СюжетыКультура

Можно ли заработать на патриотизме?

На заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии решили поддержать наше кино «с учетом разных событий»

Этот материал вышел в номере № 34 от 31 марта 2014
Читать
На заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии решили поддержать наше кино «с учетом разных событий»
Изображение

Политиков волнует один вопрос: как сделать, чтобы зритель смотрел национальное кино? Как поднять долю российского кино в прокате минимум до 50%?

По сути, предложения сводятся к двум с половиной идеям: квотирование, каникулы для российского кино (в каникулярное время подскакивают бокс-офисы) и смешанная форма. Из относительно свежих предложений — введение пошлины или таможенного сбора при ввозе иностранных фильмов категории «Б» на территорию России. Тут возникает недопонимание. Заокеанские кинокоммерсанты продают фильмы большими пакетами, в которых есть картины разного достоинства. «Пакет» — обычно и есть условие продажи востребованного кино, вроде «Аватара». Кроме того, министр культуры отождествил фильмы категории «Б» с фильмами «с небольшими бюджетами, которые засоряют наш прокат». Боюсь, что пошлины коснутся не столько «плохих» фильмов, сколько «независимых», снятых на скромные деньги. А борьба с американским кино выльется в полное исчезновение из репертуара европейского арт-хауса.

Теперь о квотах. У нас что ни весна, то обострение у депутатов жаркого внимания к кино, которое они готовы лечить исключительно «дозами ограничений». Цифры насильственного принуждения к просмотру своего кино у каждого инициатора разные. Депутат Железняк предлагал ввести квоты в размере 20% на показ российских фильмов в кинотеатре; его коллега Дмитрий Литвинцев (ЛДПР) ратовал за законопроект в 80% и предлагал запретить производство в России иностранных фильмов.

Теперь вот и член фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель подготовил законопроект о преференциях отечественному кино. По его мнению, оно должно составить половину всех показываемых в кинотеатре картин. «У нас в основном показывают американские фильмы, которые пропагандируют стереотипы, национальные интересы и ценности США. Многие из этих лент низкопробные», — заявил народный избранник.

Минкульт пока не поддержал 50-процентную квоту на российское кино в прокате. Владимир Мединский предложил не торопиться. Видимо, понимает, что киноиндустрия не способна заполнить фильмами половину афиши, особенно в отсутствие здоровой конкуренции.

Депутаты рассматривают кино исключительно с политической точки зрения (и собственного имиджа), забывая о механизмах рынка, о желаниях зрителя. Попытка ограничить американское кино многими рассматривается как хитроумный ответ на санкции США. Кого наказываем? В любом случае заложником окажется зритель. Кино, идущее в отдельных кинотеатрах на отдельных сеансах, вызовет дополнительный ажиотаж. Кинопоказчики будут изыскивать возможности обойти непопулярные меры. Поставят, например, навязанное кино на ранние и ночные сеансы, в крошечные залы. И потом цифрами отчитаются перед политиками: мы-де показываем отечественное кино. Но показывать — еще не значит смотреть. К тому же в искусственно регулируемом рынке цены на билеты еще вырастут (средняя цена по России уже достигла 233 рублей, в Москве она значительно выше).

В советские времена существовали жесткие ограничения на ввоз фильмов идеологического врага — Голливуда. В 1969 году зритель мог посмотреть всего несколько (примерно до 6) американских фильмов, и в основном совместного производства. Сегодня кризисные менеджеры от политики, не желая менять систему, ищут эффектный трюк — как бы ловким движением закона превратить в «короткие шорты» кинопрокат, обрезав афишу в разы. Когда же я спрашиваю чиновников, почему у нас не строят центров национального кино, мне отвечают, что построить не сложно, но потом они будут нерентабельны. Здесь-то и зарыта причина безнадежности рьяных компаний! Очень трудно, думая исключительно о выручке, прирабатывать патриотизмом. Вспоминается такая история. Для бродвейского шоу «Гип-гип, Яфанк!» композитор Ирвинг Берлин (между прочим, родом из Тюмени) написал песню «Боже, благослови Америку!», но она не соответствовала юмористическому характеру мюзикла. Премьера песни состоялась через 20 лет, в канун Второй мировой. Она стала неофициальным гимном США. Новый мюзикл с этой песней по приказу Эйзенхауэра показывали на всех фронтах. Заработанные на гимне 6 миллионов долларов Берлин подарил скаутской организации со словами: «На патриотизме зарабатывать нельзя».

Прямая речь

Обычно политики, предлагающие квоты, ссылаются на опыт французской киноиндустрии. Мы взяли комментарий у Жоэля ШАПРОНА, вице-директора «Юнифранс» по восточноевропейским странам:

— Если бы речь шла о словенской кинематографии, которая производит примерно 5 картин в год, тут понятно: надо обязательно сделать так, чтобы словенское кино не исчезло с прокатной карты.

У французского и у российского кинематографа производство достаточно большое для того, чтобы у зрителя был выбор. Вы можете пойти на Алексея Германа или на «Горько», на «Сталинград» или познакомиться с фильмами Сигарева, Хлебникова, Прошкина. Важно, чтобы зритель мог сам решать: посмотреть ему Годара, Озона, Кэмерона или новое японское кино?

Мы против ограничений, касающихся зрителя, зато поощряем кинотеатры и прокатчиков. Есть множество преференций, если они показывают то, что хотело бы государство. Почему бы и российским государственным деятелям не спонсировать кинотеатры, демонстрирующие или даже специализирующиеся на национальном кино? Это правильный подход. Ограничение, квотирование — метод отрицательный. У нас много программ на национальном и европейском уровне, предполагающих разнообразные скидки, в том числе и на налоги. Кстати, если ты прокатчик российского кино во Франции, то также имеешь возможность получить средства в CNC (Центр национальной кинематографии Франции), который поддерживает прокатчиков, показывающих альтернативное Голливуду кино. Это широкая поддержка талантливого авторского киноискусства вне зависимости от страны его создания.

Есть и специальная программа поддержки фильмов из стран, названия которых редко появляются в прокате. Это может быть и российское, и чилийское кино, но не итальянское или немецкое.

Есть и продуманная система абонементов и скидок для зрителей. Студенты, школьники, пенсионеры, многодетные семьи… В январе Конфедерация кинотеатров решила, что всем детям до 14 лет цена на билет будет меньше 4 евро — от любого блокбастера до «Селестины и Эрнеста». Чтобы с раннего детства приучать их ходить в кино.

Основной принцип нашей системы — помогаем и поддерживаем, а не запрещаем и ограничиваем. Не обязательно перенимать нашу систему. Однако начинать надо с позитивных шагов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow