СюжетыЭкономика

«Национальный парк» — все же звучит гордо

Национальный парк «Чикой». История спасения уникального уголка тайги

Национальный парк «Чикой». История спасения уникального уголка тайги

Общественный совет Минприроды обсудил проект поправок в закон «Об охраняемых природных территориях» и выступил против преобразования заповедника «Утриш» в национальный парк. Совет согласился с преобразованием четырех заповедников в национальные парки, а после назначил разбирательство, связанное с курьезным предложением сделать нацпарком заповедник «Керженский» в Камско-Бакалдинском болотном массиве Нижегородчины. Остальные проблемные аспекты законопроекта вынесены на обсуждение специальных рабочих групп. На сайте Гринпис руководитель заповедной программы Михаил Крейндлин поблагодарил 43 тысячи неравнодушных людей, написавших письма в защиту «Утриша» и об усовершенствовании законопроекта.

Чтоб не вводить читателей в заблуждение, необходимо пояснить, что национальный парк все же не только «звучит гордо», но и, несмотря на усугубляющееся несовершенство отечественного заповедного законодательства, это важнейший способ охранять природу и развивать экологический туризм не только в США и Австралии, но и у нас. И создание каждого национального парка – это целая сага. Последним в России уже в 2013 году был рожден в муках национальный парк «Чикой» на юго-западе Забайкальского края внутри Байкальской природной территории.

Изображение

Верховья реки Чикой на юго-западе Забайкальского края. Фото: Олег Корсун

Территория уникальной забайкальской тайги получила шанс на сохранение, казалось бы, совсем уже упущенный, за более чем полвека борьбы за создание здесь парка. Староверы получили надежду на сохранение традиционного образа жизни, здоровой среды обитания и защиту от окончательного разграбления территории по указке сверху.

Национальный парк общей солидной площадью 666 468 гектар создаётся в Красночикойском районе на землях лесного фонда, в том числе в границах ликвидируемых государственного природного заказника федерального значения «Буркальский» и государственного природного заказника регионального значения «Ацинский». Постановление, подписанное Медведевым «создаёт правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов на землях, включённых в границы национального парка «Чикой». Хорошо, что главный юрист страны создает такие правовые основания, а то бывало и наоборот.

Парк включает уникальные природные комплексы в верховьях реки Чикой: эталонные экосистемы горных степей, кедровых лесов и южно-сибирской тайги. Здесь живет много видов зверей и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (манул, черный аист, скопа, беркут, орлан-белохвост, балобан, сапсан, дрофа, сухонос и др.), а также ценных в хозяйственном отношении животные (лось, кабан, косуля, изюбрь, кабарга, бурый медведь, соболь).

Изображение

Частично эти рекомендации выполнены всего через 40 лет созданием на территории двух заказников – регионального Ацинского и федерального Буркальского (1988 год). Тогда же был образован государственный Сохондинский биосферный заповедник, частично взявший под охрану верховья Чикоя.

Рассказывает координатор Бурятской региональной организации по Байкалу Сергей Шапхаев. «Для меня нацпарк «Чикойский» начался с российско-американской программы «Комплексная программа политики землепользования на российской территории озера Байкал» (1993), созданной в сотрудничестве с Дж. Дэвисом – автором методик комплексного природоохранного планирования землепользования. Я был координатором этого проекта с российской стороны. В рамках этой программы АМР США выделило грант на поддержку серии модельных проектов, в числе которых был модельный проект создания национального парка «Чикой» в бассейне реки Буркал площадью 300 тысяч га. За основу был взят заказник федерального значения «Буркальский», площадь которого планировалась расширить. Директором проекта был Агафонов Геннадий Максимович, охотовед из села Менза Красночикойского района, в проекте также участвовали Ирина Петровна Глазырина, Татьяна Алексеевна Стрижова и другие сотрудники ЧИПР СО РАН из Читы. Проектирование парка было завершено в 1998 году, но документ не прошел все необходимые согласования: 30 июня 1998 года Красночикойский сельсовет, ранее согласовавший проект, неожиданно принял решение не создавать нацпарк….

«В последующие годы проект активно пытался возродить бывший глава Красночикойского района, биолог-охотовед Георгий Александрович Негодяев. Благодаря его усилиям и помощи ЧИПР (ИПРЭК) СО РАН границы проектируемого парка оптимизировали», – рассказывает Сергей Шапхаев.

Всего же за 65 лет энтузиастами было совершено пять полномасштабных попыток пройти всю бюрократическую лестницу ради того, чтобы сохранить уникальный уголок тайги. Было принято до десяти областных, а затем краевых решений о создании парка, но дело буксовало, а потом приняло и вовсе скверный оборот.

16 февраля 2005 года законом Читинской области «Об областной целевой программе «Охрана озера Байкал и байкальской природной территории на 2004-2010 годы» было предусмотрено создание и поддержка деятельности Чикойского национального парка. Однако 7 июля 2005 года состоялся аукцион на право пользования с целью изучения и добычи россыпного золота в бассейне реки Чикокон. Это фактически в центре предполагаемой территории будущего парка. Площадь горного отвода составляла 190 квадратных километров, участок находится в 75-95 км от впадения Чикокона в Чикой. Лицензия сроком на 15 лет с уточнением срока после утверждения проекта. Региональная власть, как будто не ведая об областной программе, дала согласие на проведение конкурса. Старательская артель «Слюдянка» получила лицензию до июня 2020 года. Более того, власти района дали согласие на исследование и добычу урана в 18 километрах от границы будущего парка. Решающую подпись, без ведома депутатов, поставил Н. В. Алтынников – 1-й зам главы администрации района. В довершение бед лес-кормилец для чикоян стали раздавать в аренды пришлым фирмам. На 2012 год по периметру Красночикойского района было разбросано 12 китайских лесопилок. В лесу и на пилорамах трудились 400 граждан Поднебесной. За год две китайские компании — «Транссибирская лесная компания» и ООО «Транслес» — вывезли в Китай 250 тысяч кубометров древесины.

Но сторонники парка не сдавались и число их росло. Теперь за парк стояли не только ученые экологи и охотоведы, но и весь район. Уникальность же Красночикойского района в большой сохранности культуры природопользования староверов — «семейских», составляющих костяк местной общины и задающих высокие стандарты местного самоуправления, с которыми приходится считаться и краевым властям, и федеральным ведомствам. Жители долго взвешивали и колебались, но, в конце концов, решили, что нет иного способа защитить свою среду обитания от китайского лесоруба, российского золотодобытчика и концерна Росатом. В ходе социологических исследований и общественных слушаний в марте-апреле 2008 года, 75% жителей Чикоя высказались за расширение особо охраняемой территории и создание национального парка. А затем чуть ли не единственные в России провели в октябре 2008 года районный референдум по вопросу разработки уранового месторождения «Горное» и получили 80% голосов против, а потом еще три года судились с прокуратурой, которая пыталась оспаривать результаты волеизъявления жителей района. Прокуратура три раза отменяла решение главы района, а на четвертый отступила — упертых семейских не переспоришь. Уран остался в земле. (см. Уран не пустили в орбиту Байкала )

Все научные обоснования и местные согласования проекта национального парка были обновлены, и он опять стал годами карабкаться вверх по вертикали власти. В декабре 2011 создание национального парка «Чикой» вошло в план мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. Губернатор Гениатулин, до этого руководивший краем десятилетиями, видя, что рутина близится к завершению, торжественно заявил в декабре 2012 «хочу подарить чикоянам национальный парк к новому 2013 году, со мной согласился и федеральный министр Донской». Но, как известно уже в начале 2013 года этот вельможа ушел на заслуженный отдых в своем скромном поместье на Арахлейских озерах. К счастью, новый губернатор Ильковский сделал увеличение количества и площади заповедных территорий приоритетом политики края и разумно не отменил «подарок предшественника».

Есть сдвиг, но радоваться пока рано — реальный национальный парк еще предстоит создать, а его новому руководству завоевать авторитет и понимание у населения, которое, то со страхом, то с надеждой, а то и вовсе с глубоким скепсисом ожидало этого события 65 лет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow