СюжетыКультура

Минкульт предлагает разрешить рекламную паузу в отечественных мультфильмах и передачах для детей

Мера, по мнению чиновников, позволит телеканалам показывать наши мультфильмы, увеличить число передач для юных зрителей

Этот материал вышел в номере № 39 от 11 апреля 2014
Читать
Мера, по мнению чиновников, позволит телеканалам показывать наши мультфильмы, увеличить число передач для юных зрителей
Изображение

«Известно, что сейчас российское телевидение не заинтересовано в отечественной анимации в связи с высокими ценами на данную продукцию и существующим запретом на рекламу в детских передачах». Вот отчего днем с огнем на главных телеканалах не сыскать ни детских развивающих программ, ни отечественной анимации, которая, как точно подмечено разработчиками законопроекта: «является одним из эффективных способов влияния на формирование личности ребенка и выработку правильных жизненных установок».

На встрече с министром культуры на фестивале в Суздале сами аниматоры говорили, что воспрещение рекламы в детских программах по сути превратилось в запрет на отечественные мультфильмы. Так что давайте согласимся с тем, что здесь никаких министерских происков нет, а напротив, исключительно желание помочь анимационной отрасли, хоть чучелом, хоть тушкой пробраться на федеральные каналы.

Документ, разработанный культурным ведомством, устанавливает, что в национальных анимационных фильмах продолжительностью менее 12 минут допускается минута рекламы непосредственно в начале трансляции и еще минута непосредственно перед окончанием. Вопрос: что значит «перед окончанием»? Если перед титрами, это еще куда ни шло. Но никак не раньше, иначе рекламный лом – хвала правильным витаминам или ода памперсам разрушит хрупкие своды художественного замысла. Музыкальной фантасмагории Ивана Максимова, к примеру, поэтического эссе Дмитрия Геллера, притчи-размышления Леонида Шмелькова. При этом, скажу по секрету, анимационные фильмы наших соотечественников приобретаются западными телеканалами и влияют на «правильные жизненные установки» их подрастающего поколения.

В отечественных мультфильмах продолжительностью более 12 минут новый закон позволит по минуте рекламы в начале трансляции и перед окончанием, а также однократное прерывание трансляции посередине — тоже минутной рекламой.

«Куда ты скачешь, гордый конь,/ И где опустишь ты копыта?», — риторически восклицал поэт. Куда опустит «копыта» вездесущая реклама? Допустим, показывают «Стеклянную гармонику» Андрея Хржановского — поэтическую аллегорию о судьбах искусства на музыку Альфреда Шнитке. И вот, как приговаривал попугай Кеша «на самом интересном месте», когда монструозные образины Босха, Брейгеля, Гойи и Арчимбольдо посредством музыки сфер превращаются в лики полотен Возрождения… бац! Рекламная пауза… Но это же и есть прямой шаг фильма, так сказать, с экрана - в реальность. Наше телевидение оказалось тем самым, описанным сценаристами Хржановским и Геннадием Шпаликовым городом, живущим под властью жёлтого дьявола. Городом, превращающим своих «жителей» в нравственных выродков.

Дольше фильм - дольше реклама, говорит нам новый закон. Радует, безусловно, что есть перечень товаров, реклама которых при трансляции мультфильмов не допускается. Нижнее белье, к примеру, лекарства, лотереи и т.д. Но все же не представляю, как телеменеджеры будут разрезать «Сказку сказок» Норштейна. Куда они воткнут рекламу? В белую светоносную сцену, озвученную баховской прелюдией или в пульсирующий болью эпизод «Проводы на фронт?» Если это необходимо, топчите рекламой эфирное пространство хотя бы между фильмами и детскими программами.

«Представляется, что предлагаемые проектом изменения позволят создать стимул для привлечения средств рекламодателей и, как следствие, увеличить количество качественного современного детского контента на телевидении», сказано в пояснительной записке к проекту.

В общем, ясно, без кормилицы-рекламы ну нет у государства денег на интеллектуальное развитие и просвещение. При этом государство денно-нощно озабочено «патриотическим воспитанием подрастающего поколения»: «существует необходимость в детских анимационных фильмах, имеющих высокую социальную значимость и патриотическую направленность. Что ж выходит? Реклама и станет главной скрепой между патриотическим воспитанием и выработкой правильных установок?

Некоторые из депутатов критикуют нововведение. Ольга Баталина, к примеру, волнуется за моральное здоровье детей, чувствительных к воздействию рекламы: «Это слишком дорогая цена для введения дополнительных детских фильмов. То есть невозможно решать одну проблему ценой здоровья детской психики и состоянием здоровья ребенка». Депутат Баталина призывает не идти на поводу телеканалов.

Вот в этом давайте согласимся с единороссом Баталиной. У нас вещание давно превратилось в вотчину удельных князьков. Минкультуры, например, никак не может воздействовать, влиять, принуждать. А ведь даже в пасмурные советские времена, детское и образовательное вещание было разнообразным, изобретательным, внушительным по объему. На Шаболовке существовала огромная Детская редакция. Четвертая общесоюзная программа, называвшаяся учебно-образовательной, начинала работу в восемь утра и после небольшого обеденного перерыва, возобновляла вечерний эфир. Отчего-то нет желания и воли у государства, финансирующего создание документального и анимационного кино, это самое кино посредством «голубого экрана» доводить до зрителя.

На сам же «голубой экран» надежды нет, он уже окончательно «позеленел», и кроме зашибания средств озабочен исключительно политическими интересами. Воспитание пока в круг этих самых интересов не входит… Как тут не вспомнить слова из пролога к «Стеклянной гармонике»: «Хотя события фильма носят фантастический характер, авторы хотели напомнить о безудержной алчности, полицейском произволе, разобщенности и озверении людей, царящих в современном буржуазном обществе».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow