СюжетыПолитика

«Или рейдерский захват, или дружеская встреча»

Рыжков оставил РПР-ПАРНАС Немцову и Касьянову

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2014
Читать
Рыжков оставил РПР-ПАРНАС Немцову и Касьянову
Изображение

фото - Евгений Фельдман

Заседание федерального политсовета РПР-ПАРНАС в субботу поставило окончательный крест на существовании партии в том виде, в котором она есть. Один из троих сопредседателей, Владимир Рыжков, покинул партию, следом за ним собирается уйти часть его соратников. Изменения намечаются и в региональных отделениях РПР-ПАРНАС.

Конфликт назревал несколько месяцев, но все это время все трое сопредседателей — Борис Немцов, Михаил Касьянов и Владимир Рыжков — обещали сделать все возможное, чтобы партию сохранить. В результате не удалось не то что сохранить — даже расстаться по-хорошему.

Взаимные претензии нарастали. Сторонники Немцова и Касьянова обвиняли Рыжкова в том, что он идет на соглашательство с властью и стремится отмежеваться от коллег по партии. Сам Рыжков отвечал, что Немцов и Касьянов постоянно нарушают изначально введенный принцип консенсуса, по которому все важные решения принимаются только с согласия троих сопредседателей (даже судьбоносное субботнее заседание назначили, не посоветовавшись с ним), а их сторонники регулярно переходят к откровенным оскорблениям. Но до субботы эти споры назывались всеми «внутрипартийной дискуссией».

Последним камнем преткновения стала должность ответственного секретаря, которую занимал Владимир Рыжков. По его словам, уже после начала заседания в дополнение к основной повестке раздали два документа: первый — осуждающий действия республиканцев, написавших «письмо девяти» (письмо сторонников Рыжкова, раскритиковавших партию в нынешнем виде), и второй — с предложением переизбрать ответственного секретаря, на котором уже стояли подписи Немцова и Касьянова.

Дожидаться голосования по второму документу Рыжков не стал: для принятия решения нужно согласие большинства членов федерального политсовета, в котором две трети занимают сторонники Немцова и Касьянова — поэтому результаты были понятны заранее. Рыжков вместо этого подал заявление о выходе из партии, которое написал перед заседанием, поскольку, по его словам, «не исключал, что могут быть провокации».

— Должность ответственного секретаря была у меня в рамках договоренностей — политических и мужских, — рассказал «Новой» Владимир Рыжков. — Не было никаких причин снимать меня с нее. Сама должность не имеет для меня значения — важно, что были нарушены наши договоренности и принципы.

Владимир Рыжков говорит, что РПР-ПАРНАС с самого начала создавалась на основе взаимного доверия, именно поэтому Немцов с Касьяновым и их соратники получили в политсовете «искусственное большинство» — две трети голосов. Напомним, объединенная партия РПР-ПАРНАС появилась в 2012 году, когда Партия народной свободы Немцова и Касьянова примкнула к Республиканской партии Российской Федерации Рыжкова, которой Минюст в мае 2012 года, после решения Европейского суда по правам человека, вернул регистрацию, отобранную в 2007 году. Таким образом, у объединенной партии единые руководящие органы и устав, а регистрационным номером «поделилась» РПР.

«Рейдерский захват» — так Владимир Рыжков называет то, что произошло в субботу.

Борис Немцов, в свою очередь, говорит, что до последнего надеялся на мирный исход субботнего заседания.

— Мы предприняли невероятные усилия, чтобы сохранить партию, и казалось, что так оно и будет, — поделился он с «Новой». — Мы вышли с согласованной стратегией: участвовать в парламентских и президентских выборах, вынесли важные документы, подписанные всеми сопредседателями, — о России без произвола и коррупции, о политических заключенных, документ о партийной этике, предполагающий ответственность за публичные оскорбления в адрес друг друга.

По словам Немцова, вопрос о смене ответственного секретаря обсуждался еще до политсовета — 5 февраля. Рыжков подтверждает, что этот разговор был — но он тогда же и объяснил коллегам, почему не собирается уходить с поста.

— Должность ответственного секретаря по сути бессмысленная, — считает Немцов. — Но она становится основной, когда назревает угроза распада или серьезного конфликта, поскольку секретарь, согласно уставу партии, имеет право без доверенности взаимодействовать с органами власти и ставить свою подпись под любыми документами. Поэтому мы предложили, чтобы эта «ядерная кнопка» не находилась в руках ни у одного их троих сопредседателей.

Получается — должность формальная, но лучше бы ее занимал человек, который не вызывает опасений. Новым ответственным секретарем стал давний соратник Касьянова Константин Мерзликин (он был руководителем аппарата правительства при премьере Касьянове). Рыжков же, по мнению двух других сопредседателей, опасения вызывает — особенно после истории с учреждением оргкомитета партии «Республиканцы России», который был зарегистрирован в Минюсте сторонником Рыжкова Владимиром Копцевым в декабре прошлого года. Тогда это вызвало возмущение со стороны Немцова, Касьянова и их сторонников: они посчитали, что Рыжков, вместо того чтобы прийти к компромиссу в РПР-ПАРНАС, готовит под себя новую политическую платформу. Правда, Немцов признает, что «к чести Владимира Александровича», он решил этот вопрос до заседания политсовета: уговорил Копцева и других «республиканцев» отозвать уведомление о регистрации из Минюста.

Теперь Рыжков остался вдвойне ни с чем: хотя он, по крайней мере с его слов, не рассматривал «Республиканцев России» как будущую «свою» партию, самой партии нет: чтобы ее создать, нужно вновь с самого начала пройти всю процедуру: подавать заявку в Минюст и ждать ответа чиновников. Говорить о своих дальнейших планах Рыжков пока не готов.

— Я несколько шокирован тем, что произошло, и хочу немного отдохнуть, — поделился он своими ощущениями. — Мои сторонники сейчас тоже размышляют, что дальше. Валентина Мельникова (председатель Комитета солдатских матерей. —М.Е.), например, собиралась выдвигаться на выборах в Мосгордуму, но теперь говорит, что больше не хочет во всем этом участвовать.

В РПР-ПАРНАС не намерены сворачивать политическую активность.

— Решение Рыжкова не помешает нам участвовать в выборах в Мосгордуму и в других регионах — в Туле, Брянске и так далее, — обещает Немцов. — В Москве мы подтверждаем свои обязательства перед коллегами из партии Навального и «Партии пятого декабря», с которыми еще летом заключили соглашение за подписью троих сопредседателей о совместном участии в выборах в Мосгордуму: кандидаты от этих партий, которые не зарегистрированы Минюстом, будут выдвигаться от РПР-ПАРНАС.

Кроме Рыжкова заявление о выходе из партии написал еще один член федерального политсовета Сергей Алексашенко. Валентина Мельникова пока не подала заявление, но тоже намеревается уйти. Судя по настроениям, этот список будет пополняться дальше.

Немцов говорит: если Рыжков передумает и решит вернуться, двери для него всегда открыты, а его заявление о выходе из партии можно просто порвать. Сам Рыжков не считает, что можно все это так легко забыть и простить.

— Борис Ефимович приглашает меня обратно, но одновременно они с Касьяновым готовятся, по сути, приостановить деятельность десяти региональных организаций в Вологде, Саратове, Воронеже, Удмуртии, Орле и так далее, — говорит Рыжков. — Там объявили перерегистрацию членов партии — запустили отработанный на Санкт-Петербурге алгоритм. В Петербурге недавно эту перерегистрацию не смогли пройти почти 100 республиканцев — это был разгром организации. Так что я предлагаю моим коллегам выбрать уж что-то одно: или рейдерский захват, или дружеская встреча.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow