СюжетыОбщество

Сносить нельзя помиловать

Переживут ли московские гаражи очередной виток ударного строительства?

Этот материал вышел в номере № 33 от 28 марта 2014
Читать
Строительный бум — это, помимо прочего, еще и отличный повод снести то, что давно хотелось снести. Крайними, как водится, оказались индивидуальные гаражи и автостоянки.
Изображение

Фото - PhotoXPress

В ближайшие годы Москва будет активно развивать транспортную инфраструктуру. Почти 300 километров новых дорог до 2016 года, 164 километра линий и 28 новых станций метро до 2020-го, а также 31 транспортно-пересадочный узел на Малом кольце Московской железной дороги до конца 2015 года — такие планы. А прибавьте к этому 88 детских садов, 49 школ, 24 поликлиники и «квартальное строительство». Очевидно, под столь масштабные проекты нужны земельные участки. Выясняя, за счет чего столичные власти восполняют земельный дефицит, корреспондент «Новой» пришел к выводу, что строительный бум — это, помимо прочего, еще и отличный повод снести то, что давно хотелось снести. Крайними, как водится, оказались индивидуальные гаражи и автостоянки.

Нескрытая угроза

На строительство в Москве дорог и метро в 2014–2016 гг. выделят 700 миллиардов рублей — это чуть менее 14% расходов городского бюджета за три года. По мнению руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева, дорожно-транспортная ситуация в столице на 25–30 лет отстает в развитии от нынешних потребностей города. Отсюда огромные объемы работ и до предела сжатые сроки. Ясное дело, для строительства нужна земля.

— Особый интерес к городским автостоянкам появился еще при Лужкове, — рассказывает представитель Российской общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» Анатолий Прохоров. — Сложности с переоформлением договоров аренды на землю под ними были всегда, но по-настоящему «прессовать» их стали во времена «строительного бума».

Земельные участки, на которых расположены стоянки, — государственные, их придется вернуть, как только возникнет в том государственная нужда. В этом случае столичное ведомство, выступающее от лица арендодателя (сегодня это департамент городского имущества), направляет уведомление со ссылкой на решение правительства Москвы, по которому участок полагается освободить. Затем составляется дополнительное соглашение, и участок освобождается по акту приемки-передачи. Порядок положенной компенсации при этом обговаривают заранее. Если же госнужды в участке нет, но расстаться с неугодным арендатором надо по-любому, ведомство может обратиться в суд и попытаться доказать, что партнер по договору аренды этот самый договор злостно нарушает. Если суд посчитает доводы департамента обоснованными, контракт расторгается по судебному решению.

Но еще легче попросту не переоформлять договор. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, если по окончании срока аренды стороны не имеют друг к другу претензий и продолжают отношения, договор считается возобновленным на неопределенный срок. Правда, статья 610 Кодекса в таком случае дает арендодателю право в одностороннем порядке отказаться от договора. И вот, с 2006 года ДЗР, департамент земельных ресурсов (ныне департамент городского имущества, ДГИ) начал массово рассылать уведомления с отказом продолжать арендные отношения. 16.11.2006 такое уведомление было направлено правлению гаражного кооператива (ГСК) «Маяк» в Измайлове. 15.03.2007 аналогичный отказ отправлен представителям стоянки на Талдомской улице в Западном Дегунине. В начале 2013 года под раздачу попала стоянка в Керамическом проезде в Восточном Дегунино. И так по всей Москве.

Ненадлежащий ответчик

Автовладельцы, впрочем, не спешили покидать насиженные места. Когда все разумные сроки вышли, ДЗР обратился в Арбитражный суд Москвы с требованиями к Союзу автомобилистов освободить площадки. По неопытности департамент просил заодно снести все гаражные постройки. Гаражи, однако, возводились физическими лицами за свой счет и потому принадлежат им. В решении Арбитражного суда от 10 сентября 2010 года по делу о стоянке на Талдомской улице прямым текстом говорится, что «надлежащими ответчиками по настоящему иску являются физические лица — собственники гаражных боксов». Сказано — сделано. Из последующих разбирательств с физическими лицами ДЗР неизменно выходил и продолжает выходить победителем.

Надо сказать, суды повсеместно интерпретировали неоформленность договорных отношений на землю к незаконному занятию участка. Это очень удобная трактовка. Статья 301 ГК РФ позволяет собственнику земли изъять участок из незаконного владения, и кроме того, отпадает необходимость выплачивать компенсацию собственникам гаражей. И если поначалу это можно было считать скорее вольной трактовкой текущей ситуации, тем более что правоустанавливающие документы у владельцев гаражей имелись, то в конце 2012 года шутки кончились — по Постановлению правительства Москвы 614-ПП от 02.11.2012 «вольность» обретает силу закона.

Разбор без разбора

— Седьмого июня 2013 года в 4.00 утра на автостоянку ворвались сотрудники полиции без представления документов», — говорится в объяснительной записке сотрудника ЧОПа Юрия Владимирова. Охранное предприятие, в котором он работает, сторожило одну из стоянок в районе Ховрино. «Скрутили охрану, провод городского телефона перекусили, электрические кабели порвали, из служебных помещений стали выносить технику, документы и личные вещи, — вспоминает председатель стоянки Анастасия Миронова. — Закончив с выносом имущества, начали ломать двухэтажный пост охраны. Экскаватор покрушил часть здания, но дальше ломать не решились — впритык к торцу башни была припаркована иномарка. Это и спасло постройку.

— Рано утром 8 октября на территорию стоянки ворвались люди в масках и с автоматами, — вспоминает председатель другой стоянки Ирина Солнцева. — Бойцы оттеснили людей, не давая забрать свое имущество, и экскаватор принялся без разбора сносить гаражи. Снос производился бессистемно, без сверки со списком собственников.

Государство нуждается

В конце января 2013 года на гаражах стоянки №68 МГСА в Восточном Дегунине появились листовки, в которых говорилось, что боксы «находятся в границах запланированного к строительству транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Бескудниково». Далее по тексту автовладельцев любезно информируют о том, что договор аренды на земельный участок прекратил свое действие 28.07.2012 и просят собственноручно демонтировать гаражи до 01.02.2013. В случае отказа гаражи обещали снести по решению суда. Подпись — Управа Восточного Дегунина.

В ходе разбирательств выяснилось, что земельный участок под стоянкой №68 городу… не нужен! По крайней мере, не под ТПУ. 05.08.2013 Москомархитектура в своем ответе на запросы жителей сообщила, что «территория автостоянки №68… не входит в границы ТПУ». Но департамент городского имущества (ДГИ) — правопреемник упраздненного ДЗР — ситуацию видит иначе. В ответах ведомства председателю МГСА от 27.08.2013 и 16.09.2013 утверждается, что стоянка все же находится в границах ТПУ. Комментировать принципиальную разницу позиций столичных ведомств в ДГИ не стали.

Казалось бы, какая разница, по какой причине гонят с земли? Ан нет. Статья 621 ГК РФ утверждает, что «арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право заключения договора на новый срок». А статья 36 Земельного кодекса РФ и вовсе говорит об исключительном праве собственников зданий, сооружений и строений на аренду и приватизацию участков, на которых эти самые строения находятся. Но это не работает, если земля изымается на государственные или муниципальные нужды. Статьи законов не помогут и в том случае, если меняется целевое назначение земли. Скажем, вместо площадки для хранения личного транспорта Москва решает построить на участке жилой дом.

Что же, как вы думаете, появится на месте стоянок, когда участки под ними окончательно перейдут городу? «Хотят здесь платную парковку сделать», — уверенно заявляет председатель соседней стоянки Сергей Иванов.

Маловато будет

К вопросу о компенсации — мне еще не встречался человек, довольный ее размером. Плюс-минус 180 тысяч рублей — это все, на что может рассчитывать владелец гаража, независимо от этажности постройки и внутреннего убранства.

По словам Анастасии Мироновой, рыночная стоимость самого простого металлического гаражного бокса — 278 тысяч рублей. Если речь идет о капитальной бетонной постройке, цены на рынке начинаются от 700 тысяч. Не удивительно, что многие владельцы гаражей подали в суд.

Но компенсацию можно не получить и вовсе. Стоянку на Талдомской и ГСК «Маяк», к примеру, начали сносить, так и не приступив к выплатам, хотя ряд документов показывает, что изначально по ним велась оценочная работа и, вполне вероятно, выделялись на эти цели деньги. «Сейчас нам отвечают, что есть решение суда, поэтому компенсация якобы не положена», — говорит Ирина Солнцева.

Стоит отметить, что владельцы гаражей, хотя и возмущены происходящим, от диалога с властью не отказываются. Они вполне готовы расстаться со стоянками, но при этом вполне обоснованно рассчитывают на компенсацию и хотят быть уверены, что Москве эти участки действительно нужны.

Антон КАЛЮТИЧ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow