Сюжеты

Соль земли столичной

Чем и как посыпают наши улицы

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 19 от 21 февраля 2014
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ольга ГладышеваЕкатерина Проворная«Новая газета»

 

Чем и как посыпают наши улицы

РИА Новости

11 февраля в Андорре-ла-Велье завершилась международная конференция, посвященная вопросам зимней обработки дорог. В ходе обсуждений участники пришли к выводу: самые продвинутые противогололедные технологии применяются… в Москве. Формиаты, входящие в состав используемых в столице реагентов, снижают коррозийную активность к металлу. Неужели правда? А как же съеденные «химией» ботинки и несчастные животные, страдающие от жгучего асфальта? Чтобы выяснить, чем же посыпают столичные улицы, «Новая» провела собственное расследование, отдав на экспертизу противогололедный препарат, рассыпанный на улице.

Реагенты для столицы закупают централизованно: ежегодно устраивается тендер, в результате которого определяется поставщик противогололедных смесей. Из года в год тендер выигрывает Уральский завод противогололедных материалов (УЗМП). Реагенты здесь производят из отходов Соликамского магниевого завода, на территории которого и базируется УЗМП.

На самом деле «солить» столицу давно перестали. Кандидат химических наук, руководитель химико-экологического центра «ЭХО» Михаил Рейнов рассказал, что сейчас хлорид натрия (поваренную соль) используют только бедные регионы страны. В Москве применяются многокомпонентные реагенты на основе хлоридов, формиатов и ацетатов.

— Есть такое понятие — «синергетический эффект». Это когда компоненты смеси усиливают действие друг друга. Вот производители и экспериментируют, подбирая смеси хлоридов кальция, натрия, формиатов калия, натрия, добавляют биофильные компоненты (мочевина, хлорид калия), чтобы найти состав, оптимальный по цене, эффективности и воздействию на окружающую среду, — поясняет Рейнов. (см. табл.).

— В общем, вполне предсказуемая картина, — комментирует Михаил Рейнов результаты проведенной нами экспертизы. — Кажется сильно заниженным содержание формиата — его всего 3,34%. Наличие небольшого количества сульфата может быть примесью используемого реагента. Сульфат безобиден, вреда человеку и животным не приносит, а в таких малых количествах для почвы он угрозы тоже не представляет. Бишофит, он же хлорид магния, активно продается оптом и в розницу в качестве противогололедного реагента. И если анализируемая проба собиралась около какого-либо публичного здания — магазина, офисного центра и т.п., то не исключено, что территорию около этого здания периодически обрабатывают работники из этого здания купленным бишофитом, и поэтому незначительное количество вместе с грязью и снегом попало в образец. Мраморная крошка обязана быть на тротуарах, тут все правильно, именно мраморная, а не гранитная.

Но не все зависит от реагентов. Гораздо важнее, соблюдается ли технология зимней уборки улиц. Обработка территорий противогололедными реагентами регламентирована документом департамента ЖКХ Москвы «Технология зимней уборки», принятом в 2010 году.

В регламенте четко прописано, как и чем обрабатывать обледеневшие поверхности столичных дорог и тротуаров. В зависимости от температуры используются разные реагенты. Если на улице до -8, то дороги должны обрабатывать жидким реагентом. При морозе до -12 в ход идут комбинированные смеси. А в стужу применяют сильный реагент из смеси формиатов (кстати, именно формиаты, по мнению участников конференции в Андорре-ла-Велье, лучше и безопаснее всего спасают от гололедицы).

В сильные снегопады обрабатывать территорию необходимо после каждых 5 сантиметров выпавшего снега. Причем для обработки нужны специальные машины, оснащенные автоматической системой распределения вещества.

Если борьба с гололедицей идет согласно регламенту, основная масса реагентов должна в итоге оказываться на снегоплавильном пункте, а оставшаяся малая их часть не причинит вреда окружающей среде.

А вот с соблюдением технологии — большие проблемы. Например, на улицах столицы можно встретить грузовики, с которых сотрудники вручную разбрасывают реагенты. Так нарушается дозировка и равномерность распределения вещества. Дворники могут рассыпать сухую смесь даже во время оттепели и в совершенно произвольных количествах (справедливости ради: в «Технологии зимней уборки» не указаны нормативы, сколько реагента должно приходиться на квадратный метр дорожной поверхности). К тому же пропитанную реагентами снежную кашу далеко не всегда убирают вовремя — в итоге реагенты попадают в почву в избыточном количестве.

P.S. Владельцы домашних животных уверены, что реагенты губительно сказываются на здоровье их питомцев. Это не совсем так: собаки страдают вовсе не от химических ожогов, вызываемых вредными смесями. Зимой животным скорее угрожают термические ожоги, возникающие из-за быстрых смен температур. Реагенты обладают большой теплопроводностью, и поэтому насыщенная ими жидкость, в которую превращается снег, быстро вбирает в себя тепло от лап домашних животных. В случае сильных заморозков такой стремительный теплообмен может вызывать ожоги на чувствительной коже собачьих лап.

 

Заграничный опыт

С гололедицей в разных странах борются разными способами.

Песко-соляные смеси. Европейские дороги часто посыпают песко-соляными смесями. Минус песка в том, что он засоряет канализационные стоки. Кроме того, весной, в послегололедный период, от песка очень сложно очищать улицы, да и утилизация его обходится недешево.

Техническая соль. В некоторых странах улицы «солят» — только не поваренной, а технической солью. Технической солью пользуются, например, США. Но это один из самых вредных для окружающей среды способов борьбы с гололедицей — от техсоли портятся обувь и одежда, гниют железные конструкции и засоляются почвы. Вредность соли изготовители ПГР в России пытаются уравновесить другими компонентами, частично смягчающими воздействие хлорида натрия на окружающую среду.

Крошка. В некоторых странах Европы, где применение солей ограничено, дороги обрабатывают не реагентами, а каменной крошкой. Очень практично, например, поступают в Финляндии. Весной здесь собирают не стершийся в порошок гравий (делается это с помощью специальной техники, с виду похожей на большие пылесосы). Гравий промывают и хранят до следующей зимы, чтобы снова использовать на дорогах.

Подогрев дорог. В некоторых регионах Норвегии, например, вместо реагентов подогревают дороги. Под тротуарами и автомагистралями проложены теплокоммуникации — так снег не скапливается на дорогах и сразу тает. Дороги без «подогрева» обрабатывают кипятком с песком: горячая вода подтопляет лед, в то же время песчинки проникают сквозь ледяной покров к асфальту, а когда дорога снова замерзает, образуется пористая ледяная корка, поэтому на дорогах не скользко. В Японии «подогревается» большинство мостов. Несколько лет назад в России тоже планировалось в рамках программы «Инновационная дорога» проложить несколько тестовых дорог с подогревом. О результатах эксперимента пока не известно.

«Кнут и пряник». В США с гололедицей борется не только спецтехника, но и местные жители с волонтерами. Они получают все необходимое оборудование в муниципалитетах, собирают снежно-соляную смесь и вывозят. Собранную «кашу» потом утилизируют специальные снегоплавильные машины. При этом в Америке и Канаде действует система штрафов за уклонение от уборки снега и льда. Если частная компания или владельцы частных домов не будут самостоятельно очищать близлежащие тротуары, то им грозит штраф в размере от $25–100. Также они обязаны оплатить лечение и возместить моральный ущерб человеку, если тот случайно поскользнется на территории, за которую отвечают частные лица.

 

Право на ответ

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera