Сюжеты

Свобода в складчину?

В России набирает обороты народное финансирование гуманитарных и культурных проектов

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 22 от 28 февраля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

В России набирает обороты народное финансирование гуманитарных и культурных проектов

Такая вот Петрушка

«Краудфандинг» — слово иностранное, а вот прижилось у нас. Вообще-то crowd — это «толпа» и funding — «финансирование». Мне не нравится это слово. Потому что людей, способствующих созданию фильмов, книг, музыки, благотворительных фондов, креативных акций, — никак не назовешь толпой. В отличие от необъяснимой, нередко алогичной господдержке тех или иных проектов на коллективных интернет-сервисах, каждый меценат, прежде чем вложить личные средства в ту или иную идею, решает, поверить ли в нее.

Американцы всем миром по предложению Пулитцера возводили свою статую Свободы на пьедестал. Да и в России сбор народных средств на благие дела проводили издавна. Помнится, подписку о сборе денег на памятник Пушкину объявили по инициативе выпускников Царскосельского лицея, сумма сложилась изрядная, около 106 тысяч рублей.

Сервисы для коллективного финансирования множатся во всем мире. К складчине поклонников прибегали Дэвид Линч, Аарон Соркин, Люк Бессон, Ридли Скотт. Народ скидывается даже на блокбастеры. Фантастика о нашествии нацистов с Луны «Железное небо» благодаря фанатам прибавила к бюджету более полутора миллионов долларов.

У нас один из самых популярных крауд-сайтов Planeta (ее основной конкурент — Boostarter, на котором сейчас успешно собирает свой бюджет фильм о 28 панфиловцах). Более двухсот активных проектов самых разных тем и направлений.

Главред «Сеанса» Любовь Аркус в соцети благодарит сотни людей, решивших поддержать центр помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом». Она говорит спасибо не только акционерам, но и друзьям, предоставившим для «Планеты» лоты: Аркадию Ипполитову, Рустаму Хамдамову, Александру Войцеховскому, Сергею Соловьеву, Александру Сокурову, Вячеславу Бутусову, Константину Бронзиту, Алексею Айги, Валерию Плотникову, Льву Додину, Татьяне Толстой. Первые 500 тысяч рублей были собраны через Planeta.ru менее чем за месяц. Именно эти люди помогают осуществиться идее центра как модели социума, в котором сотоварищество, соучастие становятся основой интеграции и реабилитации особенных людей.

Ну да, можно бесконечно ругать госорганы, оставлять возмущенные посты в соцсетях. А можно лично принять участие в созидании, аккумулируя усилия в конкретной адресной помощи. Такое вот свежее веяние в аутичном душном обществе: через форточку — портал, вложить собственные средства, тем самым выказав независимость, в соответствии со своим выбором, вкусом и ответственностью за свой выбор. Краудфандинг — не только деньги, но прежде всего взаимодействие с кругом людей заинтересованных, близких друг другу в общем побуждении. Возможность напрямую, без посредников, поддержать идеи, которые будут реализованы… если, конечно, соберут нужную сумму.

Один из самых успешных проектов «Планеты» — телеспектакль «Петрушка» Шендеровича и Мирзоева. История возвышения случайного человека до президента — неприятная, прямо скажем, для власти пьеса — скоро накопит необходимые 5 миллионов 800 тысяч. На странице «Петрушки» видим и слышим энтузиастов-защитников будущего спектакля: Дмитрия Быкова, Юрия Норштейна, Алексея Кортнева.

Евгений Гришковец призвал к сбору средств на видеоверсии двух спектаклей и его концерта с группой «Бигуди». Тут и особых идей продвижения не требовалось, имя Гришковца работает лучше всякой рекламы. Благодаря перечислившим деньги спектакли можно смотреть в интернете или на диске. На символическом чеке цифровой версии спектакля «+1» зафиксировано рекордное число меценатов — 966.

 

Облака коллективной сборки

На «Планете» всё больше анимационных проектов. Десятки, сотни почитателей анимации помогают фильм одушевить и поставить его на «на ноги». На «Три мелодии» Гарри Бардина было собрано около двух миллионов рублей (владельцы портала и меценаты даже оплатили штраф, предъявленный режиссеру Минкультом за превышение оговоренных сроков). Три мелодии («Рондо Каприччиозо» Сен-Санса, «Элегия» Массне и аранжированная Армстронгом «Let my people go!») — три философских притчи о жизни и смерти. Более 100 акций было куплено. Проект на «Планете» успешно завершен, фильм снят.

Кадр из сериала «Летающие звери»

Авторы сериала «Летающие звери» (вся прибыль от которого идет на лечение детей) собирают деньги на запись пластинки. Песенки «летающих зверей» поют Чулпан Хаматова, Юрий Бутусов, Сергей Маковецкий, Андрей Макаревич…

Безусловно, на «Планете» проекты самого разного профессионального уровня, качества. И уже сам меценат решает, стоит ли помогать авторам. Мультсериал «Кощей Бессмертный», по словам его создателя, любителя анимации Николая Белова, некий комедийный аналог «Властелина Колец» с матрёшками и балалайками, или даже «Индианы Джонса»… Дай бог здоровья и энтузиазма любителю Белову, но лично я бы предпочла поддерживать более профессиональные работы.

К примеру, одним из ярких анимационных проектов «Планеты» стал авторский фильм Ирины Литманович «Облака ручной работы». Пять новелл про любовь. Пять шагов, длиною в жизнь. Дети в песочнице и трехлитровая банка с бабочкой. Душевное сотрясение юности — счастье срывается с невидимой нитки, уносясь в небо. Поиск и обретение гармонии в зрелые годы. Он переносит на остров облака, словно надувные шары на веревочках. Она пришивает перешеек, чтобы Он мог вернуться. Повседневная проза… небожителей. В последней новелле одинокий старик выпивает водочку, чокаясь с фотографией умершей жены. В финале наденет ее тапочки, возьмет в грубые руки вязанье, зашелестит спицами… И услышит ответ на немое признанье в любви: «Первую петлю пропускай!» Стариков озвучили Тенякова и Юрский.


«Облака»

Пару из пяти историй сочинил иконописец Женя Васкевич, который живет в США. Одна возникла из зарисовки и фото Юрия Роста (в ней таксист перевозил облака с континента на континент). Пара историй еще требует уточнения. Рисунок в перекладке плотный и легкий одновременно. Чем-то напоминает Любарова, но более воздушный, левитановский колорит. Ира Литманович мечтает, чтобы оригинальную музыку, уже сочиненную к фильму, исполнил струнный квинтет (оркестр — совсем уж недостижимо).

Работа над фильмом продолжается около трех лет. Госфинансирования хватило на две с половиной новеллы. Потом безуспешно обивали пороги фондов вроде прохоровского. Появившись на «Планете», фильм быстро собрал 225 тысяч рублей (в первый же день любитель анимации из Берлина положил на счет фильма 100 тысяч). Значит, работает!

Продвижение будущего проекта — это работа. Авторы подключают к ней известных людей, друзей. Предлагают разнообразные лоты (раскадровки, эскизы, книги, куклы, диски с фильмами, календари, указание имени в титрах), приглашают на экскурсии на свои студии. Но прежде всего предлагают стать участниками магического процесса создания фильма.

Правила таковы: если собрано меньше половины запрашиваемой суммы — деньги возвращаются к акционерам. «Тут, безусловно, многое зависит от самих авторов, — считает Василина Горовая, руководитель отдела по работе с проектами. — От силы их убеждения, веры в собственный фильм, музыкальный клип, книгу, благотворительный фонд. Интересная, хорошо проработанная идея и стартует мощно. Если народ не проголосовал рублем, значит, идея недостаточно зрелая. Бывало, деньги возвращались в личные кошельки меценатов на «Планете».

 

Зависеть от ветра

Потихоньку и документальное кино обзаводится народными инвесторами. Быстро набрал «вес» «Васька» — фильм из социального цикла Елены Погребижской (на зимнем фестивале «Новой газеты» мы показывали ее картину об интернате для сирот «Мама, я убью тебя», вызвавшую в Доме правительства переполох, а вице-премьер Голодец обещала изменить законодательство о сиротах). Собрано больше 600 тысяч рублей, что на 150% больше заявленной суммы. Фильм практически готов.

Для очередной картины из уникального цикла «Счастливые люди» ее автору Дмитрию Васюкову необходимо собрать 5 миллионов. Васюков — режиссер «Поморов», лауреат многих фестивалей, мастер честного и поэтического жизнеописания судеб людей, живущих «на краю земли». Его фильм «Счастливые люди: год в тайге» случайно увидел классик Вернер Херцог, предложил соавторство, сделав международную версию картины.


«Счастливые люди»

Герои «Счастливых людей» — таежные охотники, рыболовы, староверы, даже местный хиппи. Те, кто не может заказывать пиццу или суши по телефону. Те, кто самой жизнью утверждает независимость. От депутатов и начальников, от полиции и от пробок. Живут-работают в экстремальных условиях. За свою жизнь отвечают сами, надеются на себя. «А если от чего и зависят, — уточняет режиссер, — то от неба, ветра и реки… Разве это не свобода?» Насколько эти люди, следующие законам природы и почитающие их, счастливы — решать зрителю. Фильм не из дешевых, авторы подолгу живут в самых отдаленных районах, с воздуха, под водой снимают не открыточные виды, но настоящий экранный эпос. Пока собрано 537 тысяч. Но режиссер Васюков не обескуражен. На практике пытается проверить формулу Льва Толстого: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

Сегодня краудфандинг превращается в союз если не единомышленников, то людей, ответственных за свой выбор. В поддержке особенно нуждаются проекты, у которых нет шансов на госфинансирование. Значит, и от нас зависит, что мы хотим смотреть-слушать-читать, кому конкретно помочь. Наш выбор и наша ответственность — последние тучи рассеянной свободы.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera