СюжетыОбщество

Попал — под амнистию

Начинаем тестировать рынок государственных услуг. Сегодня — о том, как дачники Новой Москвы пытаются доказать, что они дачники

Этот материал вышел в номере № 19 от 21 февраля 2014
Читать
«Новая газета» открывает новую рубрику: наши корреспонденты попытаются проверить, как работают федеральные и городские сервисы. Начнем с эпопеи обозревателя Александра ЧУРСИНА, который попытался узаконить земельный участок, теперь уже расположенный в пределах столицы — на территории, представляющей серьезный интерес для потенциальных застройщиков.
Изображение

«Новая газета» открывает новую рубрику: наши корреспонденты попытаются проверить, как работают федеральные и городские сервисы. Начнем с эпопеи обозревателя Александра ЧУРСИНА, который попытался узаконить земельный участок, теперь уже расположенный в пределах столицы — на территории, представляющей серьезный интерес для потенциальных застройщиков.

Простите, что о личном, но думаю, что и о наболевшем — поскольку таких, как я, — десятки тысяч, точно. Так вот, есть у меня дача в садовом товариществе в Новой Москве — 8 соток, старенький финский домик, полуразвалившаяся банька и летняя беседка. Все это хозяйство по разным объективным причинам я не смог в свое время оформить в собственность.

В мае 2013 года занялся. Зашел на сайт департамента городского имущества Москвы (ДГИ) и прочел: «Регистрация собственности (регламентирована Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») простая процедура». И далее в «Памятке заявителю»: пакет документов — не более 6 штук, срок — 20 дней, и — дословно:«Больше не требуем кадастровый паспорт, выписку из ЕГРЮЛ, нотариальное заверение уставных документов»(см. — и внимательно — ниже).

Собрал все документы по списку, там же опубликованному, и с верой в объявленную федеральным законом дачную амнистию отправился в департамент.

16 июля 2013 года в службе «одного окна» мои бумаги приняли, дали выписку и снабдили подписью главного специалиста Сердиновой Н.Б. Срок исполнения — 15.08.2013.

Успокоился: получу регистрацию, затем — кадастровый паспорт и буду владеть дачей на законном основании, платить налоги, а еще могу подарить или завещать, если надоест — продам. Но — размечтался…

12 августа 2013 года — отказ в приеме документов внешне выглядел по всем правилам: номер, дата, исполнитель Ткаченко О.Л., подпись заместителя руководителя Прохорова А.В. (он потом еще появится фантомом в дальнейшей переписке). Основание — отсутствуют нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов. Они — копии, в принципе, были, но за подписью председателя товарищества и с печатью СНТ (Садоводческого некоммерческого товарищества). Вопрос: о чем думала главный специалист Сердинова, когда принимала документы? И о чем думал тот, кто забивал текст на официальный сайт?

Я — законопослушный гражданин, пусть и не сразу (с оригиналами требуемых бумаг приключилась беда: дачные председатели менялись стремительно, что привело к потере всего значимого), но — восстановил. На что потратил три месяца.

5 декабря 2013 года опять постучался в заветное «одно окно» ДГИ на улице Бахрушина, 20. Но документы снова не приняли, «дружески» — без официального отказа — посоветовав предоставить еще и описание местоположения дачного участка (в свободной форме).

Описал. По ходу вспоминал добрым словом главного специалиста Сердинову, исполнителя Ткаченко и заместителя руководителя Прохорова.

19 декабря 2013 года — то же «окно». И опять «по-дружески» завернули — у меня нет СНИЛС (данные пенсионного страхования), без которого никакие госуслуги недоступны. Ну да мне они как-то были без надобности; может, и виноват в чем, только сразу почему о том не сказать?

В пенсионном отделе обещали сделать СНИЛС к концу января.

23 декабря 2013 года решил пожаловаться мэру Собянину С.С. на его подчиненных. Текст заказным письмом отправил в мэрию, копию — руководителю ДГИ Москвы Ефимову В.В.

4 января 2014 года получил открытку от начальника отдела писем московской мэрии. Моя жалоба получена 26 декабря, пронумерована и ее будет рассматривать… ДГИ, на который, я, собственно, и жаловался. Еще был указан телефон — 8 495 959-19-55. Версия: он установлен в подвале, чтобы никто не слышал звонков.

Закон дает чиновникам 30 дней на ответ. 28 января 2014 года зашел в электронную приемную ДГИ, чтобы узнать о судьбе своей жалобы. Пять раз пытался отправить запрос, в ответ компьютер — как подговорили! — выдает «ошибку 405».

Пришлось во второй раз жаловаться мэру — у него электронная приемная работала без сбоев. На следующий день прислали ответ: жалоба принята. Однако и это радости не прибавило, потому что жалобу опять отправили в недоступный никоим образом ДГИ.

Пришлось вернуться к истокам коммуникации: попробовал телефонную связь. Указанный на сайте телефон начальника ДГИ г-на Ефимова приятным женским голосом проинформировал, какие кнопки нажимать, чтобы соединиться с разными подразделениями департамента. В конце концов, голос устрашающе предупредил: разговор записывается. Заиграла музыка. Мелодия надоела на восьмой минуте.

Набрал номер первого заместителя г-жи Соловьевой. Трубку взяли с ходу. Представился по полной форме, попросил назвать себя и соединить с хозяйкой телефона. В ответ сообщили: секретарь вышла и помочь мне, увы, никто не может, а кто ответил на звонок — и вовсе неважно. Столь же бессмысленно закончился диалог с приемной другого заместителя — г-на Прохорова. И только лишь в приемной заместителя г-жи Афоничевой я узнал, что обращение рассмотрено 23 января, ответ отправлен адресату — то есть мне.

Тем временем получил СНИЛС. Ура!

29 января 2014 года — ДГИ. Консультант службы «одного окна» Подольницкая Е.В., сославшись на пункт Административного регламента, отказалась принять документы — не указан «кадастровый номер объекта земельного участка». (Сайт — еще раз спрашиваю — кто писал, марсиане?) Пришлось в третий раз отправляться в электронную приемную мэра: скажите сразу, какие бумажки собрать, дурить-то чего?

31 января 2014 года уже знакомая начальник отдела писем городской администрации ответила по e-mail, что моей проблемой будет заниматься заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

Расту на глазах.

3 февраля 2014 года. Не может быть, не верю! Документы приняли к рассмотрению! Ответ обещали дать5 марта 2014 года. Получилось 202 дня, Сталинградская битва длилась 200! Но черт с ним — стал мечтать о законном барбекю…

5 февраля 2014 года получил в ответ на письменное обращение к Собянину отписку из ДГИ за подписью все того же заместителя руководителя Прохорова. Долго мучился над переводом, понял так: чиновники очень любят ссылаться на Административный регламент предоставления государственных услуг департаментом городского имущества города Москвы, который на сайте ведомства вообще-то отсутствует. Во-вторых, в ДГИ запустили специальное программное обеспечение — кто не укладывается в его параметры, тот не достоин государственной услуги. То есть — сам дурак, гражданин.

Хочу заметить, что я вообще-то в электронном сервисе разбираюсь. Что меня, впрочем, не спасло. Ну, хотя бы потому, что не избавило от поездок по всему Подмосковью: необходимые справки нужно было собрать, мотаясь по территории, равной Швейцарии, — от Подольска до Одинцова. Очень обширное «одно окно» получается, хотя и это не помогло — я их (документы), в отличие от бабушек-дачниц, собрал, что в итоге все равно оказалось без толку.

17 февраля 2014 года получил еще один ответ из ДГИ (исполнитель документа Зинкина Г.В., подписал зам руководителя Тетушкин Д.Н.). Чиновники сообщают, что не могут оформить первичную собственность по дачной амнистии без кадастрового номера земельного участка, а этот номер мне не дают, потому что нет документа о собственности. В четвертый раз, сжав зубы, пожаловался Собянину. Жду, когда все-таки выяснят первичность яйца или курицы: что должно быть раньше — номер участка или документа о собственности (хотя, все равно отправят собирать новые справки). Или же, как говорят злопыхатели, придется ожидать государственных перекупщиков, которые предложат — без права на отказ — продать мою баньку-развалюху по той цене, которую они установят в целях обеспечения государственных нужд.

Комментарий эксперта

Марат САВЁЛОВ, управляющий партнер юридической компании CONFIDERI:

— Административное расширение территории Москвы создало целый ряд непростых в юридическом плане ситуаций. Их понимание, и главное, поиск верных правовых позиций для оценки и разрешения — дело не сиюминутное. Например, право собственности на землю, перешедшую из сельской категории в городскую.

На данный момент в открытом доступе не имеется документов, которые однозначно могли бы свидетельствовать о том, что московские власти намереваются каким-то образом юридически препятствовать регистрации правоустанавливающих документов физических лиц при первичном оформлении собственности, совершении сделок купли-продажи, наследовании или завещании недвижимости в виде дачных участков в пределах новых городских территорий.

Вместе с тем практика риелторских агентств и фирм, специализирующихся на продаже загородных земельных и дачных участков, отмечает в 2013 году как определенное снижение количества сделок в регионе Новой Москвы, так и падение ликвидности данной категории недвижимости. В риелторской среде также известны примеры, когда потенциальных клиентов убеждали не покупать земельные участки на присоединенной территории из-за проблем с регистрацией.

На этот процесс, по-моему, оказывает решающее влияние то, что пока не разработан план градостроительного и инфраструктурного развития новых территорий, и, естественно, в этой связи отсутствует четкое представление о том, где и в каком масштабе земли будут изыматься, например, под строительство дорог, промышленных предприятий и объектов социального назначения.

Обратная связь

«Новая газета» обратилась с вопросами к мэрии Москвы. Вот ответы

1.В новой Москве находятся 220 тысяч дачных участков. Большинство теперь уже московских дачников оформляли собственность до расширения городских границ. Будут ли городские власти в случаях, например, наследования или продажи признавать прежние правоутверждающие документы или требовать оформления новых?

При наличии сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним оформление новых документов не потребуется.

2.Многие из Московских дачников не успели зарегистрировать собственность и продолжают пребывать в статусе члена садоводческого товарищества. Наш корреспондент на себе испытал процедуру такой регистрации и обнаружил, что Департамент городского имущества Москвы не всегда распространяет на них так называемую дачную амнистию и воздвигает бюрократические препоны при регистрации прав собственности: например, требует предоставить документы, не входящие в опубликованный на ведомственном сайте список. Сайт же обещает гражданам простую процедуру в кратчайшие сроки. Прокомментируйте эти факты пожалуйста.

Оформление земельно-правовых отношений на земельные участки на территориях садовых некоммерческих товариществ осуществляется исключительно в соответствии с положениями Федерального закона от № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».

Если у гражданина есть документ, устанавливающий или удостоверяющий право этого гражданина на земельный участок, то оформление земельных участков по так называемой «дачной амнистии» осуществляется органами Росреестра в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В данном случае принятие дополнительных решений органами государственной власти о предоставлении земельного участка не требуется.

Если у гражданина нет документа, подтверждающего его право на бесплатное получение участка, предоставление земельного участка в собственность в таком случае осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы. Тем самым Департамент оказывает государственную услугу - «предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам». Весь алгоритм работы Департамента по предоставлению этой услуги прописан в административном регламенте оказания государственной услуги «Предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам», который утвержден постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы».

Согласно п. 2.7 приложения 12 к указанному постановлению Правительства Москвы при обращении за получением данной государственной услуги заявитель представляет следующие документы (перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим):

  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оформляется в форме документа на бумажном носителе, согласно соответствующему приложению к регламенту);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • заключение правления некоммерческого объединения, членом которого является заявитель, о соответствии местоположения и площади земельного участка, в отношении которого подается запрос, земельному участку, фактически используемому заявителем;
  • описание местоположения земельного участка, подготовленное заявителем;
  • нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, членом которого является заявитель, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, необходимо представить дополнительно:

  • удостоверенную правлением некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
  • выписку из единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.

Все документы необходимо сдать в «одно окно» Департамента. Возможные трудности по выпуску соответствующего распоряжения Департамента могут возникать только в случае ненадлежащей готовности документов.

3.Какую компенсацию получат те дачники, чьи зарегистрированные дачи окажутся на пути строек?

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков осуществляется исключительно для государственных или муниципальных нужд. Например, необходимо выполнить условия, связанные с реализацией международных обязательств Российской Федерации, или нужно разместить объекты государственного или муниципального значения (к ним относятся - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности и др), при условии отсутствии других вариантов их возможного размещения.

При этом собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Отношения, возникающие в связи с присоединением с 01.07.2012 к городу Москве территорий, в том числе основания и процедуры изъятия земельных участков и других объектов недвижимого имущества регулируются Федеральным законом № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (глава 2 указанного Федерального закона).

Вместе с тем необходимо отметить, что сфера действия указанного Федерального закона ограничена случаями изъятия имущества в целях размещения объектов федерального и регионального значения, размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, либо транспортно-пересадочных узлов. Процедуры оформления земельно-имущественных отношений для размещения иных объектов регулируются общими положениями законодательства Российской Федерации.

Перечень объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные Федеральным законом № 43-ФЗ, утверждается Правительством Российской Федерации.

Возмещение правообладателям стоимости изымаемого недвижимого имущества убытков, причиненных его изъятием, осуществляется в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ.Размер возмещения стоимости определяется на основании отчета об оценке, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.

При этом в случаях изъятия земельного участка и иных объектов недвижимого имущества, необходимых для размещения объекта регионального значения, возмещение стоимости осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.В случае изъятия земельного участка в интересах лица, которым в последующем будет осуществляться строительство объекта федерального или регионального значения, возмещение стоимости осуществляется за счет средств указанного лица.

При расчете размера возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального значения или регионального значения, для целей размещения которого осуществляется изъятие недвижимого имущества, исходя из разрешенного использования земельных участков на день, предшествующий утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение данного объекта.

Руководитель Пресс-группы Управления заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Оксана Вагина

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow