Сюжеты

Афиша

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 22 от 28 февраля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

 

«Возвращение домой» Гарольда Пинтера, фестиваля медленного чтения «Град грядущий» от «Эшколота», Depeche Mode в Москве, Фотобиеналле-2014, «Бросить легко» в Театре Наций и очередной разговор об эпохе девяностых. Все это, а также многое другое — уже на следующей неделе

Пинтер на Лесной

Постановка пьесы «Возвращение домой» Гарольда Пинтера, британского драматурга и борца за права человека, является третьей в цикле «пинтеровских» спектаклей прекрасного режиссера Владимира Мирзоева. Ей предшествовали «Предательство» и «Коллекция Пинтера», поставленные с участием Максима Суханова, который вместе с Максимом Виторганом исполнит главные роли и в премьере, в частности — в пятницу вечером. Сюжет несложен, как обычно, у драматурга: Тедди после долгих лет, прожитых вдали от дома, решает навестить отца-тирана, слабоумного дядю и двух младших братьев. Он едет из США, где получил степень доктора философии, на окраину Лондона, чтобы повидать семью и познакомить отца со своей женой Рут. Дом встречает его неприветливо, хотя ничего в нем не изменилось, и с того момента, как Тедди и Рут переступают его порог, их собственные судьбы перестают им принадлежать. Пьеса о единении человека со своей звериной природой через историю одной семьи перерастает в рассказ про огромный, загадочный мир, в котором мы живем, толком не понимая, как всё устроено.

Ул. Лесная, 8. Начало спектаклей в 19.00

 

Град грядущий

Культурно-образовательный проект «Эшколот» продолжает продвигать в массы идею медленного чтения, для чего с завидной регулярностью проводит фестиваль оного. Причем от фестиваля к фестивалю не только меняется тема для совместных размышлений над теми или иными текстами, но и само понятие текста получает все более широкую интерпретацию. От древней еврейской традиции совместного чтения — к семиотическим заумям. Кроме того, из раза в раз фестивали меняют и дислокацию. Шестой и последний на данный момент проходил в подмосковном Воскресенском. Седьмой отправится в последних числах июня на Святую землю, в Иерусалим. Участникам будет предложено прочитать в этом городе не только памятники прошлого, но разглядеть через призму пророческих, апокалиптических, мистических и утопических текстов достопримечательности будущего. Программа 7-го фестиваля медленного чтения «Град грядущий» намечается из трех основных потоков: «Эсхатология», «Мистика» и «Утопия»; каждый включает 11 семинаров и 15 часов «полевых исследований». Будут также литературные прогулки и иные приятности. Главное — успеть зарегистрироваться. Для этого необходимо до 10 марта заполнить онлайн-анкету на сайте фестиваля http://eshkofest.ru.

 

DM DM

Если верить расписанию на официальном сайте Depeche Mode, концертом 7 марта в «Олимпийском» группа собирается завершить мировой тур в поддержку прошлогоднего альбома Delta Machine. Альбом вышел преотличный, но с таким каталогом безупречных хитов, какой есть за плечами у Дэйва Гэана, Мартина Гора и Энди Флетчера, выбор сет-листа для любого концерта — вопрос «политический»: сложно пробиться с новым материалом к сердцам фанатов, где навеки угнездились Personal Jesus и In Your Room, A Question of Time и No Good, Behind The Wheel, разумеется, Enjoy The Silence и еще многие пункты из обширного — за тридцать-то с лишним лет карьеры — списка. Неудивительно, что предварительный сет-лист второго московского концерта в рамках тура Delta Machine — первый, тотально аншлаговый, случился в июне прошлого года — песен из последнего альбома раз-два и обчелся. Остальное — проверенные боевики прошлого, не потерявшие, впрочем, свою актуальность ни на йоту. К тому же не стоит забывать, что, в отличие от многих пионеров синти-попа 1980-х, DM родились из живых выступлений, и их пузырящиеся синтезаторные текстуры, гитарные сполохи и чувственно-отчужденный вокал неизменно насыщены рок-кровью и неповторимостью каждого исполнения.

Олимпийский пр-т, 16. Начало в 19.00

 

Шесть на девять и другие

В Мультимедиа Арт Музее набирает обороты Фотобиеналле-2014. Не успели в середине месяца открыться первые четыре выставки, как к ним добавляются еще две. Поторопиться следует на экспозицию Евгения Антуфьева «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов» — она самая короткая, закрывается 8 марта. Художник словно возвращает вещному миру давно утраченное сакральное содержание, заново изобретая предметы и вовлекая в этот микроакт творения всё многообразие знакомых материалов и вещей. До 19 марта можно будет посмотреть серию знаменитого фотографа Гарри Виногранда «Женщины прекрасны». «Король улиц», Виногранд не любил работать в студии, использовать вспышку и выставлять композицию кадра, предпочитая работать в непосредственном контакте с реальностью. «Я не знаю, красивы ли все женщины, которых я фотографировал, но я точно знаю, что на фотографиях они красивы», — писал он в предисловии к серии, которая вышла в виде книги еще в 1975-м, признание получила не сразу, но зато в Россию попала уже в качестве классики. Всем англофилам практически обязательна к осмотру экспозиция «Другой Лондон. Жизнь города в объективе мировых фотографов. 1930-е — 1970-е», которую числят в качестве центрального проекта Фотобиеннале-2014, главная тема которой — «Британия и британская фотография в фокусе». Эта выставка — возможность увидеть британскую столицу и то, как она менялась на протяжении почти полувека; насладиться британской эксцентрикой, которая «извне» иногда оказывается виднее, чем изнутри; погрузиться в контрасты английского образа жизни — от Букингемского дворца и Гайд-парка до городского рынка, увидеть звезд и зевак, принцев и нищих… И вместе с тем «Другой Лондон» — это именно энциклопедия истории мировой фотографии 1930—1970-х годов, открытая до 20 апреля. Так же как и еще две отменные выставки — «Фотографии Санкт-Петербурга и Москвы 1850–1870-х» Ивана Бианки и «Андре Штайнер. Фотографии». Иван (Джованни) Бианки, выдающийся швейцарский фотограф и художник XIX века, один из основоположников жанров фоторепортажа и архитектурной фотографии, однажды, а точнее, в 1852 году, вознамерившись познакомить современников с художественными сокровищами столицы Российской империи, он прибыл в николаевский Петербург, вооруженный новейшими технологиями: калотипией и мокроколлодионным способом по методу Арчера. На его снимках можно увидеть Петропавловскую крепость с еще деревянным шпилем собора, Адмиралтейство с «онегинским бульваром», Дворцовую, Адмиралтейскую и Сенатскую площади, непривычный, без расположенных по углам ангелов Исаакий и Казанский собор, монумент Петру I и Александровскую колонну... Петербургская экспедиция Бианки длилась 32 года. Чуть меньший отрезок времени охватывает ретроспектива одного из выдающихся мастеров европейского авангарда — Андре Штайнера, чье имя и творчество неразрывно связаны с «Новым взглядом». Центральной идеей этого новаторского парижского течения 1920-х было желание освободить фотоискусство от всех условностей и традиций. И вот результат: абстрактные композиции, рекламные фотографии, серии снимков на тему спорта и танца, прикладная фотография, фотомонтажи… Последнему много внимания уделял высокооплачиваемый fashion-фотограф Эрвин Блюменфельд, чья выставка «Эрвин Блюменфельд. Фотографии, рисунки, фотомонтаж» продлится до 11 мая.

Ул. Остоженка, 16

 

Вербатим

Спектакль «Бросить легко» — первая постановка Театра Наций, целиком основанная на документальном материале. Шесть реальных историй, шесть путей избавления. На сцене — не профессиональные актеры, а сами авторы текста, молодые люди, которые прошли реабилитацию от наркотической зависимости в «Центре здоровой молодежи». Один из самых известных режиссеров «новой драмы» Руслан Маликов и драматург Марина Крапивина превратили отдельные разговоры в единое целое. Спектакль, составленный из монологов о наркотиках, перерастает в размышление о человеческой зависимости вообще. Бросить легко, но в сегодняшнем мире сложно снова не «подсесть» на что-то новое… Премьерный показ состоялся в феврале. Следующие — 6 и 7 марта.

Петровский пер., 3. Начало в 20.00

 

Половецкие пляски в Нью-Йорке и Москве

1 марта эпическое создание Александра Бородина «Князь Игорь» появится на сцене Metropolitan Opera впервые с 1917 года, когда она звучала на итальянском языке. Поэтому нынешняя постановка — по сути, первая оригинальная версия признанного шедевра для американской публики. А российская публика по-новому сможет взглянуть на «Князя Игоря» благодаря режиссерскому прочтению Дмитрия Чернякова, дебютирующего в нью-йоркском театре, и прямой трансляции спектакля в кинотеатрах сети «Формула Кино» и кинозале ГУМа. И если музыка хорошо знакома — дирижирует маэстро Джанандреа Нозеда, — то зрелище предстоит не вполне привычное… Просто представьте себе «Слово о полку Игореве» в революционной эстетике фильмов «Чапаев», «Служили два товарища», «Сорок первый» и т.п., при этом донельзя живописной. В заглавной партии князя Игоря выступит Ильдар Абдразаков.

Начало в 21.00

 

Столичные обители

На протяжении многих веков Москва была уникальным городом монастырей: к началу XX столетия в границах города насчитывалось 25 монастырей, 15 — мужских и 10 женских, больше чем не только в других российских городах, но и в иных епархиях. С самого начала своей истории московские обители пользовались столичными привилегиями, покровительством властей и щедростью благотворителей. Но расположение в столице не раз ставило их на грань существования — как и вся Москва, они страдали от пожаров и нашествия врагов. Среди самых знаменитых и древних монастырей Москвы — Чудов мужской и Вознесенский женский. Оба находились внутри кремлевских стен, оба были основаны в XIV веке крупными государственными деятелями, оба не сохранились до наших дней. Им будет посвящена третья лекция из цикла «Монастыри Москвы как памятники истории и культуры», который стартует в лектории Музеев Московского Кремля. Первым же 1 марта будет рассказ о роли и значении монастырей в истории Москвы. Рассказчиком выступит кандидат исторических наук, сотрудник научно-хранительского отдела «Музеи-соборы» Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова, специалист по социальной истории России XIX — начала XX веков, исторической урбанистике и истории Православной церкви.

Кремль, Оружейная палата. Начало в 16.30

 

Лихие девяностые

Проект Центра им. Мейерхольда (ЦИМ) и портала Полит.ру посвящен эпохе, с которой в России еще не выяснены отношения. На которую оглядка следует со смешанными чувствами — восторгом и печалью, нежностью и ужасом, ностальгией, стыдом, недоумением. Девяностые — что это было? Катастрофа или исторический шанс? Эпизод в цепи случайностей или закономерность? Два дня подряд в ЦИМе будут спорить о девяностых, петь рок девяностых, носить одежду девяностых, танцевать, как в девяностых. Начнутся «Девяностые» в пятницу вечером, в 19.00, премьерой одноименного музыкального спектакля в четырех частях, совместных сочинениях режиссеров и композиторов ЦИМа и Московского ансамбля современной музыки. В 21.00 случится костюмированная вечеринка легендарного коллекционера и перформера Александра Петлюры — как возможность воскресить вкус тех лет. В продолжение, но уже в субботу, в 18.00, проект «ProScience Театр» представит научную мысль на театральной сцене — публичную дискуссию «Девяностые. Взгляд нормального человека» под «управлением политолога Дмитрия Орешкина. А на сцену выйдет один из лучших в наших палестинах музыкальных коллективов — «Вежливый отказ». Энигматическая рок-группа представит программу «Дистанция нужного размера», составленную из песен девяностых, до и после. Речь идет о дистанции во времени, естественно.

Ул. Новослободская, 23

 

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera