СюжетыКультура

Среди граждан большого мира

В Москве — пятый Фестиваль Мстислава Ростроповича

Этот материал вышел в номере № 33 от 28 марта 2014
Читать
В Москве — пятый Фестиваль Мстислава Ростроповича

Фестиваль состоится в здании консерватории на Большой Никитской улице в Москве

Фестиваль ежегодно начинается в день рождения маэстро 27 марта, но в названии нет «имени». Ростропович присутствует зримо — на фотопортрете, и незримо: во-первых, концерты столь высокого уровня заставляют вспомнить ярчайшие выступления самого маэстро, а во-вторых, морально и духовно они поддерживают нас в нынешнем общественном раздрае.

Так мы столица или нет?

Назвать Москву музыкальной столицей мира, как нередко писали в советских путеводителях, до сих пор трудно. Ведь столица становится таковой лишь тогда, когда собирает сливки мирового искусства.

И мы было вот-вот… мы уже совсем, казалось бы, созрели и поднялись… Мы уже гордо надулись и ощутили себя… Но опять не очень получилось. С 2006 года в Москве, в Колонном зале, проводился роскошный Фестиваль оркестров мира с известнейшими дирижерами. Но это пока советником президента по культуре был музыкант Юрий Лаптев. Нет ушедшего в отставку Лаптева — нет фестиваля.

Много мировых звезд впервые привез в столицу Валерий Гергиев на свой Московский Пасхальный. Однако там играет только один оркестр — Мариинского театра, да и к тринадцатому по счету мировых звезд уже буквально раз-два — и обчелся.

Правда, с 2009 года держится фестиваль Российского Национального оркестра Плетнева, на который можно покупать билеты на все подряд.

Ну, и колотится всеми своими не бог весть какими силами Московская филармония, привозя артистов и коллективы, воодушевляющие сегодня музыкальный мир.

Однако цены растут, неприютность Москвы, к сожалению, тоже. С горечью читаешь сообщения о том, что очередная звезда отказывается ехать в Россию в знак протеста против нарушения ею законов миропорядка.

Друзья не оставят

Но сам Мстислав Леопольдович никогда не оставил бы нас в опасный момент своей духовной заботой. Сегодня его фестиваль — моральная поддержка, напоминание о том, каким стойким борцом был он сам.

Фестиваль Ростроповича учрежден в 2010 году Фондом культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича, давно и без лишней шумихи поддерживающим нашу культуру. Приглашаются в первую очередь музыканты, выступавшие с Ростроповичем, часто — его друзья.

Художественный руководитель Ольга Мстиславовна Ростропович — по образованию виолончелистка, тщательно отбирает участников. И они всегда первоклассные, включая крупные оркестры, чей приезд для организаторов невероятно затратен. Зато для слушателей эти события звучат долгим эхом, как, например, выступление оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса в прошлом году. Исполняются и новинки, и выплывшие невесть откуда раритеты. На памяти интересная музыка Прокофьева к спектаклю «Египетские ночи», а в этом году прозвучит незаконченная опера Дмитрия Шостаковича «Оранго».

Немножко граждане мира

Фестиваль открывается в Большом зале консерватории 27 марта выступлением Лондонского оркестра «Филармония» под управлением Эсы-Пекки Салонена — оригинального, остросовременного дирижера, имеющего вкус к исполнению новейших сочинений. Первой прозвучит Героическая (Третья) симфония Бетховена. 28 марта Салонен представит российскую премьеру оперы «Оранго» Шостаковича, найденной Ольгой Дигонской в архивах. Она в некотором смысле повторяет сюжет булгаковского «Собачьего сердца» (писалась через шесть лет после него) и вызывает большие споры: бросил ли композитор работу над ней по причинам политическим? Во всяком случае, сохранившиеся номера, которые будут представлены, — чистая сатира, в едкости которой Шостаковича никто не превзошел!

На субботний концерт (29 марта) Михаил Плетнев со своим Российским Национальным оркестром играет 24-й Концерт Моцарта. И дирижирует, и солирует. Это тоже историческое событие — несколько лет Плетнев уверял нас, что не вернется к столь душевно затратной деятельности.

30 и 31 марта оркестром Радио Франс дирижирует выдающийся Мюнг-Вун Чунг — Берлиоз, Равель и «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля; а на следующий день — чудесный виолончельный Концерт Дворжака (солист — Трулс Морк) и Седьмая симфония Бетховена с грандиозным траурным шествием в ее второй части.

3 апреля фестиваль переедет в филармонический Зал им. Чайковского: здесь выступит четвертый столп фестиваля — Симфонический оркестр Штутгартского радио (дирижер — Стефан Денев). Помимо прочего, прозвучит дивной красоты скрипичный Концерт Сибелиуса в исполнении любимого московской публикой Николая Цнайдера.

4 и 5 апреля завершает фестиваль Лондонский филармонический оркестр во главе со своим руководителем Владимиром Юровским — он возглавляет сегодня и наш «главный» Госоркестр им. Светланова. В его программах — «Военный реквием» Бриттена (близкого друга Ростроповича), где солируют потрясающие Йен Бостридж (тенор) и Матиас Герне (баритон), ученик Фишера-Дискау. Завершится фестиваль Вторым концертом Брамса (солист — Николас Ангелич) и Второй симфонией Брукнера.

Лет десять назад, будучи в Москве, Эса-Пекка Салонен сказал, что «мир классической музыки очень маленький — Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк». Благодаря фестивалю мы получили шанс почувствовать себя гражданами большого мира. Почти отнятое у нас право.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow