Сюжеты

Просто концерт?

Студия «Круг II». Как поют люди, молчавшие много лет

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 24 от 5 марта 2014
ЧитатьЧитать номер
Общество

Елена КостюченкоАнна АртемьеваМаргарита Рогова«Новая газета»

 

Вот их около 20 человек. Половина из них — «с особенностями»: ранний детский аутизм, и вообще разнообразный аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха, нестандартное тело. Остальные — обычные: от девятиклассницы до 24-летнего корректора. Сама я в оценке «нормальности» того или другого человека пару раз серьезно ошиблась, потом вообще перестала думать об этом

Вот их около 20 человек. Половина из них — «с особенностями»: ранний детский аутизм, и вообще разнообразный аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха, нестандартное тело. Остальные — обычные: от девятиклассницы до 24-летнего корректора. Эта граница проведена для вас искусственно, мною: сами они ее не особо ощущают, и дружбы/влюбленности/работа здесь случаются вне зависимости от. Сама я в оценке «нормальности» того или другого человека пару раз серьезно ошиблась, потом вообще перестала думать об этом.

Есть Паша, который родился 7 января, одновременно с Христом: «Мало кому так повезло».

Есть Маша, ей 15 лет, и она хочет стать коррекционным педагогом.

Есть Марина, которая сейчас учит Богемскую рапсодию. У нее голос идет «как бы сверху», и она чувствует ответственность.

Есть Саша, он сейчас влюблен и танцует лучше всех, кого я знаю. Еще умеет собирать люстры и даже работал на заводе.

Есть Лена, у нее пирсинг в щеках. Возмущена и говорит Леше: «Ты не хочешь договариваться. Тут не только ты, есть актерские задачи, которые надо решить».

Есть девушки с именами Ангелина и Серафима.

Есть Света — она выучилась на цветовода, сейчас будет переучиваться на закройщицу, а еще у нее скоро будет сольный номер.

Все эти ребята, а также остальные 20 студийцев, которые участия в этом концерте не приняли, работают 4 дня в неделю по 8 часов на базе детского центра в Строгине. Театральное и актерское искусство, ритм, вокал, танец. Студия называется «Круг II». «Еще у нас новая группа аутистов, 10 человек, все огромные молодые парни, и у них очень интересное общение между собой получается», — говорит не без хвастовства руководитель Андрей Афонин.


Режиссер Андрей Афонин. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

Поэтому часть студийцев с полным правом говорит: «Я работаю в театралке». У студии уже есть несколько спектаклей, о «Нарциссе и Кристофере» «Новая газета» уже писала (см. № 104 от 20 сентября 2010 года).

Вот и перед концертом они пришли в КЦ «Москвич» за 9 часов. Все. Расставить декорации, распеться, погладить вещи, прогнать номера, прогнать выходы на сцену, отдельно технический прогон в костюмах, собрать декорации, разобраться с подсветкой внутри кубов, сделать прически, настроить инструменты, дождаться вас.

Люди почти заполнили маленький зал на 200 человек. Девушка Женя, которая брала на расклейку афиши, отчиталась о местах расклейки: «ПНД, поликлиника, больница». Большинство в зале — родители выступающих студийцев, и родители других студийцев, и родители детей с особенностями, и одногруппники студийцев, которые учатся в университете. Это очень доброжелательная публика, а доброжелательную публику нелегко поразить, но они были поражены, как и я.

Я-то начала плакать еще на репетиции.

Услышала, как Леша, один из авторов пьесы «Нарцисс и Кристофер», с которым два года назад на сцену выходили три человека, — чтобы «поймать» текст, если он замолчит (говорить было сложно), поет песню про теленка, которого везут связанным на ярмарку, а ветер смеется. Леша пел как человек, молчавший много лет. Наверное, так поют, когда выходят из долгой тюрьмы.


Молитва перед выходом на сцену. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

Концерт называется «За звуком». 25 песен, русских, украинских, македонских и греческих, чешских и польских, английских, цыганских и испанских, ритмы, барабанные номера. Все эти песни пелись в «Круге» давно, подбирались по одной и прирастали к студийцам. Каждый пел свое и хором; Стас вообще читал рэп; играли на барабанах, палках из леса, скрипках и флейтах; был рояль и шарики, чтобы пожонглировать. Все танцевали. На заднем плане шли мультики, которые нарисовала мама одной из студенток. Все срежиссировано и отрепетировано на таком профессиональном уровне, что менеджер Эвелина обижается, когда люди не хотят платить за билеты.

За неделю до концерта у ребят был мастер-класс с греческим режиссером Стаматисом. Он длился четыре дня. В конце я пришла к режиссеру и спросила, чему научился он. Стаматис сказал: «Ты понимаешь, насколько ты нетерпелив. И насколько они терпеливы. К нам».

Я сидела в тесном темном зале. В спину мне дышал ребенок в странных очках (его мама на мой внимательный взгляд сказала короткое «да»), слева — подросток с пылающими глазами. Я вспоминала, как давно, в чуждом городе и чужой стране шла на тяжелую работу и на ходу дочитывала «Сто лет одиночества». Не могла перестать. Дочитала и села на тротуар (было лето). Я сидела на асфальте, пекло солнце, а люди обходили меня. И вот надо же, через 8 лет это вернулось. Чувство бессмертия и одновременно чувство родства с каждым.

Про что же они пели, если переводить с македонского и греческого, с украинского и цыганского. Что все люди — больные деревья, и ангелы, и связанные телята на телеге, и герои тюремных романсов, и беглецы с родины, забывающие свои имена. Они поют на разных языках, и без языка вообще, они стучат палкой о палку и играют на скрипке, танцуют на светящемся кубике и катаются по полу — и все для того, чтобы стать ближе к нам. Чтобы громко спеть себя.

И вот стоят эти ребята (тесно, сцена маленькая), держатся за руки и выводят: «Мир — это очень узкий мост. Самое главное — не испугаться».

Ну да, самое главное.

Другой спектакль студии — «Отдаленная близость» — можно увидеть 23 марта, 3 и 4 апреля в Центре драматургии и режиссуры на Беговой. Тел. 495-945-32-45.


Видео: Маргарита Рогова/«Новая газета»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera