Сюжеты

Перед лицом божества

«Отечество мое — в моей душе...». Из Музея искусства авангарда (МАГМА) в ГМИИ им. Пушкина

Этот материал вышел в № 19 от 21 февраля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

«Отечество мое — в моей душе...». Из Музея искусства авангарда (МАГМА) в ГМИИ им. Пушкина

 

Хаим Сутин. «Красная лестница в Кань». 1923—1924
Люсьен Фрейд. «Засыпающий Ги». 1981—1982
Михаил Шварцман. «Стакан воды». 1957

Коллекция, собранная промышленником и коллекционером, а также президентом Европейского еврейского конгресса Вячеславом Кантором, охватывает конец ХIХ века и простирается чуть ли не до наших дней. Это в основном авангардное искусство, пропущенное через призму художников-евреев, этих «безродных космополитов», у которых отечество оказывается не в реальном географическом пространстве, а в душе (как выразился Марк Шагал в своих стихах, ставших девизом выставки).

И все же, если присмотреться к авторам Вячеслава Кантора, то это будут евреи — пусть отдаленно, но связанные с Россией. Пожалуй, только у Модильяни итальянские корни, но даже Люсьен Фрейд через своего знаменитого деда имел предков из Галиции.

Возникает впечатляющая панорама российско-еврейского искусства ХХ столетия. Общее впечатление поразительной ясности, энергетического напора, конструктивной продуманности. Практически все собранные в коллекции художники ловят какое-то потаенное и ускользающее мгновение человеческого бытия — его глубинной сосредоточенности, полуобморочного экстаза, вдохновения, фантазий, бурных или затаенных чувств…

Проваливающийся в сон герой Люсьена Фрейда («Засыпающий Ги», 1981—1982). Или невероятно сосредоточенный персонаж Марка Ротко (1939). Тут и магические «головы» Михаила Шварцмана, глядящие милосердными глазами иконных богородиц («Стакан воды», 1957). Или решительным взором созерцающий нас с холста персонаж Владимира Вейсберга («Портрет Алика Гинзбурга (в гипсе)», 1960). И фальковский персонаж, скрючившийся в кресле, обладает каким-то невиданным знанием о человеческих чувствах.

Никакого быта! Никаких семейных сцен! Но и никакого воздуха войны, грозных предвестий общей гибели, излома, сюрреалистического ужаса. Нет и сухой «талмудической» учености, ухода в мистику. Это мир проясненный, но со своей тайной глубиной. Мир, удивляющий человеческой сложностью, разнообразием чувств, их спонтанной силой. Человек дан не в перспективе кровавой истории, а как бы перед лицом божества. В своей неотменяемой сути.

Вот что увлекает собирателя — парадоксальный, тонкий, вибрирующий и совершенно загадочный человеческий микрокосм.

И везде на этих холстах много света, сияния, красочного свечения. Эта легкость и сияние призваны передать ощущение преодоления земных катастроф, пространства и времени, да и самой смерти. Человек, несмотря ни на что, все равно на планете Земля остается. И не перестает удивлять. 

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera