СюжетыОбщество

Долги необъявленных войн

«Право матери» конвертирует ваши пожертвования в справедливость

Этот материал вышел в номере № 32 от 26 марта 2014
Читать
«Право матери» конвертирует ваши пожертвования в справедливость

«Угроза войной, военным «присутствием», вообще тема войны — не может упоминаться ради красного словца теми, кто не копался в человеческих ошметках, сваленных в вагонах-рефрижераторах, в поисках тела своего сына». Такое страшное заявление фонд «Право матери», который 25 лет бесплатно оказывает юридическую помощь семьям погибших солдат, опубликовал, когда в Украину ввели российские войска, а депутаты и сенаторы в телевизоре умничали: реальной войны не будет, угрозы — это просто «холодный душ на горячие головы».

Продолжалось заявление «Права матери» так: «Не оплачены долги матерям погибших на предыдущих необъявленных войнах. Вдовы и сироты российских военнослужащих, погибших в Афганистане, первой и второй чеченских войнах, в Южной Осетии, до сих пор испытывают на себе последствия чьих-то поспешных решений».

Вот — один из таких долгов.

Буквально за день до войны с Грузией, около четырех утра 7 августа 2008 года, недалеко от южного входа в Рокский тоннель (то есть на территории Южной Осетии) погиб солдат-срочник Владимир Селипетов. «Одиночное огнестрельное пулевое проникающее сквозное ранение головы из АКС-74», как написано в уголовном деле. Следствие (ход которого неоднократно приостанавливался и даже прекращался, но затем возобновлялся усилиями юристов «Права матери») решило — самоубийство.

Родители не верят. Посмертное комплексное психолого-психиатрическое исследование определило, что перед самой гибелью у Селипетова не было психического расстройства. В официальной версии заставляют сомневаться и показания сослуживцев Владимира.

Согласно им, ночью 7 августа 1-й взвод воинской части, где служил Володя (№66341, Северная Осетия), вышел по тревоге в Южную Осетию для защиты Рокского тоннеля. Солдатам выдали оружие, приказали занять позиции и рыть окопы. Когда командир взвода распорядился организовать отдых, Селипетова назначили дежурить на огневой позиции. Вид и настроение Володи, по оценкам солдат, «были в норме». И вдруг — выстрел. «Примерно через минуту» — второй. Солдаты подумали, что их обстреливают.

Из протокола допроса володиного сослуживца: «Я побежал к огневой позиции, где находился Селипетов, чтобы занять с ним вместе оборону. Подбежав к Селипетову, я увидел, что он сидит в окопе спиной к дороге. На его голове не было кепки, по лицу текла кровь».

Следователь осмотрел тело только на следующий день. Фотографии с места происшествия были «по неосторожности утрачены». Денежные компенсации, которые выплатили семьям солдат, погибших в той пятидневной войне, родителям Володи, конечно, не дали. Как не дали и вскрыть цинковый гроб, чтобы попрощаться с сыном.

«Право матери» занимается этим делом с 2009 года. Сейчас фонд готовит жалобу в Европейский суд по правам человека. Опыт побед в ЕСПЧ у «Права матери» есть. Хотя, пожалуй, важнее успех благотворительного фонда в российских судах.

В прошлом году граждане (в их числе и читатели «Новой») пожертвовали «Праву матери» более 3 миллионов рублей. А фонд отсудил семьям погибших солдат более 17 миллионов рублей. То есть эффективность организации — 550%!

Впервые с 2006 года, когда появилась практика поддержки общественных организаций грантами, эту эффективность заметило и государство. (А может, это потому, что в прошлом году оператором грантов стало движение Эллы Памфиловой «Гражданское достоинство».) На восемь месяцев работы, с 1 февраля по 30 сентября 2014 года, «Праву матери» выделили 4 миллиона 240 тысяч рублей. Эти деньги покрывают только часть затрат фонда. Например, существенные статьи расходов «Права матери» за эти восемь месяцев — аренда офиса и командировки юристов — с помощью гранта удается «прикрыть» на 40% и 73% соответственно.

Так что фонд не прекращает поиски «тысячников», которые в течение, например, года готовы переводить «Праву матери» по 1 тысяче рублей в месяц. Некоторые из них, как Эдуард Станиславович из Воронежской области, пишут потом письма руководителю фонда Веронике Марченко: «У меня к вам просьба: подтвердить получение, если это не слишком хлопотно. Мне важно быть уверенным, что мои три копейки дошли до адресата. Не дай бог прослыть треплом, да еще на старости лет. Спасибо вам за благородный труд».

Дорогой Эдуард Станиславович! Фонд «Право матери» с благодарностью передает вам: все пожертвования благополучно дошли.

Реквизиты фонда:

Получатель: Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Право матери», 101000, г. Москва, Лучников переулок, д. 4, под. 3, комн. 4

Банк получателя: ОАО «Банк ВТБ», офис №3 «Тургеневский», г. Москва

Р/счет №40703810000000000072

Корр. счет №30101810700000000187

ИНН — 7710043971

БИК — 044525187

КПП — 771001001

Код ОКАТО — 45286585000

Код по ОКПО — 00043280

В поле «Назначение платежа» нужно обязательно указать: «Благотворительное пожертвование на уставную деятельность фонда».

Сделать пожертвование в фонд можно и через интернет. Подробности — на сайте http://mright.hro.org/help.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow