СюжетыСпорт

Изживание синдрома

Плей-офф врачует олимпийские раны хоккейных болельщиков

Этот материал вышел в номере № 32 от 26 марта 2014
Читать
Плей-офф врачует олимпийские раны хоккейных болельщиков
Изображение

Очередной послеолимпийский хоккейный синдром Россия переживает по-разному. Но что переживает — это точно. За последний месяц сакраментальный вопрос «почему?» в городах и весях мне задавали пенсионеры и школьники, бизнесмены и военные, врачи и чиновники — всем кому не лень было искренне купиться на дешевую пропаганду, посвященную ожидаемым непременным успехам. Вопрос, между прочим, задавался не просто так, а с последней прямотой.

Ответа, состоящего из одного предложения, у меня не было. Как нет его ни у кого, включая ответственных лиц. Еще хуже было с логично вытекавшим из вопроса продолжением: а дальше-то что? За отсутствием ясных перспектив я, как правило, посылал всех интересующихся. На хоккей. Он же никуда не делся. Плей-офф в разгаре, главного тренера сборной вот-вот назначат, а там и чемпионат мира накатит.

Больше того. Так уж получилось, что нынешняя во всех отношениях безумная весна дарит нам невероятную интригу и невероятное зрелище, открывая вещи, о которых мы раньше и подозревать не могли. И, не будь за спиной февральского сочинского позора, о хоккее и нынешнем плей-офф говорили бы на всех перекрестках. Чем изживать синдром тотального поражения, как не игрой, переворачивающей привычные представления?

Она и переворачивает. В первом же раунде вылетает обладатель Кубка Гагарина последних двух лет, могучее и непобедимое московское «Динамо». Конференция «Восток» вступает в плей-офф без омского «Авангарда» и челябинского «Трактора», а в первом раунде теряет еще один топ-клуб — казанский «Ак Барс». На «Западе» половину кубковой восьмерки составляют иностранные клубы, один из которых обязательно сыграет в финале конференции и, значит, окажется в шаге от главного финала. Главной сенсацией «Запада» становится ярославский «Локомотив» — после сентябрьской трагедии-2011 набранная с нуля команда, продолжившая выступления в КХЛ только с прошлого сезона. Главный приз теперь уже не только теоретически может достаться иностранной команде. Донецкий «Донбасс» политика и жизнь прессуют со всех сторон, а он уже прошел Ригу и теперь бьется с Прагой, имея из-за известных причин домашним стадионом… Братиславу.

Не исключен вариант, при котором в финале сойдутся два канадских тренера, один из которых принял команду непосредственно перед началом плей-офф. Из «местных» игроков олимпийской сборной России в плей-офф остаются всего два человека, и петербуржцы Ковальчук с Тихоновым не на первых ролях — в героях те, кого штаб сборной в упор не видел.

Не всякий парадокс радует. К чему приведет зашкалившее их количество, один Господь ведает, но встряска налицо. Первым тряхнуло действующих чемпионов.

Даниила Апалькова, воспитанника магнитогорского «Металлурга» и одного из молодых лидеров ярославского «Локомотива», я встретил у служебного выхода Малой спортивной арены «Лужников» после того, как ярославцы и во втором матче серии уступили несомненному фавориту — московскому «Динамо». Апальков был на удивление спокоен («Ничего, еще поборемся!»), я пожелал ему выиграть серию, хотя ситуация к подобному прогнозу не располагала. Располагала сама игра, в которой подопечные Дэйва Кинга не то что не робели перед действующими чемпионами, а гоняли тех по всей площадке.

Нет, не зря нервничал главный тренер «Динамо» и будущий наставник национальной сборной Олег Знарок — он-то точно видел, у кого больше горят глаза. В Москву серия переедет уже при равном счете, в шестом матче в Ярославле динамовцы сгорят с разгромным сухим счетом, в решающей встрече попытаются физически уничтожить дерзких пацанов и получат от них пять шайб, лишив столицу последних хоккейных надежд.

Видя, как Кинг обнимается на скамейке запасных с коллегами, я вспомнил, как старина Дэйв грустно прощался с российским чемпионатом. Было это осенью 2006-го, его «Магнитка» после побега всеобщего любимца Евгения Малкина за океан буксовала, и тренер отправился домой. После выхода книги дневников под скромным названием «Король России» ни у кого не оставалось сомнений, что дедушку-писателя в Россию больше не позовут, — не потому, что он где-то перебрал с оценками, а потому, что возраст (не такой уж, кстати, солидный) больше подвигал к продолжению литературной деятельности, нежели к поиску приключений на российских просторах.

Из небытия его вытащил президент «Локомотива» Юрий Яковлев, и еще в феврале было не очень понятно, с какой целью. Для этого пришлось не очень красиво расстаться с Петром Воробьевым — мэтром и спасателем, лучшим в России постановщиком игры, не раз выручавшим «Локомотив» и весь нынешний сезон доводивший молодых до кондиции. Где-то Петр Ильич, наверное, пережал, с кем-то не нашел общего языка — но оказавшись в руках стосковавшегося по большой работе Кинга и имея в качестве основы заложенный Воробьевым фундамент, пробивший в плей-офф с восьмого места «Локомотив» раскрепостился… и полетел.

«Динамо» прошли дерзко и отчаянно, на следующем сопернике должны были оступиться сразу, потому что здесь их ждал питерский СКА, играющий в нынешнем сезоне под лозунгом «Сейчас или никогда». После вылета «Динамо» и трех «восточных» фаворитов армейская задача значительно облегчилась. Тут под ноги и попался «Локомотив».

В первой домашней встрече Питер вымучил победу у измотанного соперника. Во второй — дело шло к тому же. Минут за восемь до сирены гости уступали две шайбы, переполненный дворец уже готовился праздновать победу. То, что сотворили ярославские ребята в концовке, не поддается описанию: они укатали, подавили, переиграли суперзвездную команду, находившуюся в шаге от победы. В овертайм встречу перевел молодой Апальков, а на первых минутах дополнительного времени хозяева забыли на пятачке молодого Картаева. Через секунду питерский ледовый расходился в полном молчании.

Не знаю, вытянет ли «Локомотив» всю серию, но мне очень хочется, чтобы он это сделал. Тогда я не прочь снова, как в былые времена, встретиться с Дэйвом Кингом и спросить, что он такого со своими новыми подопечными сделал за два месяца.

А потом я найду Петра Ильича Воробьева, чтобы снять перед ним шляпу.

Магнитка плохо ходит на хоккей. Социологические опросы и эмоциональные оценки картину не проясняют, но некогда самый хоккейный город страны уже который год следит за любимой командой с холодным носом, даже в плей-офф не собирая на трибунах прекрасной арены аншлага. Вкусившие сладость больших побед долгое их отсутствие не прощают, а «Магнитка» уже 6 лет ходит в бывших фаворитах. Моим землякам всего мало, им надо всего много — и побед, и красивого хоккея. Если им будешь объяснять, что так нынче не бывает или бывает крайне редко, они обидятся. Имеют право.

А я сидел на трибунах «Арены Металлург», следя за началом серии с новосибирской «Сибирью», и каждый раз ждал выхода на лед Сергея Мозякина с Данисом Зариповым. Форвардов из другой эпохи, в которой люди ходили не только на победу своих, но могли оценить мастерство чужих. Эти времена, казалось, прошли безвозвратно, но есть еще прекрасные мастодонты.

Они вместе с молодым чешским центр-форвардом Яном Коваржем наколотили кучу шайб в регулярном чемпионате (по бомбардирской статистике, никто с этим звеном и рядом не стоял) и продолжили черное для соперников дело уже в плей-офф. Тяжелую серию с отчаянным новичком в лице владивостокского «Адмирала» вытащила прежде всего эта троица, набравшая 27 баллов.

Жесткая, хорошо обученная, прошедшая великий «Ак Барс» «Сибирь» с молодым, но таким же неуемным главным тренером Дмитрием Квартальновым прекрасно знала, чего ждать от лидеров «Магнитки». Да все знали, тут никаких секретов, в том числе по поводу способов защиты: встречай жестко, не давай раскатиться, вяжи по рукам и ногам. Все это гости и делали. А Мозякин с Зариповым забивали. Да как! Два матча — две победные шайбы, одна другой краше. Не только завершением — розыгрышем, насколько рискованным, настолько и филигранным.

Конечно, это было пиршество, кусочек хоккейного счастья, когда каждый эпизод хотелось смаковать долго. Во всем остальном это была просто тяжелая, не без угрюмости, работа или даже война, как любят обозначать суть плей-офф, но война — термин не для хоккея. Игрой, причем в самом высоком и вдохновенном смысле, ее делали два списанных с главной хоккейной орбиты человека. Да если бы Мозякин с Зариповым в Сочи «сочинили» хотя бы один гол, какие я видел в Магнитогорске, — мы бы и Олимпиаду вспоминали с другим чувством. Но, как известно, экс-главный тренер олимпийской команды Зинэтула Билялетдинов отозвался о Мозякине в том духе, что этот форвард и до чужих ворот не доедет. А ему и не надо порой «доезжать», за Мозякина с Зариповым шайба «доезжает». Причем очень часто — в сетку ворот.

Вообще-то нынешний возглавляемый Майком Кинэном магнитогорский «Металлург» вполне отвечает доведенной до абсурда концепции, которой не чужд и Билялетдинов, — одно звено забивает, три других отрабатывают и сдерживают соперника. Понятно, что это не от хорошей жизни, однобокость вредна во всем, но как же «старомодные старики» магнитогорского «Металлурга» бывают хороши — не передать!

Надеюсь, их при грядущем и очень близком формировании новой национальной сборной не забудут. Не всем же только бороться и воевать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow