СюжетыПолитика

Тариф «Обязательный»

Европейские издатели и правительства изощряются в придумывании способов поддержки газет и журналов

Этот материал вышел в номере № 24 от 5 марта 2014
Читать
Европейские издатели и правительства изощряются в придумывании способов поддержки газет и журналов

По утрам девушка в ярко-красном жилете почтальона проходит по нашей улице, забрасывая в мой почтовый ящик свежие номера Libre Belgique, L’Echo, Vif-Expresse. Во второй половине дня она вернется с вечерними изданиями, а также с письмами, пакетами и прочей традиционной рассылкой.

Девушка появилась недавно. Почтальоны часто меняются: текучка кадров. Но при безработице и на зарплату в полторы тысячи евро находится много желающих. В век интернета почта решает проблемы своего выживания. Шесть лет назад в «шаговой» доступности от меня было два почтовых отделения, сейчас одно…

Почтовым ведомствам стран Евросоюза удалось отбиться от попыток Брюсселя запретить государственную поддержку. Европейская комиссия, которая выступает строгим «цербером» чистоты конкуренции на общем рынке ЕС, согласилась, в конце концов, с доводом, что почта выполняет кроме коммерческой деятельности еще и общественно полезную миссию, она состоит прежде всего в распространении периодических изданий (а также в доставке пенсий и базовой банковской корреспонденции).

Бельгия два года назад оспорила решение европейской бюрократии, которым бельгийскую почту обязывали вернуть в государственный бюджет 300 миллионов евро годовых субсидий. За счет субсидий почтовая сеть распространяет газеты и журналы по льготному тарифу. На фоне проблем, которые в развитых странах испытывает печатная пресса, расходы на распространение тиражей по коммерческому тарифу вынудили бы закрыться не одно общеполитическое издание.

Статьи с D18 по D27 французского кодекса почты и электронных коммуникаций предусматривают льготные почтовые тарифы для периодических изданий.

Но главное (внимание!), почтовую скидку дают не любому изданию. Это должны быть газета или журнал общеполитического характера (то есть журналы мод, автомобильные, кулинарные, эротические и прочий глянец, а также бульварные листки и бюллетени объявлений сюда не входят). Дополнительную скидку получают общенациональные газеты с малыми доходами от рекламы, а также провинциальные со слабыми поступлениями от местных рекламных объявлений. Все это прописано в соглашении от 2008 года между почтой, правительством и издателями. Почтовые льготы на распространение прессы во Франции — это более 400 миллионов евро субсидий в год.

Но о льготных почтовых тарифах нельзя говорить отдельно от общей государственной политики поддержки прессы. Дотации почте — только одна из ее частей, в разных странах ЕС разная. Есть и другие формы госпомощи «четвертой власти», прямые и косвенные.

В той же Франции примерно 450 миллионов евро в год поступают из бюджета непосредственно газетам. Доля варьируется в зависимости от тиража и географии распространения. Такие столпы французских СМИ, как Le Monde, Le Parisien, Le Figaro, Libaration, получают от 13 до 18 с лишним миллионов евро в год каждая. Независимо от того, какая партия у власти.

В Швеции государственные субсидии прессе выплачиваются уже 40 лет. Так называемый «Presstцd» состоит из двух частей. Первая — это субсидирование распространения, которое получают все периодические издания, участвующие в общей системе распространения. Вторая — субсидии газетам второго плана, которые в местах продажи составляют не более 30% газетного рынка. Всего в 2011 году это было эквивалентно 65 миллионам евро, что не спасло бумажную прессу от вымирания, но замедлило его темпы: если в 1972 году в 20 шведских городах было более одной ежедневной газеты, то сейчас этих городов пятнадцать.

Издатели и правительства изощряются в придумывании общественно приемлемых способов поддержки газет и журналов. В большинстве стран к ним применяется сверхнизкая ставка НДС. Во Франции — 2,1% (при нормальной ставке 20%!). В Бельгии до 2007 года практиковалось финансирование прессы, которая малоприбыльна или убыточна, за счет телевидения, которое получает сверхдоходы от рекламы…

Среди других льгот — особые ставки подоходного налога для журналистов, низкие ставки социальных взносов издателей за сотрудников редакций (а также социальных взносов киоскеров и разносчиков газет). В Бельгии я как обладатель профессиональной карточки журналиста (ее здесь выдают и постоянно аккредитованным иностранцам) имею право на бесплатный проезд по железным дорогам и на междугородных автобусах по территории страны, половинную скидку с цены авиабилета бизнес-класса национальной авиакомпании…

Зачем государство помогает прессе, которая ему не принадлежит и которая нещадно ругает его правителей, что-то разоблачает, расследует?

В Бельгии правительственная директива от 2004 года определяет, какое издание имеет право на государственную поддержку. Оно должно быть независимым, соблюдать демократические ценности и профессиональную этику и иметь доходы от рекламы не более 20% объема хозяйственного оборота. Установлены минимальное число точек продажи, продаваемые тиражи. В рамках общей культурной политики бельгийское государство поддерживает разнообразие названий печатной прессы и плюрализм мнений.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow