Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 16 от 14 февраля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Вс.Э.М.!

Центр им. Мейерхольда (ЦИМ) начал отмечать 140-летние Всеволода Мейерхольда, устроив к юбилею классика авангарда фестиваль всего и вся, который продлится, как планирует Центр вместе с Театральным музеем им. Бахрушина, целый год. В пространствах ЦИМа уже расположились артефакты русского авангарда 1920-х годов и звучит голос Мейерхольда, на стенах появились афиши его спектаклей и рифмой к ним — плакаты классика отечественного конструктивизма Александра Родченко. В работах современных медиахудожников продолжается начатый ими эксперимент. Вход на выставку свободный. А 15 февраля состоится тематический фестиваль коротких спектаклей, в котором, помимо собственно ЦИМа, участвую питерские БДТ и Театр им. Ленсовета, московские театры «Практика», им. Пушкина, Центр драматургии и режиссуры, киевский театр им. Франко и еще один Центр им. Мейерхольда, из Херсона. Что именно можно будет увидеть на сцене ЦИМа, не представляет никто: при общности темы и условий (уложиться в 20 минут) у каждой труппы — полная свобода выбора жанра, формы и материала.

Ул. Новослободская, 23. Начало в 19.00

 

Орден Додо

«В таком случае, — провозгласил Додо, — я предлагаю принять резолюцию о немедленном роспуске собрания с целью принятия самых экстренных мер для скорейшего...» — «Говорите по-человечески, — сказал Орленок Эд. — Я и половины этих слов не знаю! Да и сами вы, по-моему, их не понимаете». —  «Я хотел сказать, — обиженно проговорил Додо, — что орден Почетного Додо учрежден совместно Институтом книги и сообществом сети книжных магазинов Dodo Magic Bookroom для поощрения заслуг перед российской словесностью и читательской (а также зрительской и слушательской) аудиторией в области фантазии, воображения, жизнеутверждения, созидательной игры, остроумия и человеколюбия». В кавалерах — Нил Гейман, Юрий Норштейн и Джоан Харрис. 15 февраля к их славной компании присоединится мастер литературы абсурда Евгений Клюев — сказочник и поэт, переводчик Кэрролла и Лира, лингвист и драматург. Ныне живет в Копенгагене, но специально прилетит в книжный магазин «Додо» на Солянке на церемонию вручения ордена, потому что та будет сопровождаться чтением Кавалером стихов и сказок собственного сочинения, его ответами на вопросы, автографами и признаниями в любви.

Ул. Солянка, 1/2, стр. 1. Начало в 18.00

 

Двое и объекты

Блестящий скрипач и композитор Алексей Айги и гуру отечественной электроники Аркадий Марто сегодня вечером продолжат серию нетрадиционных музыкальных вечеров. На первом из них музыканты играли в пинг-понг на рояле, лопали пузыри оберточной пленки, изображали жуков. На втором пели и лопали воздушные шарики. На третьем играли на радиоприемниках, на пятом пили кофе под музыку, на седьмом пылесосили рояль. Что будет на этот — двенадцатый — раз, в клубе «Дом», неизвестно. По крайней мере, в части перформанса. В плане музыки это будут музыкальные композиции в эстетике академического минимализма или, как говорит сам Айги, репетиционизма, в том числе из репертуара ансамбля хулиганов от классической музыки «4’33’’», в котором Айги, как известно, за руководителя, а Марто состоит штатным клавишником.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00

 

Последний из Миядзаки

«Ветер крепчает», новый полнометражный анимационный фильм великого японского режиссера Хаяо Миядзаки, выходит в российский прокат 20 февраля. Мэтр впервые лишил сюжет своего мультфильма сказочности, положив в основу сценария одноименный роман Тацуо Хори и биографию авиаконструктора Дзиро Хорикоси, разработчика знаменитого истребителя времен Второй мировой войны Mitsubishi A6M Zero. Волшебство и мистика в рассказываемой истории сменились трагичной прозой реальности, но волшебство взгляда Миядзаки и мистика его мастерства никуда не делись. Тем острее воспринимается превращение детской мечты Хорикоси о небе в грозный мир тотального разрушения, романтической любви — в беспощадную смерть. Прошлой осенью мастер объявил, что «Ветер крепчает» — его последняя полнометражная работа в мультипликации. Но название мультфильма — еще и отсылка к строчке Поля Валери: «Крепчает ветер!.. Значит — жить сначала!» То есть надежда остается.

 

Сага о Капцанах

Фридриха Горенштейна, драматурга и прозаика, в бывшем СССР знают в основном как автора сценариев к «Солярису» Тарковского и «Рабе любви» Михалкова, хотя он автор многих произведений, из которых до его эмиграции в 1980 году был опубликован только один рассказ. Среди того, что долго лежало «в столе», была и пьеса «Бердичев» (1975), по масштабности повествования сравнимая с романом. В центре повествования, охватывающего 30 лет — с 1945 по 1975 год, — судьба двух сестер, живущих в небольшой квартире в «Иерусалиме на Волыни» — украинском городе Бердичеве. Это история семьи, история рода, развернутая во времени, за которой стоит история всего народа. История эта долго ждала своего постановщика. Им стал молодой режиссер Никита Кобелев в Театре им. Маяковского. Главные роли в спектакле, премьера которого состоится 20 и 21 февраля, исполняют Татьяна Орлова и Татьяна Аугшкап.

Ул. Б. Никитская, 19. Начало спектаклей в 19.00

 

Законный брак / продажная любовь

«Иуда и Фамарь» — довольно редкий в западноевропейском искусстве сюжет. Между тем история о женщине, переодевшейся проституткой, чтобы получить законных сыновей, меняется в зависимости от того, как ее изображают и кто на нее смотрит. Как португальские криптоиудеи умудрились прочесть историю Иуды и Фамари как историю идеальной любви, о которой поют на свадьбах? На основании чего феминистские критики увидели в Фамари не послушную и униженную жертву обстоятельств и патриархальной системы, а трикстера и героиню-победительницу? Как эти библейские персонажи изображались в разные эпохи? С чем связан внезапный рост популярности сюжета в Голландии XVII века? В центре внимания историка Галины Зелениной и искусствоведа Дильшата Хармана на их лекции в библиотеке им. Достоевского 16 февраля — работа Фердинанда Бола из ГМИИ им. Пушкина, написанная в 1653 году, и загадочный двойник этой картины из Музея изящных искусств в Бостоне. Вход бесплатный.

Чистопрудный б-р, 23. Начало в 16.00

 

Первым делом опера

18 февраля сольным концертом блистательной оперной певицы Юлии Лежневой в Москве откроется Международный фестиваль «Опера Априори», который продлится до июня включительно на сцене Большого зала Московской консерватории. Это будут пять уникальных концертов с уникальными голосами, в числе которых Йонас Кауфман, Стефани Д’Устрак и Суми Чо. Но это еще в будущем, пусть и не столь отдаленном. Пока же любителей оперы ждет открытие — премьера программы «От барокко до Моцарта», которую Лежнева исполнит в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva. Программа отражает эволюцию музыки XVIII века от барокко до венского классицизма. В ее завершении обещают моцартовское Exsultate, jubilate, произведение, которое композитор написал в шестнадцать для своего любимого певца в Милане, кастрата Венанцио Рауццини.

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00

 

В позе и без позы

Фотограф Фрэнк Уорт был вхож в закрытый круг знаменитостей Голливуда середины XX века, со многими звездами был более чем дружен и именно потому, как это ни странно прозвучит, его творчество широкому зрителю долгое время оставалось практически неизвестным. Дело в том, что Уорт снимал своих прославленных знакомцев не в гламурных студиях, а в частной жизни, которая без роскоши, разумеется, не обходилась, но являлась в домашней непосредственности. При жизни фотограф не показывал свои работы, а после его смерти в 2000 году было найдено более десяти тысяч снимков, запечатлевших Мэрилин Монро и Софи Лорен, Джейн Мэнсфилд и Джеймса Дина, Фрэнка Синатру, Риту Хейворд и многих других звезд Голливуда в интерьерах и на фоне яхт и автомобилей. 50 из них сейчас можно увидеть на выставке в «Галерее Кино», вторую половину которой составляют работы куда более известного фотографа Хельмута Ньютона. Вышедший из мира высокой моды Ньютон специализируется на красоте женского тела, причем делает это провокационно, показывая модели не столько обнаженными, сколько раздетыми. На выставке представлены его хиты 1980-х, а также ряд фотографий, ранее никогда не экспонировавшихся.

Ул. М. Молчановка, 8, стр. 2. До 7 марта

 

Распальцованный

Энди Макки — один из лучших, пожалуй, сейчас гитаристов, представителей «пальцевого стиля» (fingerstyle), техники, использующей разные способы звукоизвлечения и позволяющей играть аккомпанемент и мелодию одновременно. Наследник традиций таких мэтров стиля, как Престон Рид, Майкл Хеджес и Дон Росс, Макки — мастер атипичной гитарной акробатики, чудных мелодий, плотных басовых линий и звонких перкуссионных звуков одновременно. Нередко используя нестандартный строй, в своем первом российском концерте 16 февраля в клубе «Театръ» он привычно будет перестраивать гитару практически после каждой композиции, но нудно не будет, за это можно ручаться. Прозвучит как новый материал, так и хиты с альбома восьмилетней давности The Art of Motion, которые и прославили гитариста.

Ул. Старая Басманная, 20, стр. 1. Начало в 20.00

 

Серийный убийца искусства

Великий манипулятор XX века, заставивший толстосумов по всему миру любоваться изящными линиями консервной банки и аляповато раскрашенными фотографиями знаменитостей, Энди Уорхол — безусловная икона эпохи. Экстатическое слияние массового потребления, агрессивного маркетинга и так называемого «высокого искусства» с его легкой руки, без удержу трафаретившей акрил на холсты, актуально и сегодня, спустя четверть века после его смерти. Трибун коммерческого поп-арта, Уорхол на своей «Фабрике» плодил шелкографические портреты всевозможных селебритис со скоростью кролика, сериями выпуская Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Джона Леннона, Элвиса, Джима Моррисона и многих-многих других. Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века». Экспозицию составляют портреты Сары Бернар, Луиса Брандейса, Мартина Бубера, Джорджа Гершвина, Франца Кафки, братьев Маркс, Голды Меир, Гертруды Стайн, Зигмунда Фрейда и Альберта Эйнштейна — «кисти» Уорхола, разумеется — и сопровождающие их архивные материалы.

Ул. Образцова, 11, стр. 1А. До 9 апреля

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera