КолонкаПолитика

Гибель планеты «Совок»

Россия пытается управлять несуществующим пространством

Этот материал вышел в номере № 22 от 28 февраля 2014
Читать

Россия выиграла Олимпиаду, но проиграла Украину? По лицу президента на церемонии закрытия Игр в Сочи легко можно было увидеть, какое из этих двух событий потрясло его больше. Украинские события, независимо от того, каким образом российская власть попытается отыграться на Украине (в данном случае точно «на», а не «в»), ставят вопрос о конце постсоветского пространства даже как фантомной империи. Беда в том, что Россия до сих пор строит свою внешнюю и внутреннюю политику, исходя из фундаментальной географической и психологической ошибки: она считает тень СССР реально существующей, а реальные независимые, пусть и крайне слабые государства на его территории — вымыслом.

Российская власть в своих геополитических устремлениях фактически не признает независимости постсоветских государств, за исключением стран Балтии, которые укрылись в Евросоюзе и НАТО. Именно поэтому Россия ведет себя так, будто Казахстан и Молдавия, Грузия и Азербайджан, Армения и Белоруссия, Молдавия и Украина — все еще части одного государства. Особенно Украина.

Именно поэтому Украина не имеет права даже мечтать о Европе, а Грузия — о собственной территориальной целостности и попытках хоть как-то интегрироваться с Абхазией и Южной Осетией. Именно поэтому создается Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, известный рядовым гражданам преимущественно по запрету кружевного белья, и заимствуется у Нурсултана Назарбаева использованная им не столько как реальный проект, сколько как пиар страны в мире идея Евразийского союза.

В реальности никакого гомогенного постсоветского пространства не существует, даже несмотря на многие схожие черты режимов в бывших советских республиках. Это больше ни в каком смысле не общая сущность. Даже российским властям очевидно, что давно за пределами постсоветского пространства находятся страны Балтии. С гигантскими издержками и территориальными потерями из него отползла Грузия, уже имеющая парафированное соглашение об ассоциации с ЕС. Еще при Сапармурате Ниязове из постсоветского пространства выпала Туркмения, официально получив от ООН статус нейтрального государства. Государственность в Киргизии и Таджикистане такова, что они балансируют на грани существования, но это уже точно не советские республики. Казахстан, несомненно, ведет себя в Центральной Азии как самостоятельная региональная держава, став страной трудовой миграции из Киргизии и Узбекистана, развивая собственные контакты с Китаем и по возможности скупая активы в соседних странах.

На таком фоне евразийский проект утопичен. Он вынуждает Россию строить фундамент своей внешней и внутренней политики на ошибочной географии и параллельной истории. Мы хотим быть командиром несуществующего войска. Комендантом давно расформированного лагеря.

С точки зрения идеологических координат Сирия и Венесуэла даже больше «постсоветское пространство», чем Молдавия или Украина.

Даже если Россия силой вернет Крым, она не станет ни Советским Союзом, ни Российской империей.

…К слову, у непризнания российской властью независимости Украины есть еще одно парадоксальное следствие. Как только в соседней стране случаются не нравящиеся Кремлю революционные потрясения, российская власть тут же начинает считать это прямой угрозой себе. Словно Россия зависима от Украины.

Пространство и время сплетены. Постсоветское пространство для российской власти всего лишь способ остановить время в самой России.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow