СюжетыКультура

На суд художника

Политические процессы возрождают жанр судебного рисунка

Этот материал вышел в номере № 29 от 19 марта 2014
Читать
Карандаш, тушь, шариковая ручка. Наручники, решетки, служебные псы. Гуашь, масло, холст. В Международном мемориале открылась выставка «Рисуем суд-2»: двадцать самых громких и общественно значимых процессов последних лет в рисунках художников
Изображение

Карандаш, тушь, шариковая ручка. Наручники, решетки, служебные псы. Гуашь, масло, холст. В Международном мемориале открылась выставка «Рисуем суд-2»: двадцать самых громких и общественно значимых процессов последних лет в рисунках художников.

Первая выставка «Рисуем суд» прошла еще в 2009 году как конкурс судебных рисунков со второго процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Но менеджер конкурса Злата Понировская и художник Виктория Ломаско решили, что нельзя останавливаться на одном процессе, и стали звать художников рисовать другие, менее громкие судебные дела.

— Не все современные художники готовы к радикальному акционизму, — объяснила «Новой» куратор выставки Злата Понировская. — Судебные репортажи могут стать их способом высказаться и обратиться к тем, кто обычно политикой не интересуется.

Выставка делится на две части: рисунки с процессов, которые все еще идут, и те, которые уже завершились, — готовые исторические документы, показывающие не столько факты, сколько дух эпохи. И те и другие часто построены как комиксы или скорее судебные дневники, с цитатами судей и обвиняемых, собственными комментариями художников, фрагментами стенограммы суда.

— На то, чтобы прочитать большой судебный репортаж, нужны силы, время, желание, — считает художница, куратор, автор графических репортажей Виктория Ломаско. — Картинки посмотреть проще. Они действуют мгновенно и могут рассказать о судах емко и эмоционально.

Нынешняя выставка открыта в поддержку осужденных по «болотному делу», но включает рисунки с двадцати разных процессов. Организаторы намеренно не стали ограничиваться политическими делами. На рисунках есть и сельский учитель Илья Фарбер в клетке, и подсудимые по делу о беспорядках в Сагре, и журналист Михаил Бекетов, которого везут в суд на реанимобиле.

Изображение

В отличие от многих журналистов и фотографов художникам не было важно разделение на нацболов, анархистов, националистов и либералов. Рядом на выставке оказались рисунки с процесса по делу антифашиста Алексея Гаскарова и националиста Даниила Константинова, казненных за теракт в Минске Коновалова и Ковалева и осужденной за торговлю наркотиками смоленской активистки Таисии Осиповой. Правда, со стороны кажется, что это один и тот же суд, наполненный одной и той же бессмысленностью, предрешенностью и бессилием.

— Я пришла в Никулинский суд рисовать заседания по «болотному делу» почти случайно, — вспоминает участница выставки художница Ильмира Болотян. — В первый же раз к нам подошел человек в штатском и вдруг начал орать, почему-то грозил, что спустит служебную собаку, что она без намордника. Ему, кажется, просто хотелось, чтобы мы встали строем. Помню, я стояла и думала: что за фигня? Что делать? И тут кто-то из зрителей сам стал кричать: «Кто вы такой?» — и человек отступил. Что-то подобное случалось каждый раз.

Как ни странно, главное ощущение от рисунков — пронизывающее их чувство скуки. Скучает, подперев подбородок рукой, судья, скучают охранники, устало стоят, слушая приговор, зрители. И даже служебная собака спит.

— В суде становится понятно, что ты — маленький, бессильный человек, — говорит Ильмира Болотян. — Ты видишь, как работает эта система, как она меняет людей. Я смотрела на судью Никишину и думала, что, может, она прекрасная жена и мать, но здесь, в суде, она — винтик. Ее не интересует справедливость, она действует строго определенным образом, говорит на определенной ноте. В суде не может быть ничего человеческого.

Электронный архив с сотнями рисунков, созданных художниками за 6 лет работы проекта, доступен на сайте risuemsud.ru. Организаторы не надеются, что его можно будет закрыть: пока в России продолжаются политические процессы, художников зовут приходить в суды.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow