СюжетыСпорт

Ох, что я видел!

Олимпиада глазами Юрия Роста

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2014
Читать
Олимпиада глазами Юрия Роста
Изображение

Адлер арена -финал. Фото: Юрий РОСТ — «Новая»

Женский хоккей на льду. Это почти то же самое, что мужской макияж — ничего натурального не рассмотришь. И для меня выглядит противоестественно. На девочке-вратаре килограммов тридцать амуниции, лица у тех, что в поле, защищены решетками, да еще они вооружены клюшками, готовы к силовым приемам, так что попробуй подступись. Впрочем, если это хоккеист мужчина и тоже с клюшкой…

Этот вид спорта я для себя отношу к «олимпическим», т.е. не вполне отвечающим моим пристрастиям, основанным на классической трактовке Игр прекраснодушным бароном де Кубертеном. «Выше, дальше, быстрее, благороднее (это я приписал). Главное не победа, а участие!» и прочей, как теперь понятно, белиберде. Главное, конечно, теперь победа, потому что столько затрачено денег, нервов и сил, что просто участием не отчитаешься перед начальником, желающим видеть государство победителем: хоть в женском хоккее, хоть в церемонии открытия (теперь это тоже соревнование), хоть в шорт-треке, хоть в сноуборде, хоть в могуле — это когда на лыжах скачут по буграм молодые люди со здоровыми пока коленями…

Понимаю, надо вовлечь регионы мира, где этот самый трек, доска или могул популярны, привлечь зрителей — то есть по главному счету — потребителей рекламы и несметного числа дорогой одежды и оборудования (а если там будет пять колец, то Олимпийскому комитету перепадет кое-какая копейка). То есть необходимо постоянно расширять территорию потребления Олимпийских игр за счет вовлечения в Праздник (это безусловно) новых участников-зрителей. Взрослые покупают мало, зрелые — горные лыжи, теннисные ракетки и шмотки, молодежь все, на чем и в чем можно скатиться с горки, лучше со снежной, там где снег есть.

В коробке для шорт-трека бортики мягкие. Там часто падают. На площадке скученность азиатских городов. Правила движения есть, но их незаметно как-то пытаются обойти. Мешают друг другу страшно, и это называется тактикой. Зрители радуются толчее и переживают, когда кто падает, но ради этих падений часто и сидят на трибуне. На прошлых Играх в финале четыре лидера упали, и пятый участник, который вовсе ни на что не претендовал, не без сочувствия объехал лежащих и стал чемпионом. Я, впрочем, люблю собачьи бега, и поэтому с интересом слежу за забегами, правда, мне не хватает искусственного зайца, за которым могли бы устремляться конькобежцы.

Изображение

Никто голландцев не догнал. Фото: Юрий РОСТ — «Новая»

Зрители на сочинских Играх в общем не дефицит. Свистят, кричат, флагами машут, как настоящие болельщики, хотя среди наших много людей, обремененных в основном краснодарскими организациями. Люди радуются, многие впервые… Ничего дурного, кроме подозрения, что сочинский всемирно-исторический праздник не так уж популярен среди отечественного населения. Да и дорог этот праздник, как последний в жизни. Борис — преподаватель народной музыки из Челябинска, приехал с внучкой Валерией. За 9 дней соревнований — по одному в день — он заплатил около семидесяти тысяч рублей. Жилье — у частника — тысяча в день (очень дешево), питание — невероятно дорого. Транспорт, сувениры (по цене, так из драгоценных пластмасс и парчи из ваты). В общем, тысяч пять долларов в пересчете на рубли — положи. И неизвестно, что увидишь. Борису повезло — он попал на классический олимпийский вид — бег на коньках на 500 метров у мужчин. И народу было немало до самого конца. Это бег веселый, что у мужчин, что у женщин. (Вот они одеты, в отличие от хоккеисток, весьма умеренно, что радует глаз.) Болели незлобливо, без заказного патриотизма, с сочувствием к проигравшим. Нашим кричали побольше, но голландское искусство бега на коньках оценили радостно. Что порадовало ошалевших от победы — близнецов Михеля и Роналда Мюлдеров и занявшего второе место Яна Смеекенса.

Изображение

Подиум победителей. Чемпион Михель Мюлдер держится за голову. Фото: Юрий РОСТ — «Новая»

А накануне картина была иной, и я вспомнил рассказ моего старого товарища о том, как мужчины в старом Баку смотрели фильм «Дикая Бара». Там в постные советские времена героиня на три секунды появлялась на экране со щадяще открытой грудью. Билеты на сеанс были проданы, но к началу никто не приходил. К тридцатой минуте в кино набивались мужики и разговаривали (условно) до тридцать пятой. Потом замирали на те самые три секунды, выдыхали: «Ва-а!» И покидали зал.

Когда стало понятно, что Скобрев не попадает в призы на дистанции 5000 метров, завезенные зрители покинули зал, и три других голландца совершали свои победы при полупустых трибунах. Но, провидение(!), сиденья на прекрасной «Адлер арене» оранжевого «голландского» цвета. Стадион сам порадовал победителей.

А на групповом турнире фигуристов зрителей было много. Это тоже «олимпические» соревнования. Конечно, мы порадуемся за взрослого Плющенко, надежно откатавшего свою программу, и за девочку Юлю, которая младше его в два раза, и за остальных участников, но ощущение натяжки с этим видом программы остается. По крайней мере у меня.

Изображение

Все изображения Игр поступают сюда, и из этой аппаратной идут в мир. Во весь мир. Фото: Юрий РОСТ — «Новая»

Теперь о том, где лучше смотреть Олимпийские игры? У телевизора. Сотни камер и лучших операторов мира, расставлены в таких местах, куда не попадет ни зритель, ни фотограф, ни судья. Вся эта красочная информация стекается в медиацентр, где за закрытыми стеклянными дверями при температуре от 11 до 12 градусов работает Его Величество Сервер. Все изображения поступают в аппаратную, а оттуда единый для всех стран-потребителей сигнал отправляется в мир. Устный комментарий может быть каким угодно, даже таким, как у нас. Но картинка высочайшего качества. Михаил Демин, который возглавляет техническое (не идеологическое) обеспечение журналистов — мой старый добрый товарищ. Он дал возможность читателям «Новой газеты» посмотреть на телевизионный Мозг Игр. Хотя, как все истинно значимое, он выглядит скромно. Там, в соседнем аквариуме, еще и архивная память. Стоит показать ей персонажа, как она найдет его изображение в любой компании и ситуации. Пока речь идет о спорте — система не пугает. Но подозреваю, что в ее жизни спорт играет такую же незначительную роль, как и в нашей. А кто она по основной профессии? Большой Брат?

Изображение

Думаете главные мозги Олимпийских игр в Москве? Нет они здесь в этом сервере. Фото: Юрий РОСТ — «Новая»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow