарри. Ежели кто еще не был убежден, что Джоан Роулинг — писатель, а не штамповщик бестселлеров, — после «Вакансии» сомневаться в том вряд ли мог.

«Зов кукушки» — весьма добротный и ноский британский продукт… И все-таки — пока! — более продукт, чем текст. Роман явно служит началом длинной серии о лондонском частном детективе, одноногом и грузном Корморане Страйке, бывшем военном полицейском, и его 25-летней помощнице Робин Эллакотт, у которой есть все, чтоб влиться в бодрый строй процветающих лондонских яппи. Но слишком ясная и слишком горячая голова дана от природы молодой леди — и эта врожденная патология удерживает ее в полупрогоревшем агентстве Страйка.

Роулинг, заранее просчитавшая до вздоха, до мельчайших поворотов, заложенных в третьем томе и срабатывающих в седьмом, сюжет эпопеи о Гарри Поттере, наверняка знает, как будут развиваться бизнес Корморана и мегасюжет Гэлбрейта. Нам — по первому тому — не догадаться.

Пока — очень добротный и очень британский продукт этот «Зов кукушки», говорю. По плотности прозы, по проработанности характеров, по социальному фону расследования — ничуть не хуже детективов Филлис Дороти Джеймс и лучших книг Элизабет Джордж (например, умнейшего романа «Обман», где суть не в обысках и погонях, а в многослойных отношениях английской и пакистанской общин курортного городка). Аватар «Гэлбрейт» пишет не хуже их. Но и не лучше.

Главный герой первого детектива Роулинг — город Лондон. Сегодняшний: с темнокожими красавицами-моделями, украинскими олигархами, польскими уборщицами, ночлежками и приютами для слезших с иглы, дикими арендными ценами (Страйк, в новейшем тренде, вынужден жить на раскладушке у себя в офисе), с небоскребами, похожими на гигантские вафли, с обездоленными в розовых шубках из искусственного меха — совершенно не похожими на благородных бедняков Диккенса и Элизабет Гаскелл, с тайнами в ноутбуках и истериками в твиттере, с культом полуграмотных рэперов, с почти полным распадом чувства семьи во всех слоях социума и вечным ремонтом, бессмысленным ревом отбойных молотков во всех кварталах.

«Внешний эффект — это все: модельер Ги Сомэ поспешил уведомить прессу, что Лула Лэндри выбросилась из окна в его платье, и вся коллекция была распродана меньше чем за сутки после ее смерти», — язвительно пишет в этом Лондоне высоколобая пресса (и, как потом выясняется, врет не хуже таблоида). Тем не менее липкий запах зависти и тщеты, одурелый культ успеха, сформированный низкопробной картинкой, пронизывает город, создавая целый социальный слой прилипал. И их портреты — из лучших в книге. Гибель Лулы Лэндри, мулатки, звезды подиума, удочеренной в детстве приличной британской семьей, ведет детектива Страйка по темным извивам коллективного бессознательного Англии-2014. И очень внятно показывает ему (а также читателю): здесь нет примирения. Ни расового, ни классового. И вся наивная (да и лицемерная — по Роулинг) социальная инженерия конца ХХ века не привела к нему. Лондон в «Зове кукушки» — отлично прописанный Вавилон на вулкане.

Тут будет, конечно, тираж и коммерческий успех. Тут, собственно, есть все — кроме сверхзадачи, пронзительной главной мысли текста. (В «Поттере» и в «Случайной вакансии» такая мысль есть: кое-где Роулинг взывает с городских стен, как Премудрость в Ветхом завете.) Самым унылым вариантом продолжения был бы следующий: каждый год, 13 февраля, выросшие поттероманы покупают девушкам новый том расследований Страйка.

Но британская писательница явно слишком умна для такой схемы — и твердо вырулит из нее.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow