СюжетыПолитика

«Спасибо жителям Донбасса…»

Партия регионов попытается откреститься от Януковича там же, где его породила

Этот материал вышел в номере № 28 от 17 марта 2014
Читать
Партия регионов попытается откреститься от Януковича там же, где его породила

Когда-то над областным управлением связи, самым высоким зданием в районе центральной площади Ленина в Донецке, сияла красным неоном надпись: «Донбасс работает на коммунизм!» Поскольку коммунизм находился совсем рядом, за елками и кустами роз (и это был обком партии), то все выглядело логично. Надпись, которая утратила актуальность, давно сняли. Само здание связистов тоже выглядит архитектурным пережитком, особенно на фоне соседних торговых центров. Но вопрос, на кого теперь работает Донбасс, висит в воздухе.

…Возле гранитного Ильича в развевающемся пальто записывали добровольцев на некий Восточный фронт. Очень пожилой человек, тоже в расстегнутом, как у вождя, не новом пальто, из-под которого виднелся пиджак с наградными колодочками, а в кармане торчала газета «По правде говоря», — заслоняясь рукой от закатного солнца, рассматривал флаги у «фронтовых» палаток.

Изображение

— Ух, слава Богу! Кормим и кормим «бендеровцев» этих! Янукович, предатель, поссорился с Россией, а им волю дал. Ни копейки в Киев! И вообще Союз возвращать! Вот тут пишут…

— Всё, Сань, пошли! Оно тебе надо?! — толкнула дама спутника. Старик недобро проводил их взглядом до «Ауди», припаркованной неподалеку, и снова обратил взор к палаткам.

Несколько щуплых парней с красными повязками, похожие на дежурных старшеклассников и на «титушек» одновременно, оживленно матерясь, обсуждали насущное:

— Шахтеры сейчас выйдут — всем, понял, будет конец…

— Если Ринат скажет — выйдут.

— А Ринат, понял, с нами?

Молодых представителей нарождающейся пролетарской революции буквально рвали эмоции, но не на идейной почве — от предчувствия перемен в жизни. Вот-вот и здесь начнется Майдан наоборот, и налетят толпы журналистов, в том числе зарубежных: просить интервью, расспрашивать, какие требования выдвигают, и начальство из местного Белого дома побежит — а как же иначе? — и менты в страхе отступят, и олигарх Ахметов, который тоже из «низов» вышел, поддержит их как новую власть… Пацаны и старики все годы независимости были на Донбассе вроде шлака, отброшенного в сторону от ценного угля. Их и позвали на фронт в первые ряды. Для прикрытия.

Между тем флаги снова начали двигать, и у подножия монумента, по соседству с красным полотнищем, возник черно-желто-белый штандарт.

— Это же какой страны, не знаешь? — старик ткнул пальцем в сторону Ленина.

— Имперской России, — смиренно ответила я. Дед замер как памятник.

Внимание: включаем сепаратор!

В принципе ничего странного в том, что акцию сепаратистов, ядром которой выступили группы боевиков из приграничной Ростовской области, поддержали не только представители местных маргинальных «Русского единства» и «Русского блока», но и украинские коммунисты, — не было. Состязание с Партией регионов за голоса избирателей на Донбассе верхушка КПУ во главе с Петром Симоненко проигрывала отчасти по согласию, в том числе и финансовому, отчасти из трусости. Поэтому сейчас, в момент падения монументального Януковича, вернуть утраченные позиции стало делом принципа. Миф о том, что Лидер (именно так, с большой буквы, еще недавно величала Виктора Федоровича партийная знать) очень авторитетен на малой родине, фундамента под собой давно не имел.

Как известно, самые высокие проценты Януковичу в президентских кампаниях и 2004, и 2010 годов приносили послушные земляки. Потому их, выражаясь интернет-языком, принялись «троллить» вместе с Виктором Федоровичем и за Виктора Федоровича. Жители Донбасса сердились и обижались. Янукович старался исправлять ситуацию как мог. Однако изменений к лучшему в плане экономики или социальных стандартов в Донецкой области все равно не произошло. Вот тогда идеологи Партии регионов и ввели в обращение тезис: за счет трудового («Русскоязычного!» — поддакивали коммунисты) шахтерского края жирует Западная Украина. Хотя данные госказначейства и госстата Украины подтверждали как раз обратное: Донбасс превратился в дотационную «зону проедания». В госбюджет страны в 2013 году отсюда перечислили 3,85 миллиарда гривен (примерно 15,4 миллиарда рублей), а получили из казны 13,09 миллиарда гривен (более 52 миллиардов рублей).

— Власть Януковича жестоко обманула ожидания здешних людей. За голубой флаг (партийный цвет регионалов. — О. М.), появись он у подножия Ленина, и побить могут. Но Майдан ненавидят еще сильнее. Почему?— задала я вопрос Денису КАЗАНСКОМУ, журналисту-расследователю и, пожалуй, самому известному блогеру страны, выступающему под ником Frankensstein. Попутно замечу, что Денис похож не на монстра, а на молодого Навального. Год назад Казанский напугал культовый для Януковича город Енакиево, поскольку пытался баллотироваться в мэры.

— Три месяца велась сумасшедшая пропаганда, — отвечает Денис. — «Нацисты под руководством инструкторов из США заполняют овраги трупами. Тут тоже начнется террор, плюс всех заставят говорить по-украински. Ну и макароны пропадут из продажи, конечно…» Но как только Янукович сбежал, сессия горсовета оперативно его сдала. Так и заявили: на 90 процентов виноват президент, на 10 процентов — оппозиция. Узурпировал власть, перестал слушать окружающих, погряз в роскоши, бойня в столице — на его совести, мы ничего не знали, сами в шоке. И сразу же послали новому правительству сигнал: «Устроите на Донбассе кадровые чистки — получите проблему! Сепаратистов сдерживаем только мы!»

И сами вместе с коммунистами негласно их поддерживают?

— Если Донбасс превратится в Приднестровье, активы Рината Ахметова станут нулями. Поэтому он, известный молчальник, появляется в телевизоре: «Конституция, целостность страны…» К Ринату здесь прислушиваются, у него высокий рейтинг. Да, забирал предприятия у тех, кто слабее, но не распиливал на металл! Ребрендинг, иностранные специалисты, всё работает, 300 тысяч человек получают зарплату — пусть плохую, все равно довольны. Но Ахметову нужны твердые гарантии от Киева. Поэтому идет игра с улицей. Советская ментальность позволяет себя эксплуатировать.

Разве в миллионном городе не осталось научной, культурной элиты, студенчества, в конце концов, которые понимают, как это опасно? Они сопротивляются?

— Очень мало таких людей. Знакомый профессор философии утверждает: в Донбассе всегда был культ пренебрежения к гуманитарному образованию. Положено знать, как устроена шахта, как получают уголь, кокс, металл. Остальное — не важно. Отсюда — выраженный общественный кретинизм в реакциях на политические процессы. И симпатии к фашизму и шовинизму. Хотя еще докажи людям, что это фашизм…

С Денисом Казанским мы разговаривали в самом начале стремительной «русской весны». Еще до штурмов, которые становились все злее и успешнее, до флага России, поднятого над зданием облгосадминистрации. До того, как избранного под Лениным вдохновителя беспорядков, «народного губернатора», молодого бизнесмена Павла Губарева (в анамнезе — членство в РНЕ), в конце концов, СБУ решит арестовать на 2 месяца. До того, как область возглавит назначенец Киева, донецкий бизнесмен Сергей Тарута (состояние — $724 миллиона), в недавнем прошлом — деловой партнер Виталия Гайдука (см. «Досье «Новой» в материале «Доны», или «Бригада Януковича». — «Новая газета» от 12.03.2014). Тарута тихим, академическим голосом попросит земляков успокоиться: уже никто никуда не идет. Остаемся дома.

Лидер жил, Лидер жив. Лидер будет жить?

Пятизвездочный отель «Донбасс Палас» — свирепый шик на основе мрамора, фонтанов, позолоты, тяжелых штор с кистями, диванов с подушками, прошитыми золотой же нитью, и массы того, что в сумме дает человеку, достигшему успеха в Донецке еще в 90-х, ощущение красоты, защищенности и покоя. Собственник отеля — Ринат Ахметов.

К моменту, когда мы с Николаем Левченко, депутатом-регионалом (иногда журналисты добавляют эпитет «скандальным»), условились о встрече в лобби-баре «Донбасс Паласа», — по телику как раз закончилась пресс-конференция Виктора Януковича в Ростове-на-Дону…

Изображение

— Впечатление такое, что он отсутствовал лет пять. Он, конечно, не понимает глубоко происходящих событий. Он не смог сохранить достоинство и смелость. Он бросил страну, народ, партию и фракцию в трудный момент, — Николай хмурился, избегая даже поминать всуе фамилию Лидера-отступника. — И считать его, согласно конституции, действующим президентом?! Так, юридическим казусом, не более…

Экс-секретарь Донецкого горсовета, заявлявший, что в Украине должен остаться один государственный язык — русский, и один вектор развития — в сторону России и Таможенного союза, чье имя связывали с мутной историей о свастиках, которые якобы рисовали во дворах по его просьбе, чтобы привлечь внимание общественности к необходимости борьбы с фашизмом, — признавал ошибки прошлого, свои и коллективные, охотно и бескомпромиссно. Это наводило на мысль: после очистительного съезда Партии регионов молодой и перспективный Левченко рядовым не останется.

Впрочем, первым-то успел назвать Виктора Федоровича предателем глава регионалов в парламенте Александр Ефремов, выходец из Луганска, опытный аппаратчик и коммерсант с комсомольской биографией. По аналогии с похоронами генсеков, Ефремов, официально «вынесший» Януковича за рамки, получал теперь право занять место Лидера. Луганску, давнему конкуренту, надлежало сменить наконец «донецкую бригаду» во власти. Хотя во время и после трагических событий на Майдане фракцию покинули 70 депутатов, а в областях стали самораспускаться целыми организациями.

Иную тактику выбрал Сергей Тигипко, бывший комсомольский секретарь из Днепропетровска, бывший банкир, вице-премьер и даже кандидат в президенты, ныне заместитель главы партии. Поскольку Янукович и Азаров не готовили съезд по объективным причинам (находились в бегах), он взвалил на себя главную ношу — опрос украинцев через социальные сети: «Какой вы видите обновленную Партию регионов?» С колоссальным отрывом побеждали ответы: «Никакой» и «Осужденной трибуналом в Гааге».

— …На съезде уточним идеологию и стратегию, — пообещал Левченко. — Привлечем общественные организации. И будем продолжать бороться за наведение порядка в стране, за бюджетный федерализм, за статус русского языка.

— Бороться с помощью Восточного фронта в том числе?

— Там тоже есть наши избиратели! — не стал открещиваться Николай.

За дальним столиком бара впечатления от Януковича «переваривал» Ефим Леонидович Звягильский: Герой Соцтруда, Герой Украины, заслуженный шахтер, депутат Рады всех созывов, 81-го года от роду, владеющий, согласно рейтингу журнала «Фокус», состоянием $172,8 миллиона, один из основателей Партии регионов.

Ефим Леонидович всегда говорил о Викторе Федоровиче то, что думал, поскольку знал его давно. «Пока он был губернатором, это была не работа — ад. Без обид, но я хочу сказать нашему вождю, что он человек, который не понимает, что значит — не выполнить! Вот так надо работать всем нам, вот так жить стране. Такими нас воспитал Виктор Федорович!» — признался несколько лет назад Звягильский перед партактивом. Сейчас разочарование не позволяло Ефиму Леонидовичу произнести по тому же адресу ничего, кроме крепкого слова. Часть однопартийцев также оказалась законченными глупцами.

— Слышь, обсуждают: менять название? Не менять? «Брэ-э-нд, потеря-я-емся…» — передразнил кого-то Звягильский. — Кровью залит бренд, что не ясно?!

Не на жизнь, а на смерть

С местом проведения своего съезда в Партии регионов после различных вариантов, кажется, определились: Донецк. Дома ведь и стены помогают. Зато дату переносят уже третий раз на более поздний срок. Теперь планируют спустя неделю после референдума в Крыму.

Отдельные депутаты, вроде бывшего представителя президента в Раде Юрия Мирошниченко, называют референдум об отделении от Украины, тем более под дулами российского спецназа, — незаконным. Однако согласованного заявления от политической силы нет. И быть не может: ведь регионалы в Верховном совете Крыма — в подавляющем большинстве. Именно они готовы драться не на жизнь, а на смерть за присоединение к России. Но партию-мать пока не покидают и мандаты не сдают. На случай если развалить Украину с первой попытки не удастся?

…Когда этот материал был уже написан, в Донецке, на площади Ленина, произошло столкновение между участниками очередного пророссийского митинга и активистов, выступающих против интервенции. Милиция не сумела сдержать натиск агрессивных, подогретых водкой мужчин со взрывпакетами, дымовыми шашками, битами и… ножами. Таких же, одинаковых с лица, привозили с Донбасса на Майдан: работать, пока Янукович, еще по украинскому телевидению, вещал об угрозе гражданскому миру. Кто привозил? Загадка.

Только теперь куртки мясников-наемников украшают георгиевские ленточки. Им нужен страх обывателя. Плохо, значит, жили до сих пор?.. Двое погибших на месте, три человека — в крайне тяжелом состоянии в реанимации, десятки — в больницах города. Разгромили, выбив стекла, даже проезжавший мимо трамвай.

— Не бойтесь выражать свое мнение. Власть гарантирует вам полную безопасность на митингах! — обещал на днях губернатор Тарута на встрече со студентами донецких вузов. Иногда и олигархи бессильны.

Кровь пророчили на юге страны. Она пролилась на востоке.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow