СюжетыОбщество

Автогражданская война

Корреспондент «Новой газеты» попытался получить страховые выплаты по ОСАГО. Не по заданию редакции — жизнь распорядилась

Этот материал вышел в номере № 21 от 26 февраля 2014
Читать
Корреспондент «Новой газеты» попытался получить страховые выплаты по ОСАГО. Не по заданию редакции — жизнь распорядилась
Изображение

Еще раз (я, например, не сразу понял): вы прописаны и живете, допустим, в Москве. Исправно вносите коммунальные платежи. Но однажды вам отрубают свет, газ и воду и предлагают обращаться за этими услугами в Спас-Клепики (те же 200 км). Почему? Ну, скажем, потому, что там собираемость квартплаты выше, и поэтому москвичей так решили поучить дисциплине.

Потом, ближе познакомившись с издевательскими реалиями сегодняшнего страхового бизнеса в РФ, осознал: хорошо, что отправили в Ачинск, не куда подальше.

С чего началось

То, что происходит на дорогах, — модель жизни, политики и экономики. Правила на наших дорогах определяются не брошюрами ПДД, а феодальным статусом всадников.

Правила приоритета при движении на джипе Land Cruiser Prado с непростым номером 007 просты: при выезде со двора посмотреть, нет ли на главной дороге помех в виде асфальтоукладчика или КамАЗа, и можно продолжать путь.

По главной дороге в этот момент пришлось проезжать именно мне, и отнюдь не на танке. На счастье, жену только что высадил. И еще счастье, что, когда мою машину от мощного бокового удара выносит на тротуар и влепляет в подпорную стену, а по пути она обнимает фонарный столб, мне не попадаются на этой траектории ни пешеход, ни собака. Мог бы не по своей вине убить. Живи потом с этим.

Итак, фейерверком — искрами из глаз — знаменуется близость кафкианских пространств, и обнаруживаю себя в них в полном здравии, только почему-то без ботинок. Еще непонятно, как открыл дверь, — потом она, погнутая и заклинившая, уже не поддавалась. Тем временем ко мне подлетают добрые ангелы в женском обличье, отводят подальше от машины, просят не курить: из-под нее, ставшей удивительно короткой, течет бензин; другие добрые женщины, проходившие мимо и все видевшие, чуть не с кулаками набрасываются на водителя джипа. Кто-то вызывает «скорую», кто-то записывает свои телефоны, говоря, что все видел и готов выступить свидетелем; кто-то предлагает бумажные платки вытирать кровь со лба. Виновник, руководитель крупной частной фирмы в ЖКХ, извиняется, безусловную вину свою признает и не отходит, зовет греться к себе в джип.

Мчится реанимация. Обходятся со мной крайне бережно, профессионально осматривают-ощупывают, меряют-беседуют. Всё пробуют добиться: терял ли сознание? В конце концов, врачи соглашаются меня оставить. Предупредив, что потом придется идти с моим сотрясением в поликлинику или ехать самостоятельно в БСМП (больницу скорой медпомощи). Подписываю отказ от госпитализации. В скобках замечу: вообще-то докторов лучше слушаться — потом замучился просиживать штаны в поликлинике. Сначала никак не попасть на прием к терапевту (чтобы она направила к невропатологу), очередь расписана чуть ли не на месяц. Потом не попасть собственно к невропатологу, потом — на компьютерную томографию. Здесь квоты разобраны, наверное, на пятилетку.

Экипаж неотложки меж тем сдает меня офицеру ГИБДД. И тот предельно корректен, внимателен и доброжелателен. Похоже, и вправду у меня измененное состояние сознания. Однако оно стоило того: убедился, что мозг присутствует, раз удалось его сотрясти.

Лейтенант предлагает написать в бумагах, что обращаться за врачебной помощью я не буду. А если все же в больницу загремлю, не буду говорить, что травма получена в ДТП. Ситуацию, конечно, осложняет вызов «скорой», он уже зафиксирован, но теперь мне лучше бы выбрать оформление ДТП «без крови», только по «железу»: иначе у меня последнюю кровь высосут, разбирательство затянется на годы. Офицер не только доходчиво объясняет, как могут развиваться дальнейшие события, но и утверждает, что согласится с любым моим решением. Набирает дежурного по городу, дает мне посоветоваться с ним. Это прекрасно: идиотство порядков компенсируется здоровым пофигизмом и находчивостью их исполнителей. Понимая, что инструкции у нас античеловеческие, служители этих порядков помогают мне их обойти (ну и себе, естественно). Как только быть с тем, говорю, что врачам и адвокатам вообще-то не врут? Ну, скажете, травма — бытовая.

Вверх тормашками

Человеку от ЖКХ, чуть не поубивавшему, не покалечившему кучу народа, выписывают штраф. 500 рублей. Искать некие закономерности и смысл в этих рублях невозможно. Накануне я отдал штраф за несвоевременную прописку годовалого сына — 2 тысячи рублей. Такими же штрафами отделываются сегодня содержатели нелегальных казино.

Мое (или ребенка?) деяние, выходит, в 4 раза опаснее, чем езда этого всадника без головы.

С другой стороны, главврача Красноярского кардиоцентра оштрафовали вот тоже на 500 рублей — за повторное использование в федеральной клинике одноразовых медицинских изделий. Опасности подвергались тысячи жизней.

В общем, судя по штрафным санкциям государства, его в 4 раза меньше волнует, будет ли жив человек, нежели то, своевременно ли он прописался.

Водитель джипа спокоен, как слон. Говорит: джип записан на фирму, в лизинге. И фирма ежегодно платит за страховку 117 тысяч. Что предусматривает возмещение и ущерба, нанесенного чужому имуществу. Так что мне компенсируют все мои неудобства. Спустя несколько дней, правда, заявит, что «этот полис ничего не покрывает». То есть мне стоит рассчитывать только на выплаты по ОСАГО, максимум — 120 000. За остальное — судиться. В Центральном райсуде Красноярска на это уйдут не месяцы — годы. Так уж тут устоялось.

…Прежде страховщиков надо посетить полк ДПС. Добыть копию постановления по делу об административном правонарушении человека из ЖКХ. И не спрашивайте меня, почему бы не дать ее было мне сразу на месте ДТП, ведь во всем тогда разобрались, виновник вину не отрицал, постановление получил.

Полк — в такой запенде, куда общественный транспорт не ходит. А людям туда надо после аварий, то есть зачастую травмированным и безлошадным. Вступили ли дорожные инспекторы в сговор с таксистами, задуматься не успеваю: выясняется, что во всем полку света нет. Соответственно копии не снимают. Документ, чтобы где-то его отксерить, на руки не дают. Жизнь остановилась. Ожидая подачи электричества среди нескольких десятков таких же бедолаг, думаю о хорошем: у «Росгосстраха» величественный офис в центре города, там наверняка нет очередей, он залит светом, и в каждом кабинете урчит копировальная техника.

Ага. Здесь, в прекрасном здании с ксероксами, вас могут только застраховать и получить с вас деньги. А вести с вами какие-то разговоры здесь не намерены. Для этого есть конура на городской окраине — дальше только кладбище. Туда меня и футболят. Что ждало в офисе на окраине, когда отстоял очередь, вы уже знаете: езжайте в Ачинск.

Почему-то даже не удивился. Это, в общем, в логике бизнеса «Росгосстраха». Все бы ничего, но ведь они его делают на человеческих жизнях: незадолго до этого вникал в историю, как эта контора страховала автовладельцев, не интересуясь, в каком состоянии их машины. Талоны техосмотра выдавали не техэксперты, а офисные менеджеры «по продажам», что равноценно подделке документов. Такую практику выявили прокурорские проверки в Красноярске, Ачинске, Казачинском. То же самое — повсюду, судя по письмам Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков. Талоны ТО давали на машины, не способные выехать из гаража.

Но — к моему случаю. У меня остался вариант с МСК — в ней полис получал я сам. Можно было сразу к ним обратиться, но зачем включать в схему оформления выплат посредника, непонятно. К тому же смущала неопределенность с будущим этой компании (ВТБ тогда еще не объявил о решении ее поддерживать). На дверях офиса МСК уже несколько недель висит объявление: «Заключение и пролонгация договоров по ОСАГО остановлено в связи с тем, что страховщики резко сократили продажу полисов ОСАГО, и из-за увеличения клиентов в нашем филиале бланки полисов ОСАГО закончились. Предлагаем обратиться в другие СК. Администрация филиала».

И отправка клиентов в Ачинск, и отсутствие бланков — явления одного порядка: СК, по сути, лишь имитируют участие в ОСАГО. Происходит простая история: бизнесменам не повезло с клиентами, и они теперь их наказывают. Раньше застрахованных беззастенчиво обирали, недоплачивая им, теперь суды привели СК в чувство, распространив на них действие закона о защите прав потребителей. Со страховщиков стали взыскивать по полной: уже не только пересчитывали начисленные ими деньги и заставляли компенсировать утрату товарной стоимости авто, но и требовали выплаты штрафов, неустоек, морального вреда. Своей жадностью СК сами спровоцировали такое развитие событий. В итоге дикий прежде бизнес стал обретать более или менее цивилизованные формы. Естественно, его прибыльность начала падать. И теперь страховщики лишь делают вид, что занимаются ОСАГО в предписанном виде; в реальности они бегут от него и снова ищут лазейки в дикие пространства, сулящие иные нормы прибыли.

Уловок много. Помимо отправки в условный «Ачинск» или отсутствия бланков теперь СК навязывают к ОСАГО в довесок страховку от несчастных случаев. Это почти повсеместно. Во многих красноярских офисах СК ссылаются на то, что «такой закон вышел»: без страхования жизни полис ОСАГО не выдавать. Дополнительно в одной СК принуждают к такому «бонусу», как прохождение техосмотра в аффилированных структурах. В другой компании продают полис ОСАГО только в нагрузку к заявлению о переводе пенсионных накоплений в конкретный НПФ. В третьей все еще проще — действует негласное правило: отечественные авто и иномарки старше 2008 года не страховать.

Государство четко предписывает всем автовладельцам иметь полис ОСАГО. Но инфраструктуры под это правило сейчас нет. А закон, который народ исполнять не может, должен быть отменен. Ну или следует смиряться с тем, что нас держат за идиотов, и соглашаться на все допуслуги страховщиков. Не хочешь — скатертью дорога. Закона, обязывающего СК заключить с тобой договор, — нет. Что до Ачинска, СК обязаны иметь центр урегулирования убытков всего лишь в регионе, а не в конкретном населенном пункте. Кому дело до того, что Красноярский край — это одиннадцать Англий, кто виноват, что Россия такая большая?

Все это одновременно не укладывается в голове и в то же время абсолютно понятно. Впрочем, я-то уже застрахован. Плачу МСК за ОСАГО все эти годы, а за меня она не платила ни разу. Надеюсь на понимание. Будучи уже в курсе, что меня примут в какое-то строго ограниченное время и совсем не там, где брали деньги, звоню узнать, где и когда. Оказывается, таким, как я, уделяют внимание только до 13 часов, с понедельника по четверг. С утра в четверг и отправляюсь. С сотрясенными мозгами через весь город. Но, оказывается, меня дезинформировали. Всего 4 часа в неделю, именно по четвергам, принимают тех, кто идет из чужих СК. А тем, кто здесь застрахован, уделяют аж 12 часов в неделю. По 4 часа в день, с понедельника по среду. Так что — пока свободны.

Прервусь, далее — ничего специфического, всё знакомо всем, живущим на наших равнинах. Выезд эксперта от СК почему-то за мой счет (за отдельную плату, которая нигде не фиксируется и идет эксперту в карман, компенсируется лишь тысяча рублей за сам осмотр), поиски места, где можно провести осмотр, поиски учреждения, где можно дать телеграмму виновнику ДТП — явиться на осмотр (почту в Красноярске по заветам большевиков давно кто-то захватил, дать телеграмму с получением ее копии — проблема). Кормление экспертов, адвокатов. И так далее…

Сплошь хорошие и невыносимые

Стоявший в офисе МСК в очереди передо мной горемыка (через полгода его хождений выяснилось, что ему таки отказывают в выплатах: якобы полис у виновника поддельный) восклицает в сердцах: «Что за страна: все мозг друг другу выклевывают!» При этом люди-то всё сплошь хорошие, добрые. Они, тысячи и тысячи добрых людей, тратят гигаватты и гигабайты, свои стальные нервы, свои единственные жизни на то, чтобы урегулировать хаос, — и производят его; пробуют упорядочить жизнь, сбалансировать — и разрушают ее, пускают вразнос. Это всё они, наши близкие и родные, организуют нам, их близким и родным, Дантовы круги и запускают нас в нисхождение. Все мерзости, вся невыносимость жизни — от сплошь отзывчивых, обычных, родных людей. И никто из них не виноват в этом нормативном ужасе, в узаконенном издевательстве: они работают по инструкциям. А те, как и все присутственные места, создали марсиане. Наверное, для нашей пользы. Для чего же еще! Даже странно, что люди чем-то недовольны. Ненавидеть бессмысленно, терпеть необходимо.

Это называется институциональной деградацией. Режим не может обеспечить работу тех институтов, что призваны регулировать порядок в повседневной жизни социума.

Итого

Лимит выплат по «железу» — всего 120 тысяч. А машина — в хлам. Кто в теме: лонжероны погнуло, сработали все подушки безопасности. Эксперт сказал: могу все и не описывать, указать только это, уже набегает на максимальную выплату. А как со всем остальным? Ну, проводить независимую экспертизу. И — в суд. Послать в суд — это дальше, чем в Ачинск.

Ну, тогда договариваться. Может, виновник возместит добровольно.

Выбор, в общем, невелик: ты или агрессивен и жесток — либо унижен. Либо ты унижаешь — либо тебя. Нет ни суда, ни других механизмов. Возможное рассмотрение дела через год с последующими апелляциями не имеет никакого отношения к понятию «суд» — оно предусматривает разумные сроки. И потом куда с судебным решением? К приставам? Все эти госструктуры дисфункциональны.

Поправки к закону об ОСАГО ждут в Думе второго слушания. Вероятно, лимиты выплат вырастут (по «железу» до 400 000 рублей). Само собой, СК лоббируют введение единой (и разработанной ими самими) методики определения ущерба после ДТП. И — увеличение тарифов. В разы.

Как там у Джойса? «Этой страны нам не переменить, давайте поменяем тему».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow