КолонкаПолитика

Крым, нефть и газ

У Запада уже сегодня есть в руках механизм, способный обрушить режим Путина. Но хватит ли воли им воспользоваться?

Канцлер Германии Ангела Меркель сказала Обаме по телефону в воскресенье, что после разговора с Путиным она не уверена, что он находится в контакте с реальностью. «Он живет в каком-то своем мире», — сказала она.

ОК. Не в контакте, так не в контакте. Единственный вопрос — что может реально Запад сделать по этому поводу? Самая серьезная вещь, которую он может сделать, на мой взгляд, это даже не арест счетов (арест счетов обрушил режим Януковича, но Кремль устроен сложнее). Самая серьезная вещь — это обрушение цены на нефть и газ.

Это то же самое, что сделал президент Рейган после ввода войск в Афганистан. Президент Рейган показал, что страна, правитель которой считает себя великим, но на самом деле живет на деньги от экспорта энергоносителей, может в один прекрасный момент очнуться и обнаружить, что она приняла за свое величие высокую цену на нефть.

Во-первых, Запад может форсировать добычу сланцевого газа в Украине и Польше. Chevron планировал начать добычу сланцевого газа на западе Украины к концу 2014 года. Даже экс-президент Янукович объявлял, что Украина полностью избавится от газовой зависимости от России к 2020 году.

В реальности, при форсированном вливании денег в украинские сланцевые месторождения, Украина не только сможет сделать это раньше, лишив тем самым «Газпром» ежегодных 12—14 млрд долларов, но и вытеснить Россию с газового рынка Европы. (Это обстоятельство, бесспорно, и побудило Путина сначала к покупке Януковича, а потом — к попытке расчленения Украины.) То же самое — Польша.

Это сделать тем проще, что речь идет об ускорении естественного процесса. Доля «Газпрома» на европейском газовом рынке за время правления Путина сократилась с 39% до 25,6% и продолжает падать, в то время как себестоимость добычи выросла в 13 раз. Если Западу хватит воли, через шесть лет он может обратить эти 25% в 0%. «Газпрому» останется только внутренний рынок, на котором он будет бесконечно повышать цены, разоряя и без того неконкурентоспособную российскую промышленность, и Китай, который много денег не даст.

То же самое — сланцевая нефть. Темпы роста добычи сланцевой нефти в США бьют все прогнозы. Если в 2009 году США обогнали Россию и вышли на первое место в мире по объемам добычи природного газа, то в 2013 году они обогнали Россию по объемам совокупной добычи газа и нефти. За пять лет импорт нефти в США упал на 15%.

После вторжения в Афганистан президенту Рейгану понадобилось шесть лет, чтобы договориться с Саудовской Аравией и уронить цены на энергоносители. На этот раз даже договариваться не надо: падение цен на нефть в связи с резким ростом добычи сланцевой нефти предсказывают все аналитики.

Более того, есть еще более простой выход: Запад может снять эмбарго с Ирана. Иран сейчас во внешнеполитическом смысле — более предсказуемая страна, чем Россия Путина. Если Иран воспользуется моментом и продемонстрирует добрую волю, то иранская нефть обрушит цены на мировом рынке. Кроме того, иранский газ (Иран занимает второе место по запасам газа после России, и у него сейчас нулевой экспорт) гораздо ближе к Европе, чем Новый Уренгой. К тому же иранский газ уже сейчас можно экспортировать по существующему, но не действующему грузинскому газопроводу.

Россия получает от экспорта нефти около 180 млрд долларов в год, а от экспорта газа — около 60 млрд. Представьте себе, что будет, если выручка от нефти упадет вдвое, а от газа — втрое? Исчезнут две главные опоры путинского режима: люмпен, голосующий как надо, лишится халявы, а многочисленные силовики и чиновники пожрут немногих оставшихся бизнесменов и друг друга в погоне за привычной нормой воровства.

Хватит ли у Запада сил реализовать такой сценарий — большой вопрос. С одной стороны, этого требует очевидная внешнеполитическая непредсказуемость путинского режима. Дело не в Украине, а в том, что неизвестно, когда и где в следующий раз грохнет. Системная опасность требует системных решений.

С другой стороны, воля Запада атрофируется на наших глазах. В современных западных демократиях существует большое количество влиятельных бюрократических институтов, защищающих права моллюсков в долине Темзы, регулирующих кривизну огурцов и вес булочек. Существование же институтов, способных осуществлять стратегические решения или хотя бы снабжать руководителей государства адекватной информацией для их принятия, — вещь более проблематичная, как следует хотя бы из истории с разведкой США, которая сообщала Обаме, что она не видит возможности войны за Крым даже тогда, когда вооруженные люди уже захватывали Верховную раду автономной республики.

В этом случае оказывается, что в «каком-то своем мире» живет как раз не Путин, а Запад.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow