СюжетыПолитика

Никто не свободен

Европейцы озаботились коррупцией

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2014
Читать
Европейцы озаботились коррупцией. Выделены две сферы жизни, где больше всего денег уходит в коррупционные схемы: это государственные закупки и финансирование политических партий

Доклад о коррупции в странах Европейского союза журналистам в Брюсселе представил не местный Навальный, а член исполнительной коллегии ЕС, европейский комиссар по внутренним делам шведка Сесилия Мальстрем.

Солидный том из сорока с лишним страниц обобщающей части по всему союзу, плюс по десятку и более по каждой из 28 стран-членов, плюс приложения с данными опросов, статистикой, графиками…

Ни одна страна ЕС не может похвастаться, что свободна от коррупции. Просто в одних болезнь маргинальна, а в других серьезно поразила экономическую и политическую ткань, повседневный быт.

Коррупция в ЕС, полмиллиарда жителей которого ежегодно производят более 12 трлн евро валового внутреннего продукта, обходится налогоплательщикам в 12 млрд евро (1% ВВП). Такова оценка главного исполнительного органа союза. Но, по словам Мальстрем, в действительности теряется больше. Точных цифр нет.

В докладе, который сделан впервые на уровне ЕС и впредь будет готовиться раз в два года, выделены две сферы жизни, где больше всего денег уходит в коррупционные схемы: это государственные закупки и финансирование политических партий.

Контракты на госзакупки, которые составляют около одной пятой объема экономики ЕС, представляют самую большую проблему. В карманах коррупционеров оседает до четверти стоимости контрактов. Чем больше в экономике доля государственных расходов, тем больше воруют.

Доклад построен на оценках экспертов специализированных организаций, таких как Группа стран по борьбе с коррупцией Совета Европы (ГРЕКО), частных рейтинговых агентств, на данных опросов. Заметим, именно на оценках и опросах, а не на судебной статистике, как это советуют делать российские руководители в ответ на вопрос, сколько бюджетных денег украдено на сочинском мегапроекте. Разница в том, что цель Брюсселя — представить хотя бы приблизительную, но адекватную картину. Степень поражения стран коррупцией разная, как и отношение к ней граждан.

Опрос службы «Евробарометр» показал, что 76% респондентов считают ее распространенным явлением, а половина уверена, что за три года кризиса она усилилась. Правда, только 8% в течение года сами были объектом или свидетелем акта коррупции. А во Франции, где 68% считают коррупцию всепроникающей, только 2% лично сталкивались с ней. У страха глаза велики?

Усиление ощутили 75% респондентов в Испании, Словении, Чехии, Италии и Португалии. В том, что коррупция процветает во всех сферах жизни, уверены 99% греков, 97% итальянцев, 95% литовцев, испанцев и чехов. А вот в Дании 75% опрошенных считают, что это редкое явление. Чуть меньше уверенных в Финляндии и Швеции.

Опрос руководителей компаний показал, что и частный бизнес затронут коррупцией. Половина признает, что для делового успеха в их стране не обойтись без связей в политических кругах. Около 32% компаний, которые участвовали в тендерах на государственные контракты и проиграли, винят коррупцию. Больше всего жалуются строительные и инженерные фирмы.

В числе других коррупционных ловушек — непрозрачное финансирование политических партий, «деловые» отношения между бизнесом и политической элитой, банальное взяточничество на местах.

Антикоррупционное ведомство Евросоюза — OLAF — в прошлом году оплатило исследование, которое совместно провели независимая международная аудиторская сеть Pricewaterhouse-Coopers (PwC), международная консалтинговая фирма Ecorys и Утрехтский университет. Вывод таков: в восьми странах ЕС потеряно до 2,2 млрд евро, выделенных в 2010 году из средств налогоплательщиков на контракты по государственным закупкам.

Финансирование политических партий — благодатная сфера для коррупции. Самый громкий пример — отставка в 1995 году генерального секретаря НАТО Вилли Класа. Ее спровоцировал бельгийский коррупционный скандал. Будучи вице-премьером Бельгии и одним из лидеров соцпартии, он выбрал итальянскую фирму для поставок вертолетов бельгийской армии. За получение контракта фирма перечислила «откат» на счет партии. С тех пор в Бельгии щепетильно следят за партийными бюджетами.

Брюссель ставит в пример Великобританию. Ее антикоррупционный закон 2011 года — один из самых продвинутых в мире. Он позволяет преследовать по суду иностранных чиновников, а также британские компании, которые допустили в отношении себя акты коррупции за границей.

Брюссель

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow