СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 30 от 21 марта 2014
Читать

Эскиз режиссера Рузанны Мовсесян по пьесе Виктора Розова «С вечера до полудня», подготовленный к прошлогоднему 100-летнему юбилею драматурга, оказался настолько удачным, что получил продолжение в полноценной постановке на сцене филиала Московского драматического театра им. Пушкина. В «сталинской» высотке в большой квартире живут несколько поколений одной семьи: стареющий советский писатель Андрей Трофимович Жарков, его сын Ким, одинокая дочь Нина и сын Кима шестнадцатилетний Альберт. Каждого из членов этой семьи уже несколько лет не отпускает своя личная боль, которая не дает покоя. И вечер, с которого начинается действие, становится своеобразным пиком этой боли и для главы семьи, и для его детей и внука: они понимают, что все эти годы живут среди призраков прошлого, среди трагедий, случившихся много лет назад, но по-прежнему не дающих им свободно чувствовать и дышать. Написанная более 40 лет назад, пьеса Розова удивительно понятна и в наши дни — и этими фантомными болями, и вещами, важными в любое время: семейные связи, дом, дети, любимые, жертвы, предательство, выбор… Премьера спектакля — 21 и 22марта, а потом —5 и 6 апреля.

Сытинский пер, 3/25. Начало спектаклей в 19.00.

Кукольный театр «Бродячий вертеп» под руководством Елены Слонимской и Александра Грефа 22 и 23 марта играет на сцене Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой традиционный кукольный спектакль «Петрушка на ярманке» (и это не опечатка – так раньше называлась всякая ярмарка) для детей и взрослых. Слонимская и Греф – химики, весьма успешные в своей области, в 1989 году открыли свой маленький театр, а при нем и студию, где занимаются с детьми традиционными ремеслами. «Петрушка» – их главный спектакль, который жил и менялся вместе с ними на протяжении 15 лет.

«Петрушка – это персонаж, который существует вне социальных законов, и в процессе спектакля он сталкивается с типажами из социума», – говорит Елена Слонимская. «Поведение Петрушки близко к поведению ребенка, – поясняет Александр Греф, – Ребенок –асоциальный тип: он не знает правил и все время пытается встроиться в них. Работа ребенка в том, чтобы найти себе место в этом огромном мире. И он его находит, нарушая законы. Взрослый человек, поглядев на Петрушку, чувствует с ним родство, потому что готовность к асоциальному поведению живет внутри каждого из нас».

Ул. Б. Пироговская, 53/55. Начало спектаклей в 12.00 и 15.00

23 марта в Государственном Кремлевском дворце даст концерт икона ретро-стиля и один из лучших интерпретаторов европейского музыкального наследия первой половины прошлого века Макс Раабе со своим неповторимым коллективом Palast Orchester. Формально их выступление — презентация вышедшего в прошлом году альбома Für Frauen ist das kein Problem, по сути — путешествие во времени. Поначалу фрак по моде 1930-х, патефонные оркестровки и узнаваемый вкрадчивый голос кажутся аттракционом. Не в последнюю очередь потому, что широким народным массам берлинский оркестр стал известен забавными перепевками современных хитов, от Бритни Спирс до Тома Джонса, в винтажном духе диксилендов и кабаре. Но это, конечно, ерунда. Главное, как с легкой иронией — в мелодической фразировке и неподражаемой мимике — Раабе с музыкантами возвращают своих слушателей в атмосферу ночных клубов поздней Веймарской республики, во времена, полные витального обаяния Марики Рёкк и Отто-Герда Фишера, Кэти фон Наги и Руди Годдена, Греты Келлер и Эриха Бергау, Илзе Вернер и Пауля Дорна. Если закрыть глаза, в ритме вальсов, фокстротов и пасадоблей понесутся над ресницами сепии старых фотоснимков, отрывки из забытых кинокартин без названия, театральные страсти межвоенной Европы, среди которых нет-нет да сверкнет зеркальный дискотечный шар нашей эры.

Кремль. Начало в 19.00.

20 марта в российский прокат вышел фильм «Иуда», по мотивам известной повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», в которой он переосмыслил библейский персонаж практически противоположным каноническому образом. Иуда, темпераментный вор и мошенник, вдруг, неожиданно для себя, находит подлинность жизни, ее смысл и глубину в учении Назарея, а заодно обнаруживает недалекость ближайших его учеников, слепоту, с которой они следуют за ним, не понимая его. Отстраненная интонация Леонида Андреева позволила ему создать апокриф. Режиссер Андрей Богатырев пытается достичь этого эффекта аскетичной съемкой, неочевидным кадрированием и обманчиво монолитным монтажом — повествование ведется сценами без промежутков на фоне скрупулезно выбранной натуры, воссоздающей ландшафты Святой земли, и не очень точно детализированного обихода Иудеи начала первого тысячелетия. Удачной, хотя и не новой находкой можно считать то, что история Иуды рассказывается если не от его первого лица, то через его рефлексию происходящего. Мы оказываемся с изнанки новозаветного ряда событий, ни одно из которых не явлено на экране, за исключением, моления о чаше, да пути на Голгофу — оба эпизода показаны вскользь, фрагментарно, недолго. Что-то такое мы видели у Тома Стоппарда в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», когда сюжет, знакомый до мельчайших, казалось бы, деталей, поворачивается стороной, о которой и мало кто подозревал. Так Розенкранц и Гильденстерн из привычных предателей друга становятся невинными жертвами некрасивых обстоятельств, так Иуда из легендарного предателя становится жертвой, которую он сам приносит ради божественной истины. «Живой учитель может спросить, правильно ли выполнен урок. А когда учитель умирает, то учителями становятся ученики», — говорит он первосвященнику Анне, и в его словах звучит недвусмысленный упрек церкви, весьма далеко отошедшей от евангельских, то есть самими этими учениками записанных заповедей. И его жертва в фильме выглядит убедительной, во многом благодаря сыгравшему главную роль Алексею Шевченкову, — в отличие от Христа в исполнении Андрея Барило, который, мягко говоря, не выглядит тем, за кем можно идти на смерть, — ни харизмы, ни ораторского искусства. Актерская дикция — это вообще главная слабина в картине. Если осовремененная речь персонажей может быть прочитана как прием, через который монументальный сюжет опрощается, снижается до повседневного и потому очень понятного уровня, то интонационная развязность, проглоченные согласные и тому подобные проколы оправдания не находят. Впрочем, за большими вопросами, об этом как-то скоро забываешь. И в этом сильная сторона «Иуды»: это, может быть, не шедевр, но определенно выпадает из общего ряда отечественной кинопродукции, поскольку апеллирует к вещам, в которых каждому нужно разобраться самому.

В Еврейском музее и центре толерантности больше месяца тому назад открылась и еще 20 дней тому вперед будет работать выставка Энди Уорхола «Десять знаменитых евреев XX века» — с портретами Сары Бернар, Луиса Брандейса, Мартина Бубера, Джорджа Гершвина, Франца Кафки, братьев Маркс, Голды Меир, Гертруды Стайн, Зигмунда Фрейда и Альберта Эйнштейна, а также сопровождающими их архивными материалами. Вдобавок, 23 марта музей и культурно-образовательный проект «Эшколот» устраивают сomment-party с участием: культуролога Юлии Шералиевой, литературоведа Леонида Кациса, филолога Семена Парижского, историка и библеиста Ури Гершовича, журналиста Михаила Калужского, поэта и переводчика Станислава Львовского и других интересных людей, перед каждым из которых будет стоять задача проследить нетривиальную связь между любыми двумя личностями из тех, чьи фотопортреты Уорхол подвергал безжалостному раскрашиванию. В общем, вечеринка для тех, кто от комментариев Лотмана и Набокова к «Евгению Онегину» получает не меньше удовольствия, чем от самого пушкинского романа. Вход свободный, но требуется регистрация на сайте: www.eshkolot.ru.

Ул. Образцова 11. Начало в 19.00.

C 26 по 31 марта в кинотеатре «Формула кино Горизонт» пройдет 5-й фестиваль норвежского кино, из тех, каким неизменно радовал до закрытия на ремонт кинотеатр «35 мм». В программе — квартет из самых свежих северных арт-хитов. Две картины изысканно реконструируют минувшие эпохи, две — посвящены современности, а вместе они складываются в объемную панораму захватывающих судеб и сильных характеров. «Я твоя» Ирам Хак — традиционная история мужчины и женщины, нетрадиционно динамичная и страстно снятая, кино о нелегкой девичьей доле с искренностью интонации и подлинностью эмоций, которое может задеть и девушек, готовых прильнуть к сильному плечу, и обладателей этих самых плеч. Действие «Первопроходца» Эрика Скьолдберга разворачивается в 1970-е на грани между реальностью и зыбкой таинственной территорией непознанного. В фильме это и океанские глубины, равнодушные к чужакам из рода homo sapiens, и область коллективных человеческих страхов — перед уязвимостью нашего тела и произволом властей предержащих. У «Погони за ветром» Рюне Денстада Лангло есть все шансы завоевать зрительские сердца: это теплая, в меру грустная комедия с погружением в непростую семейную историю, спасающаяся от чрезмерной сентиментальности черным юмором. В основе фильма Торуна Лиана с непритязательным названием «Виктория. История любви» — литературный шедевр Кнута Гамсуна «Виктория», который, даром что написан прозой, — чистая поэзия. Любовные отношения здесь такая же стихия, как земля, напитывающая густую зелень живыми соками, и пьянящий приторный воздух. Людской гомон, лай пса, скрежет мельничных жерновов, плеск волн и шум ветра в листве звучат как единая музыка природы: режиссер Лиан следует букве Гамсуна и старается запечатлеть дух этой возвышенной, романтичной и живописной книги — но глазами нашей современницы, которой для объяснения неслучившейся любви только классовых различий между героями недостаточно.

Комсомольский пр-т, 21/10.

Центр фотографии им. братьев Люмьер запустил выставку «Десять папок Вячеслава Тарновецкого»: порядка семидесяти авторских отпечатков 1970–1990-х годов составили первую в Москве полномасштабную ретроспективу одного из ярких представителей «другой советской фотографии». В жестких границах квадратного кадра — Терновеский снимал среднеформатной «Искрой» — минималистическая городская геометрия Черновцов, родного города художника. Но снимая город, он не делал привычной документальной street-фотографии — «литература» в снимках исключалась. Зато вместо социального или любого другого нарратива в них был, словами фотографа Бориса Савельева, «только чистый взгляд и чистая фиксация того, что он чувствует. Этим он очень сильно отличался от московской фотографии. А от украинской — тем более». Живя по принципу «ни дня без съемки», Терновецкий делал серии и складывал их по десяти разным папкам: «Светоносная тень», «Мимолетности», «Группировки», «Соцарт», «Растрирование», «Окна», «Городские натюрморты», «Империя», «Столбовое дворянство», «Двое». Эти папки стали для автора тематическими и формальными ориентирами, струнами, на которые нанизывались бесчисленные фотографические образы, композиции, состояния света, тени, формы.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 20 апреля.

23 марта, 3 и 4 апреля в Центре драматургии и режиссуры на Беговойможно увидеть спектакль «Отдаленная близость»,поставленный московской студией Круг-II и немецким режиссером Гердом Хартманом. Тексты, которые легли в основу этого спектакля, написаны теми, кого мы привыкли называть сумасшедшими. Половина актеров – те, кого мы привыкли называть инвалидами. «Почему я… живу? Вы - меня - спрашиваете? Откуда - мне - знать? Я не знаю ответа. Но продолжаю жить. Безответной жизнью». Спектакль номинирован на «Золотую маску» - и ему прогнозируют победу.

Заказ билетов - 8 (495) 945-32-45.

Выставка «Путешествие с шиком и без» в Музее декоративно-прикладного искусства похожа на театральные декорации, рассказывающие историю вещей, без которых не обходилась ни одна поездка российской и европейской интеллигенции и «простого люда» с XVIII века до наших дней. Концептуально экспонаты делятся на две части. Первая представляет атрибуты и предметы путешествий, символизирующие изысканность, лоск и щегольство — кофры, чемоданы, роскошные шляпки и не менее роскошные шляпные коробки, одежда и обувь, посуда, предметы личной гигиены. Вторая важная тема — путешествия простых людей — представлена в образе телеги с предметами самых бедных странников — авосек, кутулей, мешков, фанерных чемоданов. Центром экспозиции путешествий «с шиком» является, безусловно, туалетный сервиз середины XVIII века архиепископа Майнцкого Фридриха Карла Йозефа фон Эрталя и 40 предметов из его дорожного саквояжа. Кроме этого, металлические скульптуры Лансере, удивительной красоты сундуки и шкатулки XVII – XIX веков, чайники, самовары, конные принадлежности, плетеные короба, коллекция дорожных сумок и чемоданов, подлинные карты XIX века, «Бьюик» 1929 года, а также макеты кораблей, дирижаблей, самолетов, поездов и дилижансов, а также одежда, обувь и другие аксессуары путешественников — выставка погружает в мир странствий, а мультимедийные материалы — в атмосферу приключений.

Ул. Делегатская, 3. До 1 июня.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow