Сюжеты

Союз нерушимый?

Ни Москва, ни Киев не смогут разорвать военно-промышленное сотрудничество без тяжелых последствий для себя

Фото: «Новая газета»

Экономика

Валерий ШиряевНовая газета

Ситуация, сложившаяся в отношениях ВПК Украины и России почти копирует положение с нефте- и газопроводами, ведущими из РФ в Европу: ни Москва, ни Киев не смогут использовать сложившиеся связи как инструмент давления

Ситуация, сложившаяся в отношениях ВПК Украины и России почти копирует положение с нефте- и газопроводами, ведущими из РФ в Европу: ни Москва, ни Киев не смогут использовать сложившиеся связи как инструмент давления. Разумеется, правительство России, планируя крайне рискованные, шокировавшие мир шаги в Крыму, обязано было оценить угрозы своей обороне, самой важной частью которого является ядерный комплекс. Как пояснил один из советников министра обороны, по понятным причинам попросивший не упоминать свою фамилию, сенсаций там не ждут:

— На современном этапе сближение Украины с НАТО не является угрозой для стратегического комплекса. Россия от Украины абсолютно не зависит, если иметь в виду весь комплекс: ядерную триаду и средства разведки. Продлить сроки годности ракет Р-36М («Сатана» для экспертов НАТО.В.Ш.), произведенных в Днепропетровске, мы сами решили в начале 2000-х. Генштаб тогда выводил из состава РВСН Космические войска, проводилась качественная оценка всего ядерного комплекса. Партнеры из НАТО склоняли нас сократить Р-36М в процессе переговоров.

Техническое сопровождение ракет осуществляют украинские предприятия. Но современные решения позволяют нам и самим все обслуживать. Просто такой необходимости не было —  было взаимовыгодное партнерство. У нас нет никаких сомнений, что при Ющенко спецслужбам НАТО была открыта зеленая улица, полный доступ к документации по всему ВПК Украины. Нас это не пугало: мы не видим тут особого ущерба процессу сдерживания.

Техническую возможность точнее выстроить упреждающие мероприятия (мобилизационные, в части контроля над пусками и т. д.) такие знания нашим партнерам по договору СНВ, возможно, дают. Но траектории и параметры нашего оружия и так известны им всем. Это декларируется.

Тут главное обстоятельство — ракеты хотя и сделаны на «Южмаше», но находятся в России. У нас в руках такие инструменты, как изменение полетного задания или траектории головных частей. Тем более что их несколько на каждом носителе.

Но в современной гипотетической ядерной войне акценты делаются не на силу заряда, чем и знаменита Р-36М, а на точность и другие параметры. Раньше была нужна огромная площадь поражения — попал в нее, и ты считаешься героем. А сейчас и для нас, и для западных партнеров по СНВ куда важнее другие качества: точность и гарантия доставки заряда, защита его доставки.

Новые российские изделия «Тополь-М» и «Ярс» намного, буквально в десятки раз, превосходят ракеты из Днепропетровска. Если сравнивать точность — метры против километров. Годность жидкостных ракет «Южмаша» продлена до 2018 года, они постепенно уходят с вооружения. И в НАТО это отлично знают. На недавних встречах с американцами в соответствии с договором о СНВ об этом говорилось.

В ближайшие годы мы будем полностью независимы даже и в этой части. Само предположение, что обслуживание ракет по договору с заводом может стать рычагом политического давления, звучит для нас невероятно. Все регламентные работы делаются в войсках, сроки продления годности подписаны.

Интересны взгляды российских военных и на другие аспекты оборонной политики России и Украины. Мы поговорили с ответственными сотрудниками Министерства обороны и ГРУ Генштаба МО, и вот что они нам сообщили.

— Существует и такая сфера сотрудничества, как мирная космонавтика. Полный отказ Украины от наших заказов может, но лишь частично, не фатально, ограничить спектр возможностей российских стартов. Однако переход на полное самообеспечение может стать для находящегося в стадии перестройки Роскосмоса, обремененного тяжелейшими долгосрочными проблемами, чрезвычайно дорогим и не быстрым.

Наши собеседники отметили лишь, что это бизнес. Тут обходных путей и возможностей договориться для обеих сторон куда больше, чем в военной сфере. Если Украина хочет сохранить самые современные производства, она костьми ляжет, чтобы получить российские заказы: технологически перейти на обслуживание космических программ Европы и США почти невозможно.

Схожая ситуация сложилась и в военном сотрудничестве России и Украины. Замечательная для своего времени, чрезвычайно надежная авиационная ракета «воздух-воздух» Р-27 киевского завода «Артем», закупленная когда-то десятками стран, — ушла в небытие. Ее остатки в ВВС России поддерживаются войсковыми специалистами. Украина может заработать на ее обслуживании по всему миру. Но на всех наших самолетах ставится суперсовременная К-77 отечественной разработки.

Самое главное, что связывает наши ВПК сегодня, — плотная кооперация в авиационном моторостроении. База в Украине очень мощная, производство на самом современном уровне, как и компетенция руководства отрасли. Наши собеседники отдали должное концернам «Антонов» и «МоторСич», с выраженным уважением называя фамилии их руководителей: Богуслаев, Волобуев, Кива — им удалось не уронить качество, уровень технологий, сохранить современные КБ.

На цены комплектующих и готовой продукции сотрудничество с Украиной, по мнению наших собеседников, не влияет. Ее ВПК, даже в условиях меньших зарплат на сходных производствах, не в состоянии продать их намного дешевле наших заводов. По опыту строительства Ан-70 видно, что цены у украинских партнеров почти такие же, как в Объединенной авиастроительной корпорации.

По информации наших экспертов, после заключения солидных контрактов с Россией на производство активно пошла молодежь. Для Российской армии она будет строить двигатели транспортных и учебных самолетов, вертолетов. Если сотрудничество не прервется. Боевая же авиация наших ВВС летает на двигателях из Перми, Рыбинска, Уфы, Москвы.

Итак, вся продукция ВПК Украины полностью ориентирована на Россию, СНГ или страны, тесно работавшие с ВПК СССР. Источники, близкие к руководству министерства обороны, уверили нас, что технические стандарты не позволят НИКОГДА переориентировать производство на страны НАТО ни нашей промышленности, ни украинской. Для этого надо переориентировать всю отрасль, один лишь переход на западную конструкторскую документацию потребует миллиардов долларов.

Это для экспертов аксиома. Это целиком наш рынок — России и Украины. Он сложился исторически, и пока, в основном усилиями отечественного ВПК, в него помимо десятков небольших стран входят и Индия с Китаем. На зарубежных тендерах мы с Украиной изредка конкуренты, а в основном — соратники. Никогда до сего дня не было задачи производить все у себя, была плотная кооперация.

Если новое руководство в Киеве в ответ на выход Крыма из состава Украины решится на полный разрыв отношений, двигатели Россия сможет освоить, но не скоро, и будет очень тяжело. Сама Украина в таком случае полностью погубит самую современную часть своей индустрии и многотысячные коллективы: 80% продукции идет в Россию. Тут недалеко до крупных социальных волнений. А политики Украины, в отличие от российского руководства, реально зависят, как мы убедились этой зимой, от настроений и активности избирателей.

Технологически сложное и обширное хозяйство военно-промышленного комплекса, созданное в СССР по собственным стандартам как единое целое, и после разделения на части буквально вынуждает новых хозяев этих частей вступать в переговоры даже в условиях отчаянного политического противостояния. Его невозможно использовать как орудие шантажа ни с одной стороны. А вот инструментом в политической торговле теснейшие связи «братских» ВПК быть вполне могут.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera