СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 33 от 28 марта 2014
Читать

Спектакль «Участь Электры» стал первой премьерой Молодежного театра (РАМТ) в прошлом сезоне. Сейчас постановка худрука театра Алексея Бородина по трилогии «отца американской драмы» Юджина О’Нила «Траур Электре к лицу» фигурирует сразу в пяти номинациях: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера», «Лучшая женская роль», «Работа художника» и «Работа художника по свету». Спектакль, очередной показ которого состоится 4 апреля, идет в трех частях — РАМТ сохранил форму о’ниловской пьесы о жизни нескольких поколений семьи Мэннонов, в основе которой — древнегреческий миф о микенской царевне Электре, убившей свою мать за то, что та отравила своего мужа, отца Электры. Это история семьи, разрушенной страстями, история любви и мщения, надежды и рока — и трагедия столкновения человека с собственной судьбой. Все в доме Мэннонов — двойники друг друга, все мстители и убийцы. Бессознательно несут они в себе дух смерти, стремятся к ней и бегут от нее… Специально для постановки был сделан новый оригинальный перевод пьесы.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00.

Австрийский кинематограф — как практический любой национальный — не конкурирует с массовой голливудской продукцией в виду отсутствия в этом смысла. Будучи более сложным, апеллируя, очевидно, к другой аудитории, австрийское кино занимает свою отдельную нишу, в которой демонстрирует многогранность и захватывающее разнообразие. Доказательства этому будут представлены в рамках Фестиваля австрийского кино, который стартует 2 апреля на нескольких московских площадках с программой, куда менее лаконичной, чем в прошлом году. В кинотеатре «Формула кино Горизонт» (Комсомольский пр-т, 21/10), в Московском музее современного искусства(ул. Петровка, 25) и в Центре документального кино (Зубовский б-р, 2) покажут три премьеры, подборку документального кино и две мощные обзорные ретроспективы. В числе новых лент: «Солдат Жаннет», в которой Даниеэль Хёсль не столько рассказывает историю двух женщин из разных миров, сколько экспериментирует с формой и идеями в жанре «вокруг-да-около»; «Трещины в бетоне» Умута Дага — напротив, мужская история, непрямолинейно рассказывающая об иммигрантах в Вене, чьи характеры выкристаллизовываются прямо по ходу фильма; наконец, «Октябрь-Ноябрь» Гётца Шпильмана — безукоризненная семейная драма, арт-хаус высшей пробы, повествующий о двух сестрах, у которых мало общего в настоящем, но общее прошлое, готовое в лице больного отца вот-вот отойти в мир иной. В программе «Документальное кино» — призеры кинофестивалей в Берлине, Локарно и «Трайбека». Суть программы «Ретроспектива: выбор режиссеров» в ее названии — несколько лент одних знаменитых кинематографистов, выбранных и представленных другими знаменитыми кинематографистами. В их числе, например, «Потери неизбежны» (1992) Ульриха Зайдля, в котором режиссер Джессика Хауснер увидела «совершенно уникальный авторский почерк — не было на свете другого фильма, рассказанного тем же киноязыком, как у Зайдля. В нем было нечто зловещее…» Сам Зайдль представил картину Эриха фон Штрогейма «Глупые жены» (1922). Мастер немого кино, Штрогейм был перфекционистом, которому было очень сложно закончить работу, потому что в голову постоянно приходили новые идеи, как сделать фильм еще лучше, и чьи картины отличались чисто австрийским черным юмором и жутким сарказмом. Жесткостью, хоть и другого рода, отличается и знаменитая «Пианистка» (2001) Михаэля Ханеке, тоже присутствующая в расписании — благодаря выбору Маркуса Шляйцера. В каком-то смысле продолжает «Ретроспективу режиссеров», но заслуживает отдельного внимания программа «Первопроходцы: Шестьдесят лет австрийского экспериментального кино», в десяти киносборниках которой российскому зрителю впервые будут представлены лучшие австрийские авангардные ленты, снятые в самых разных техниках и жанрах в период с 1955 по 2011 годы. Все фильмы фестиваля будут демонстрироваться на немецком языке с русскими субтитрами.

Знаете ли вы, что по лаосскому календарю миру сейчас намного больше лет, чем мы тут в европах привыкли думать? Но летоисчисление — не единственное удивительное, что есть в Лаосе. Например, это самая юная страна мира: средний возраст жителей — 21 год. Здесь нет моря, что не помешало Лаосу в прошлом году получить главный приз в области туризма от Европейского совета по туризму и торговле. Здесь спокойно сочетается несочетаемое: буддизм и коммунизм, французский шик и монументальная советская эстетика, древние вековые устои и очень доброжелательный молодежный фон. Об этой парадоксальной и «незатоптанной» для российского туриста стране и рассказывает выставкафотографа и путешественника Сергея Ковальчука с плоскостопным названием «Лаос — страна экологического туризма», но чудным подзаголовком — «Зачем зонтик миллиону слонов?», отсылающим к древнему названию Лаоса — «Королевство миллиона слонов и белого зонта», в котором как раз и соединяются несокрушимость и легкость, чтимые традиции и вечная молодость. К слову, это самая большая фотовыставка в жанре «трэвел» за последние годы в России, экспонируемая под открытым небом — в парке искусств «Музеон».

Крымский вал, вл. 2. До 13 апреля.

В Москве появилась первая частная филармония, призванная, по мысли организаторов, удовлетворить спрос на интеллектуальную музыку, не вписывающуюся ни в тесные рамки классики, ни в душную атмосферу прокуренных «модных» клубов. Музыкальный формат площадки, получившей название ФИНОМИ — Филармония Нового Музыкального Искусства—такие направления в музыке последних десятилетий, как neoclassical, contemporary classical, modern classical, тесно связанные, в числе прочего, с развитием киноиндустрии. Помимо этого, будут представлены chamber music, mellow music, acoustic music, piano music и тому подобные камерные стили. Впрочем, организаторы обещают, что найдется место и пост-року с инди, и электронике с авангардом, а также лекциям и регулярным кинопоказам артхаусного толка. ОткроетсяФИНОМИ 29 марта концертом, в первом отделении которого выступит молодой русский композитор-неоклассик Миша Мищенко, а во втором — американский виолончелист и композитор Takénobu.

Подсосенский пер., 20, стр. 1. Начало в 20.00.

Инглиш фор чилдрен

Flying Banana Children's Theatre — это единственный в Москве англоязычный театр для детей от двух лет. Коллектив британских актеров, музыкантов и художников под руководством режиссера Мартина Кука ставит веселые интерактивные спектакли для малышей, которым английский — родной или которых родители с пеленок приучают к языку международного общения. Понять сюжет дети могут не только через слова, но и из жестов и необыкновенного обаяния артистов, живую музыку и песочную анимацию, которая сопровождает каждое представление. 29 марта, например, в саду «Эрмитаж»покажут спектакльStickMan — сказку про приключения… Человеткина, захватывающие и немного опасные, по мотивам одноименной популярной книги Джулии Дональдсон. Необычно.

Каретный ряд, 3, стр. 1. Начало спектаклей в 11.00, 12.30 и 13.30.

В столице продолжается Фотобиеннале-2014. Выставок много, и практически каждая заслуживает внимания. До 19–20 апреля надо успеть в Мультимедиа Арт Музей, где помимо шести экспозиций, открывшихся в первой половине марта, появилось несколько новых. В их числе антропологические штудии Криса Стила-Перкинса «Англия, моя Англия», под выразительный субъективизм которых попали сельская жизнь графства Дарем и будни лондонской больницы св. Фомы, расовые конфликты в городских трущобах и трудная жизнь людей, которые ухаживают за больными и инвалидами, и их подопечных, а также международный «хит» фотографа — снимки банды лондонских TeddyBoys 1970-х. Другой части Соединенного Королевства — Уэльсу — уделял внимание Дэвид Хёрн, ключевая фигура британской репортажной фотографии. Его выставка «Земля моего отца» — это валлийский мир, «навсегда уходящий в прошлое»: семейных отдых во время так называемых «шахтерских недель», фермеры на ярмарке лошадей, матч в «перекати-мяч», шахтные пони, традиционное собрание бардов и тут же — японские фабрики по производству микрочипов и цифровой техники, ларьки, торгующие гамбургерами, азиатские туристы, дискотеки и мужской стриптиз. Знаменитой актрисе Джессике Лэнг, которая увлеклась фотографией еще до своей актерской карьеры, удается создавать фоторепортажи по законам кинематографа. Выбирая для себя роль наблюдателя, она деликатно дистанцируется от рассказываемых ею историй, собранных в цикл «Незримое», позволяя каждому снимку, сделанному в ходе многочисленных путешествий по миру, говорить за себя. Головокружительная карьера Ширин Нешатиз Ирана началась с серии портретов «Женщины Аллаха», созданной в период с 1994 по 1997 годы. На Фотобиеннале она привезла девять черно-белых фотографий, созданных два года назад для оформления станции неапольского метрополитена «Толедо». Работа называется«Не спрашивай, куда ушла любовь» — по цитате из известной песни певицы Оум Калтум, чей голос способен привести в движение тысячи людей. В ретроспективе выдающегося фотографа Гордона Паркса«Американская история», составленная из множества историй отдельных людей, борющихся за выживание, небольших сообществ, изолированных от остального мира, маргиналов, а также тех, кто находится в лучах славы, но, тем не менее, страдает от одиночества и непонимания.

Ул. Остоженка, 16.

Ню-ню

Для финно-американского фотографа Арно Рафаэля Минккинена нагота — сродни духовности. «Не хочу, чтобы меня воспринимали как нудиста. Но есть что-то в том, когда вы одиноко гуляете по лесу в Финляндии, без одежды, в поисках хорошего кадра, забираясь на скалы и передвигаясь как обезьяна: абсолютно нагой, вдавливаясь пальцами ног в мягкую землю, ты ощущаешь, как ты был сотворен». За последние сорок лет это чувство свободы заставляло Арно фотографировать самого себя в многообразии «мизансцен»: иногда свернувшимся калачиком на песочном пляже, иногда свисающим с края скалы, но всегда нагим. Его пейзажи постоянно меняются, но всегда художник становится их частью, соединяя тело и природу в наиболее сюрреалистичной манере. На выставке, открывшейся накануне в Центре фотографии им. братьев Люмьер, представлено 100 фотографий, отражающих всю карьеру Арно Минккинена в хронологическом порядке, — все исключительно автопортреты, необработанные изображения человеческой фигуры в природной и городской среде Финляндии, Норвегии, Швеции, Франции, Италии, Китая и американского Запада.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 11 мая.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow