КолонкаПолитика

Как устроена наша любимая народная власть

Факты против мифов. Заметки на полях книги Никиты Ломагина «Неизвестная блокада»

Этот материал вышел в номере № 29 от 19 марта 2014
Читать
Пролетарская сплоченность провайдеров, дружно обидевшихся на ТВ «Дождь» за простой вопрос об осаде Ленинграда, удивительна лишь на первый взгляд. На самом деле все органично. Родина доверила им оборонять начальственную неприкосновенность — вот они и обороняют. В лучших традициях великого прошлого — прикрываясь стариками, женщинами и детьми. Пока, слава богу, виртуальными

Пролетарская сплоченность провайдеров, дружно обидевшихся на ТВ «Дождь» за простой вопрос об осаде Ленинграда, удивительна лишь на первый взгляд. На самом деле все органично. Родина доверила им оборонять начальственную неприкосновенность — вот они и обороняют. В лучших традициях великого прошлого — прикрываясь стариками, женщинами и детьми. Пока, слава богу, виртуальными.

Ничего нового. Как в подвале ребра гвоздодером ломать — так за милую душу. А как спросить, зачем ломали и почему в таких промышленных масштабах, — так сразу «глумление над великим прошлым» и «оскорбление патриотических чувств». Такие трепетные натуры.

Усевшись на шею народонаселению и свесив ножки, провальная власть для своего оправдания вынуждена фальсифицировать не только нищую повседневность, но и прошлое с будущим. Сегодня на повестке дня — временные трудности с отдельными перебоями, переходящие в бурные, продолжительные аплодисменты. У кого жалобы — два шага вперед.

Для поддержания системы в рабочем состоянии необходимо обильное и хорошо кормленное сословие заплечных дел мастеров. А также еще более многочисленное племя — профессиональных вралей-идеологов. Чтобы с огнем в очах разъясняли, что лишь благодаря номенклатурно-палаческому сословию Россия смогла укрепиться и победить Гитлера. Простой, как правда, интерес к внеочередной жилплощади и талонам на питание (ну сегодня к лицензии на вещание или на нефтяной экспорт: разница лишь в масштабе) вынуждает номенклатуру с тем же гвоздодером подходить и к истории, выламывая здоровенные куски и заполняя дыры пеной припадочного патриотизма.

Простых вопросов она не выносит.

Как так случилось, что при схожей геостратегической конфигурации в двух мировых войнах (Англия, Франция и Америка в союзниках, Германия в противниках) отсталая, убогая, деревенская и пр. царская Россия в кошмарном сне не могла представить себе немецкие передовые отряды в Химках и осажденный на два года Петербург с сотнями людоедов на улицах?

А индустриальный, колхозный и насквозь прогрессивный СССР подобный позор не только пережил, но задним числом даже требует им гордиться: замечательный пример общенародного подвига в условиях эффективного менеджмента!

Как так случилось, что сапог с усами, величайший стратег всех времен и народов с его гениальными предвидениями, доигрался с Гитлером до того, что позволил самой чудовищной в мире войне разыграться именно на нашей территории, с немыслимыми потерями именно нашего населения?!

Рецепт прост, как все гениальное: контроль над информацией в сочетании с контролем над людьми — и любой самый очевидный провал, вроде коллективизации, предстанет небывалой победой. На примере осадного Ленинграда это видно с предельной ясностью. Краткосрочную, до ужаса насыщенную конкретикой экскурсию туда предлагает недооцененная книга Н.А. Ломагина «Неизвестная блокада». Не слишком приятное путешествие — ибо вступает в болезненное противоречие с фундаментальными фресками, которые поколениями изображали трудолюбивые советские пропагандисты. Но очень полезное с точки зрения чистки коры головного мозга.

Автор очень правильно расставил акценты в тексте: поменьше слов, побольше документов. Собственно, с документов я бы и посоветовал начинать. И еще: внимательно читайте шапки. Кто докладывает кому, по какому поводу и в какой момент времени. А то иной раз донесения гитлеровских начальников путаются с донесениями партийного руководства и органов НКВД.

В свете конкретных документов шоу припадочных, организованное в ответ на вопрос о возможной сдаче Ленинграда, — выглядит вдвойне отвратительно.

Потому что сам тов. Сталин этот вопрос неоднократно рассматривал — причем не в абстрактно-гуманистической, а в цинично-конкретной форме.

Мандат, выданный Государственным комитетом обороны чекисту В. Меркулову, прямо предусматривает вариант оставления города и полное разрушение его инфраструктуры. При этом ни слова о людях, так или иначе остающихся в городе: «Тов. Меркулову поручается совместно с членом Военного Совета Ленинградского фронта тов. Кузнецовым тщательно проверить дело подготовки взрыва и уничтожения предприятий, важных сооружений и мостов в Ленинграде на случай вынужденного отхода наших войск из Ленинградского района».

В деловой переписке начальство даже не думает прикрывать реальные приоритеты человеколюбивой риторикой: если Ленинград будет сдан, немцам должна остаться пустыня без каких-либо ресурсов для жизни.

Это, впрочем, частности. Важнее понять механизм, который пропагандистская сволочь использует для апостериорного оправдания своих преступлений. Всего три простых примера разного масштаба.

На сайте русской славы как бы между прочим, сказано: «Еще одной бедой для осажденного города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев».

Крысы! Вот кто, оказывается, уничтожил запасы еды и, разнося всевозможные инфекции, довел до того, что трупы лежали на улицах. Они же, по всей видимости, виноваты и в случаях каннибализма и разбоев. Но откуда такие сведения? Ни в воспоминаниях, ни в документах о нашествии вредоносных грызунов не упоминается. Документы же, напротив, склоняют к мысли, что крыса была бы для рядового блокадника желанным объектом охоты и божьим даром, из которого можно сварить суп для всей семьи…

В документах удалось отыскать лишь одно невыдуманное упоминание о грызунах. Знаменитый петербуржец Д.С. Лихачев пишет:

«…Мыши вымерли с голоду. В мороз, утром в тишине, когда мы уже по большей части лежали в своих постелях, мы слышали, как умиравшая мышь конвульсивно скакала где-то у окна и потом подыхала: ни одной крошки не могла она найти в нашей комнате».

Бедные глупые мыши. У людей все-таки побольше ума и, следовательно, вариантов в борьбе за жизнь. Особенно у начальства, которое щедро тратит умственные способности на оборону и оправдание своего статуса под плодоносной вертикалью. Все закономерно. В условиях обдуманно выстроенной тотальной монополии вертикаль — эксклюзивный источник жизни. Хочешь выжить — встраивайся в корпорацию и подчиняйся ее правилам. Ленинград всего лишь обнажил эту диковатую логику в самом примитивном ее проявлении, когда дело касается права на корм для себя и для детей.

На патриотическом сайте «Великая Отечественная война» читаем: «Говоря о ленинградской трагедии, нельзя не упомянуть и еще об одной довольно грязной выдумке, которая время от времени всплывает в разных «либеральных» газетках и на интернет-ресурсах. Это рассказы о том, как глава питерских коммунистов Жданов обжирался пирожными, а черную икру ему завозили специальными самолетами… Вряд ли Андрей Александрович смог бы адекватно решать сотни проблем, если бы ему пришлось думать, где достать пару плиток столярного клея на обед. Хорошее питание полагалось ему по должности. Так Сталин оценивал его роль в обороне Ленинграда. Все остальное — просто домыслы…»

Ну раз сам Сталин так оценивал — о чем речь. Хотя ради справедливости следовало бы оговориться, что в «либеральных газетках» не писали о том, что черную икру Жданову завозили «специальными самолетами». Сожрать целый самолет икры — это, пожалуй, даже у коллективного Жданова рожа треснет.

Но то, что в осажденный Ленинград летали самолеты, — исторический факт. То, что помимо прочих грузов они имели на борту набор эксклюзивных харчей для партийной и чекисткой номенклатуры, — тоже исторический факт. Включая, конечно, и икру. Хотя не обязательно черную. В опубликованных Н. Ломагиным документах деликатесный сюжет тоже нашел скромное отражение.

В спецдонесении № 10145 от 22 декабря 1941 г. замначальника УНКВД ЛО информирует секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Я.Ф. Капустина о нарушениях в распределении продовольствия со стороны руководителей Приморского района: «С наступлением войны секретари Приморского РК ВКП(б) и Председатель Райисполкома организовали в столовой № 13 при Райисполкоме 2 нелегальные группы на незаконное получение продуктов питания без карточек… трестом столовых перед ноябрьскими праздниками было отпущено специально для столовой № 13 — 10 кг шоколада, 8 кг зернистой икры и консервы… Все это было взято в РК ВКП(б), а 6 ноября из РК ВКП(б) звонили директору столовой Викторовой, требуя предоставления еще шоколада…»

Это уровень районного комитета партии. На городском уровне, понятно, отношения с трестом столовых были теснее и обеспечение обильнее. История, как резонно поясняет публикатор, попала в официальную переписку из-за склоки двух привилегированных аппаратов за место при кормушке: районный партийный начальник отказался делиться с чекистским начальником. Тот возмутился и написал донос в вышестоящую инстанцию.

«Обжирался» ли Жданов пирожными или культурно их кушал с чашечкой кофе — это вопрос формулировки. Как и то, отгружали ему икру «специальными самолетами», или же на этих спецбортах помимо икры было еще что-то необходимое для руководящих товарищей. В любом случае в гастрономических удовольствиях он и его окружение себе не отказывали. Для номенклатуры это естественно: «Хорошее питание полагалось ему по должности. Так Сталин оценивал его роль в обороне Ленинграда…»

О чем же тогда шум? Почему патриотическая общественность так нервничает, когда «либеральные газетки» сообщают, что тов. Жданов кушал в осажденном Ленинграде икру, шоколад и ромовые бабы, если это правда? Да потому, что рушится миф. Номенклатура несколько десятилетий подряд втюхивала нищему населению сказку про вождей, которые вместе с народом, превозмогая трудности, не считаясь с потерями, в залатанном пальтишке… и т.д. и т.п. А тут вдруг такие не вполне сказочные факты.

Что ж, тем хуже для фактов.

Большой ученый в области языкознания, истории и культуры г-н Мединский, выдвинутый вертикальной бюрократией на передовые идеологические рубежи, недавно на «Эхе Москвы» разъяснял, что тов. Жданов был человеком слабого здоровья, одержимым многочисленными недугами, себя не жалел — отчего и скончался вскоре после войны. И уже поэтому никак не мог кушать тех деликатесов, про которые клевещет пятая колонна.

Это, конечно, сильный ход. Г-н Мединский вообще очень умный и тонкий человек. Умеет дать такого щелчка по лбу клеветникам, что те потом долго хватают ртом воздух и крутят башкой в недоумении. Читают, например, записки Д.Н. Суханова (помощника Г.М. Маленкова) про то, как в осажденном Ленинграде «…наибольшую помощь и активное взаимодействие Жуков Г.К. встретил не со стороны Жданова А.А. (находившегося частенько в специально сооруженном во дворе Смольного бункере, принимая горячительные напитки), а со стороны генерала Кузнецова…», — и буквально ничего не могут взять в толк: то ли завканцелярией президиума ЦК КПСС Д.Н. Суханов был тайный либерал, вредитель и «пятая колонна», то ли Жданов А.А. принимал в бункере горячительные напитки хоть и «частенько», но отнюдь не закусывая — по упомянутой выше слабости здоровья. То ли г-н Мединский искренне держит слушателей за клинических идиотов.

А какие еще варианты?

Третий сюжет про такой чуждый советскому человеку факт буржуазной действительности, как каннибализм. То есть людоедство. До вредоносной горбачевской гласности подобные явления в осажденном Ленинграде полностью отсутствовали. Однако Н.А. Ломагин, увы, публикует сводки НКВД. Например, вот эту.

СОВ. СЕКРЕТНО

Управление НКВД СССР по Ленинградской области и городу Ленинграду

2 июня 1942 г. № 10734

Спецсообщение

За употребление в пищу человеческого мяса арестовано:

Вянваре — 356 чел.

Вфеврале — 612

Вмарте — 399

Вапреле — 300

Вмае — 326.

Приводим характерные случаи, имевшие место в мае месяце:

У работницы Металлического завода М. 20 мая с.г. пропала 4-летняя дочь Галина. Расследованием установлено, что девочку М. убила Л., 14 лет, при участии своей матери Л., 42 лет, без определенных занятий. Л. созналась, что 20 мая она заманила к себе в квартиру 4-летнюю М. и убила с целью употребления в пищу

Б., 40 лет,и С., 30 лет, оба без определенных занятий, употребляли в пищу труп умершей дочери Б., с этой же целью Б. и С. похищали трупы на кладбище. Б. и С. арестованы.

Р. — 29 лет, без определенных занятий, расчленила труп умершей 13 мая с.г. своей соседки К. и употребляла его в пищу. Р. арестована, созналась.

Всего за употребление в пищу человеческого мяса арестовано 1.965 чел.».

Прикинем на пальцах. Если оптимистично оценить раскрываемость подобных преступлений в 50%, то выходит, что в осажденном Ленинграде трупами питалось на круг около 4000 человек. С завышением считая людность осажденного города в 1 млн чел. (на самом деле меньше: к моменту снятия блокады оставалось не более 800 тыс.), получаем, что минимум каждый 250-й блокадник был людоедом. А скорее каждый 200-й.

А в общем, лучше читайте документы. Там много всякого разного, что помогает лучше понять, как мы с вами на самом деле устроены. И в особенности как устроена наша любимая народная власть.

От редакции. Главы из книги Никиты Ломагина читайте в ближайших номерах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow