СюжетыПолитика

Протестующих приравняют к террористам

Но только тех, кто выступает против властей

Этот материал вышел в номере № 37 от 7 апреля 2014
Читать
15 апреля Госдума собирается принять во втором чтении изменения к так называемому «антитеррористическому пакету». Он был внесен на рассмотрение Думы еще в январе, после терактов в Волгограде, группой депутатов, среди которых Ирина Яровая, Андрей Луговой, Александр Сидякин, Адам Делимханов и другие персонажи, специализирующиеся на репрессивных законах.
Изображение

15 апреля Госдума собирается принять во втором чтении изменения к так называемому «антитеррористическому пакету». Он был внесен на рассмотрение Думы еще в январе, после терактов в Волгограде, группой депутатов, среди которых Ирина Яровая, Андрей Луговой, Александр Сидякин, Адам Делимханов и другие персонажи, специализирующиеся на репрессивных законах.

Исходная версия, принятая в первом чтении 28 февраля, предлагала, согласно пояснительной записке, «отнести совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма» к обстоятельствам, отягчающим наказание.

Кроме того, к лицам, совершившим преступления террористической направленности, как и преступления против мира и безопасности человечества, предлагалось не применять сроки давности.

Предлагалось также уточнить цель совершения преступления — дополнить «воздействие на принятие решения органами государственной и муниципальной власти, международными организациями» еще и так называемой «дестабилизацией деятельности органов государственной власти и местного самоуправления».

Наконец, вводился новый состав преступления — «организация совершения преступлений террористической направленности, а равно организация финансирования терроризма» — с наказанием лишением свободы на срок от 15 до 20 лет.

Ну а сейчас, в разгар «новых обстоятельств», связанных с эскалацией конфликта вокруг Крыма и в целом Украины, думский Комитет по безопасности и противодействию коррупции подготовил жесткие поправки, которые, вообще-то говоря, к борьбе с терроризмом никакого отношения не имеют. Они направлены совсем в другую сторону — в свете украинских событий значительно более актуальную.

Что предлагается?

Первое. За «организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти» (статья 212 УК РФ «Массовые беспорядки») предлагается теперь наказывать лишением свободы на срок не до 10, а до 15 лет.

Второе. За «подготовку лица для организации массовых беспорядков или участия в них» (ранее такого состава преступления в диспозиции статьи 212 не было) будет полагаться лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Третье. Лица, которые «проходили обучение способам организации массовых беспорядков, правилам обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми веществами» и так далее (и этого состава раньше в статье 212 не имелось), будут сидеть от 5 до 10 лет, со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.

Четвертое. Граждане, которые совершили явку с повинной — сообщили органам власти, что проходили подготовку в качестве будущих участников массовых беспорядков, или помогли выявить других «обучавшихся», или организаторов, или спонсоров «обучения», — будут освобождаться от ответственности. Если, конечно, не совершили иных преступлений.

Пятое. Устанавливается система штрафов за «склонение и вербовку лиц для участия в экстремистской деятельности», в том числе «с использованием служебного положения».

Заметим: пока что практически единственный случай доведенного до суда обвинения в якобы организации «массовых беспорядков» — известная история 6 мая 2012 года на Болотной площади: обвиняемые — Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев из «Левого фронта», а также усердно их «закладывающий» бывший соратник Константин Лебедев.

В то же время ни один из погромов, организованных в последние годы националистами (или по явным мотивам межнациональной вражды и ненависти), — как, например, в Бирюлеве, — квалификации по статье 212 УК РФ почему-то не получил: все свелось к обычному хулиганству. Хотя все признаки массовых беспорядков, как представляется, имелись. Но протестующие не выступали против власти — и их протест не был признан «массовыми беспорядками».

Российские националисты для власти не опасны — как «социально близкие». А в последнее время они еще больше сблизились с властями, горячо поддерживая их в «крымском вопросе» и клеймя позором демократическую оппозицию за «предательство» и «пораженчество».

Опасными для власти оказываются совсем другие люди — те, кто выступает против ее политики. Именно их протесты и относят к «массовым беспорядкам». И именно для борьбы с ними придумываются и принимаются описанные выше изменения законодательства.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow