СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 19 от 21 февраля 2014
Читать

Трудно быть

Почти полвека от замысла до экрана. Три часа черно-белого небывалого средневековья о гнусной человеческой природе и неотвратимости истории, которая никого ничему не учит. Живопись и алхимия. Осязаемая реальность и аллегория всего. Нисхождение во ад и неуловимое приращение бытия. Любовь и смерть. Наберитесь смелости — посмотрите: 27 февраля в российский прокат выходит последний фильм Алексея Германа «Трудно быть богом».

10 февраля Владимиру Михайловичу Зельдину, по призванию, а не по званию народному артисту страны исполнилось 99 лет. В пятницу вечером он выйдет на Большую сцену Театра российской армии, чтобы сыграть главную роль в спектакле «Танцы с учителем», а по сути сыграть самого себя, лишь слегка упрятанного в незамысловатую историю. Не секрет, что эта постановка — прежде всего бенефис выдающегося актера, повод вспомнить и сыгранные им роли и некоторые факты его биографии. Истинный романтик сцены по фамилии Неделин, мечтающий возродить легендарный спектакль «Учитель танцев», в котором, как известно, более тысячи раз блистал сам Зельдин, сталкивается с далеко не радужными явлениями современной театральной действительности. Но главное, разумеется, не сюжет, а Артист, который, несмотря на почтенный возраст, не просто не обманывает ожиданий публики, но не устает ее удивлять.

Суворовская пл., 2. Начало в 19.00.

Лубок времен Первой Мировой, вся русская классика, а также «грошовая» серия «Шерлока Холмса» будут представлены на живописных и книжных торгах Аукционного дома «Кабинетъ» 26 и 27 февраля. Среди лотов — картинки неизвестных мастеров и нарисованные Лентуловым, Машковым, Малевичем и даже Маяковским. Книжная коллекция подобрана как по учебнику, только тексты «классиков» представлены исключительно редкими прижизненными и первыми изданиями. Любопытными в свете нынешней «холмсомании» выглядят 15 выпусков «Шерлока Холмса» издательства «Развлечение» — одной из знаменитых дореволюционных «грошовых» серий, которой зачитывались в начале XX века. За живописную часть будут «отвечать» картины, рисунки и иллюстрации Рериха, Шишкина, Левитана, Клодта, Бенуа, Нестерова и многих других. Все это можно будет посмотреть на предаукционой выставке, которая уже открылась и будет работать до 25 февраля включительно в ЦДХ.

Крымский вал, 10.

Bang on a Can — не группа, не оркестр и даже не «проект». Это беспрерывный просветительский — в области классической и академической музыки — перформанс, которому в этому году ни много ни мало 35 лет. Запущенный в мировой музыкальный космос композиторами Дэвидом Лэнгом, Майклом Гордоном и Джулией Вольф в 1978-м, Bang on a Canпреодолевает жанровую конкуренцию минималистов и приверженцев традиции, авант-рокеров и исполнителей эмбиента, импровизаторов и прочая — в общем, музыка без границ. Это арт-организация с широким полем деятельности, которой и по сей день рулят в качестве арт-директоров все те же Лэнг, Гордон и Вольф и к которой привлекаются фигуры масштаба Джона Кейджа и Брайана Ино, Филиппа Гласса и Мередит Монк, Стива Райха и Терри Райли, Майкла Наймана, Йохана Йоханнссона. Собственная концертная единица BanonaCan — «усиленный» «гибкий» секстет The Bang on a Can All-Star: кларнет, виолончель, электрогитара, перкуссия, контрабас и фортепьяно. Эта славная формация проедется по двум российским столицам в феврале–марте с концертами и мастер-классами. Первые из них состоятся 23 и 27 февраля в Театральном центре «На Страстном». Второй концерт, к слову, пройдет при участии «резидентов» — 15 молодых исполнителей и композиторов, привлеченных к перформансу Bang on a Can в России.

Страстной б-р, 8а. Начало концертов в 19.00.

Божья тварь

В живописи Гарри Гордона все предстает, как выразился бы Заболоцкий, увиденным сквозь «молнию мысли». И это не метафора. В его самых задушевных работах всегда есть что-то горящее, сияющее, светящееся и отбрасывающее тени и блики: солнце, костер, звезда… Он все знает про авангард и прочий «совриск», но сам он из другого пространства и, в сущности, из другого времени. Тем и интересен. В галерее mustArt открылась выставка Гордона «Божья тварь» — цикл работ, созданных художником по мотивам собственной одноименной повести о жизни Адами и Евы на земле — с драмой взаимоотношений с природой и Творцом, друг с другом и с самими собой.

Вознесенский пер., 9, стр. 2. До 14 марта.

Джаз и еще немного

В звучании московского состава Jazzator минимализм легко уживается с фортепьянными пассажами в духе Прокофьева и Бартока, фри-джаз с панком, а свободный вокальный эксперимент — с фольклорными мотивами. Свою музыку группа играет с чуть заметной озорной улыбкой и чисто музыкальными средствами подшучивает над собой и над публикой. 21 февраля, то есть буквально нынче вечером в культурном центре «Дом» Jazzator представит новую программу, в которую входят композиции с нового альбома Nonagon, который выйдет в свет в марте.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00.

Какое все зеленое!

Фестиваль зеленого документального кино ECOCUP откроется 27 февраля в Центре документального кино(ЦДК). Экологические расследования, кинопутешествия, личные истории и протесты-концерты — в десяти новых полнометражных лентах из США, Великобритании, Канады, Италии и Германии, а также неожиданных короткометражных, анимационных, фантастических и музыкальных фильмах из «особой подборки» — полюбившейся зрителям на прошлых фестивалях спецпрограммы. Вот в Нью-Йорке тысячи людей живут только за счет того, что собирают и сдают пустые бутылки и банки; их называют «каннерами», и о них картина Джона Альперта «Искупление». А вот Венеция — один из самых красивых и романтичных городов на Земле, в котором сорок восемь тысяч постоянных жителей и 20 миллионов туристов в год. Каков он, город, в котором никто не живет, рассказывает «Венецианский синдром» Андреаса Пиклера. Новые виды энергии без пропаганды — в фильме Гарри Линча и Скотта Тинкера «Переход». Поиск забытых рек под городами по всему миру — в «Потерянных реках» Кэролин Бакл. И много других интересных, занимательных и поучительных фильмов, которые будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами. После каждого состоится открытая дискуссия со зрителями с участием российских и зарубежных экспертов. Программа ECOCUP — на сайте ЦДК: http://cdkino.ru.

Зубовский бульвар, 2. До 2 марта.

Идеологема времен Холодной войны «Железный занавес» описывала тотальную закрытость СССР от остального мира, страны-зоны с границе «на замке». Сегодня, когда идеологическое противостояние с Западом существует только в воспаленных мозжечках так называемых народных избранников, «Железный занавес» становится визуальной метафорой напоминания об историческом былом, которая воплотиться в интерактивной инсталляции в парке искусств «Музеон»по случаю празднования Дня защитника отечества. 23 февраля на Крымской набережной скульптурная композиция высотой четыре метра станет декорацией для перформанса танцевального кооператива «Айседорино горе» и выступления Петра Термена на одном из самых радикальных советских изобретений — терменвоксе. Вход свободный.

Крымский вал, вл. 2.Начало в 15.00.

26 февраля на сцене Государственного Кремлевского дворцаоперная дива Мария Гулегина, «русское сопрано с вердиевской музыкой в крови», представит шедевры Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Джакомо Пуччини и Петра Ильича Чайковского. Программа, подготовленная с участием маэстро Фабио Мастранджело, прозвучит в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова и Академического большого хора «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича. Прошлый концерт Гулегиной в России проходил в Московской консерватории в октябре, примадонна была с бронхитом, и все равно это была феерия при полном аншлаге. Новый концерт также обещает стать подлинным вокально-магическим действом.

Кремль. Начало в 19.00.

Самый, пожалуй, известный китайских видеохудожник Ян Чженьчжун выставляется в «Манеже» с экспозицией «Trespassing/Вечное возвращение». Это русская версия принесшего художнику известность в 2000 году видеопроекта (I Know) I Will Die. Героями этого «фильма» стали обычные прохожие, произносящие фразу «Я умру» и вкладывающие в нее свои собственные эмоции, и делающие проект многогранным. С помощью простейших приемов Яну удалось поднять на поверхность чувство уязвимости, обычно скрывающееся за забвением смерти и отказом от экзистенциальных вопросов. Кроме того, на выставке представлены ключевые работы Ян Чженьчжуна: Let’s Puff, Light&Easy, Spring Story, 922 Grains of Rice и другие. Среди основных мотивов работ Яна —нарастание неопределенности и нестабильности, которые захватывают каждого отдельного человека, резкие контрасты и дисгармония в обществе, социальные табу, такие как осознание собственной смертности.

Манежная пл., 1. До 12 марта.

Утро туманное

Сиквел не принят в музыкальной индустрии. Но для стилистически гуттаперчевого мальчика современной музыки Бека Хансена, более известного как просто Beck, правил нет. В 2002 году он записал SeaChange, пожалуй, лучшую пластинку в своей дискографии. 24 февраля в свет выйдет ее эстетическое продолжение — новый альбомMorningPhase. Продолжение, впрочем, только на первый взгляд. Чувственный психоделический фолк SeaChange был коктейлем из подавленности с иронией, акустическим блюзом пополам с роскошными оркестровками «смешать, но не взбалтывать». В «Утренней фазе» кантри-тягомотина конвертирована в мерную индифферентность цифровой эры с осторожной приглушенной ритм-секцией, ленивым гитарным боем а-ля NickDrake и густыми струнными, которыми Бек, как и двенадцать лет назад, обязан своему отцу, мастеру аранжировки Дэвиду Кэмпбеллу. Про новые песни можно с уверенностью сказать только, что они медленные. Гармонии богаты, но не поддержаны хорошими мелодиями; теплый медитативный вокал баюкает и очень скоро становится фоном: о чем там поется, совершенно неважно. Так длятся примерно пол-альбома — пока вдруг не начинается Wave, песня, которая его оправдывает на все сто. Звучащая, словно кавер на Бьорк, вся в цветущих скрипках и виолончелях, без перкуссии, «Волна» будит внутри неподдельную тревогу и беспримесное одиночество, обеспечивая мурашки по спине и как бы возвращая из легкого кошмара сна в неосознаваемую жуть реальности. Вторая половина пластинки после этого становится если не более внятной, то точно более живой, а MorningPhase в целом — тактичным способом очнуться от обморочной никотиновой дрёмы в комнате с белым потолком, среди чистых утренних сумерек.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow