СюжетыОбщество

Министр изменил «ромовым бабам»

Чиновник, обвинивший Даниила Гранина во вранье, обязан извиниться

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2014
Читать
Чиновник, обвинивший Даниила Гранина во вранье, обязан извиниться. Владимир Мединский во всеуслышание назвал враньем опубликованный писателем рассказ о выпечке «ромовых баб» для руководства города во время блокады.
Изображение

Владимир Мединский во всеуслышание назвал враньем опубликованный писателем рассказ о выпечке «ромовых баб» для руководства города во время блокады.

Заявление Мединского прозвучало 31 января в эфире передачи «Эхо Москвы», в программе «Цена Победы». Между ведущим и министром культуры состоялся такой диалог:

В. Мединский: Если мы будем исходить из того, что два с половиной миллиона жителей Ленинграда плюс какое-то количество беженцев — значит, за годы блокады было эвакуировано по Дороге жизни и иными путями 1 миллион 300 тысяч человек, то есть примерно половина населения. Это единственный в мировой истории случай столь успешной эвакуации мирных жителей из полностью окруженного и осажденного города. Нет ни одной аналогии. Поэтому мы должны не ерничать на тему пирожных, которых никогда не ел Жданов, это полная…, я исследовал эту тему, полная фантазия. Вот.

В. Дымарский (ведущий): А как же дневники? А как же фотографии, которые Даниил Александрович Гранин опубликовал, этот цех ромовых баб?

Мединский:Одну секундочку, значит, я закончу мысль свою.

Дымарский: Да.

Мединский:Так вот, не ерничать по поводу Жданова. Кстати, Жданов, питавшийся ромовыми бабами, как вы говорите, в блокаду…

Дымарский:Это не я говорю!

Мединский:Эту тему раздул журнал «Огонек» в конце, во второй половине 80-х. Причем…

Дымарский: Нет, но это относительно недавно, все это тоже обнаружил и прокомментировал Гранин.

Мединский:Это вранье. Значит, никаких фактов и доказательств этого нет. Известно, что… Я закончу все-таки…

Дымарский: Да, да, пожалуйста.

Мединский:Прошу не перебивать. Упомянутый Жданов умер в 48-м году в молодом возрасте, 53 лет, от дикого комплекса всяческих болезней, уже будучи глубоко больным человеком. Очевидно, явно от переедания ромовых баб, в 53 года.

Дымарский: Он был упитанным человеком.

Мединский:Вот, на нервах эта, знаете, упитанность, вот. Поэтому в ноги надо поклониться организаторам обороны и эвакуации из Ленинграда. Я вообще не представляю, как они это делали.

«Историк блокады Мединский мне не известен»

Депутат ЗакСа Борис Вишневский направил 11 февраля официальное письмо министру культуры, в котором потребовал от министра или привести результаты научных исследований, опровергающих данные Даниила Гранина, или публично извиниться перед писателем.

«В своих публикациях (в том числе в знаменитой «Блокадной книге») писатель, фронтовик, защитник блокадного Ленинграда, почетный гражданин Санкт-Петербурга Д.А. Гранин опирается на архивные данные, а также на исследования историков, в том числе Юрия Лебедева», — пишет Вишневский.

Депутат обращает внимание, что в СМИ был многократно процитирован дневник инструктора отдела кадров райкома ВКП(б) Николая Рибковского, в котором рассказывается, как «голодало» во время блокады партийное руководство.

В энциклопедии, составленной петербургским историком Игорем Богдановым на основе изучения архивных документов «Ленинградская блокада от А до Я», указано: «В архивных документах нет ни одного факта голодной смерти среди представителей райкомов, горкома, обкома ВКП(б)».

— Как авторитетный историк ленинградской блокады, Мединский мне не известен. Я узнал о его заявлении только вчера, прослушал передачу — и сегодня же направил письмо. То, что он сказал о Данииле Александровиче Гранине, глубоко оскорбительно, — говорит депутат.

«Пусть министр установит памятник Жданову у себя на даче»

Наталия Соколовская, писатель, редактор проекта «Ольга. Запретный дневник», посвященного 100-летию Ольги Берггольц, соавтор сценария фильма «Блокада: эффект присутствия», редактор блокадных дневников:

— Во-первых, известны документы, свидетельствующие о том, что в 41-м году в декабре на одной из кондитерских фабрик Ленинграда выпускались ромовые бабы, венские пирожные и шоколад, и это неоспоримо. Сейчас этот материал, подготовленный Д.А. Граниным, опубликован в новом издании «Блокадной книги». К сожалению, ведущий Дымарский во время эфира допустил неточность: Гранин никогда не утверждал, что Жданов ел ромовые бабы. Вот цитата из эссе «Ромовые бабы» (полностью опубликовано в «Новой газете» 24 января 2014 года), вошедшего в новое, 2014 года, издание «Блокадной книги»: «Кушали в цехах (это о рабочих фабрики. — Н. С.). Выносить запрещалось под страхом расстрела… Сколько наслаждалось в Смольном, в Военном совете — не знаю».

Гранин пишет о том (и это подтверждено документами), что питание Смольного было совершенно другим, чем питание, если это можно было назвать питанием, остальных жителей города. Можно, конечно, предположить, что власть несла большие физические и умственные затраты, чем остальное население, и, соответственно, должна была хорошо питаться. Ел ли именно Жданов именно ромовые бабы или не ел, не имеет принципиального значения: важен результат блокады — миллион с лишним умерших от голода ленинградцев… и ни одного случая смерти от голода среди руководящих работников Смольного.

Нам же следует обратить внимание даже не на эти известные факты, а на реакцию министра культуры господина Мединского, который на реплику Дымарского о ромовых бабах заявил: «Это все вранье!» Это заявление министра культуры было направлено в адрес известного писателя, почетного гражданина нашего города, ветерана Великой Отечественной войны, человека, которому три недели назад президент Российской Федерации вручил орден Александра Невского «За заслуги перед Отечеством».

Думается, что министр культуры должен внимательнее следить за своей речью, раз уж ему хронически не удается привести в порядок образ своих мыслей. Если, как это следовало из заявления господина Мединского, он считает, что наш город должен поклониться в ноги «этим людям», и в частности Жданову, то пусть он делает это персонально. Господин министр может даже у себя на даче поставить памятник Жданову. Но прежде пусть господин министр ознакомится с целым сводом документов, опубликованных и хранящихся в архивах страны, как в открытом доступе, так и в спецхранах, или прибегнет к более доступным источникам, например, к дневникам Ольги Берггольц или других ленинградцев. В качестве источника информации можно также использовать книги профессиональных историков, например, В. Ковальчука, Г. Соболева, С. Ярова, Н. Ломагина и других. Может быть, тогда господин министр начнет лучше представлять себе роль Жданова в блокадной трагедии Ленинграда.

Все, что происходило последнее время вокруг ленинградской блокады (начиная с переименования даты полного снятия блокады и заканчивая «недоблокадниками» депутата Заксобрания Раховой), — это, на самом деле, наше с вами отражение. Блокадная трагедия выявила и показала как в зеркале довольно-таки перекошенную физиономию всего общества.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow