СюжетыКультура

Афиша

Этот материал вышел в номере № 39 от 11 апреля 2014
Читать

В театр-клуб «Мастерская» с гастролью заехал питерский ТеатрMorph. Эта экспериментальная труппа, сформировавшаяся в 2007 году, изначально отказалась от психологических постулатов театра, заявив о себе в ключе акционизма. Их опыт основан на малоизвестных в России техниках: в поле зрения труппы оказались физический театр, марионетки и маски, буто-танец, атмосферный и визуально-изобразительный театры, современный танец и работа с сознанием, энергообмен и ритуальная семиотика в театральной ткани и прочая, и прочая — в общем, все, что так или иначе льет воду на мельницу создания универсального сценического языка. Что получается на выходе? Можно спорить. Но после просмотра. 11 апреля ТеатрMorph попрощается со своими самыми знаковыми спектаклями последних трех лет: «Самолеты», балет метафизической тошноты, умытый и улыбающийся, завернутый в клетчатую пижаму психбольницы, покажут в 19.00, «Дождь», фокстрот серебряного голубя в берлинских кафе по мотивам воспоминаний Андрея Белого, — в 21.00.

Театральный пр-д, 3, стр. 3.

Знаете ли вы, что традиционная японская музыка основана на интервалах человеческого дыхания, а не математического отчета? Нетрадиционная, впрочем, кажется, тоже. И все вместе это называется «онгаку» — «звук и удовольствие». Свежеоткрывшаяся Филармония нового музыкального искусства ФИНОМИ с 11 по 13 апреля принимает Фестиваль японской неоклассики: в Москву приехали музыканты японского лейбла Ricco Label, специализирующегося на пост-роковых и неоклассических проектах, во главе с мультиинструменталистом, дизайнером, автором музыки к доброй сотне фильмов и рекламных роликов — и заодно владельцем лейбла — Такахиро Кидо. Примечательная личность в современной японской музыкальной культуре, Кидо даст сольный концерт 13 апреля — и это будут необыкновенно тонкие, прозрачные картины, созданные с помощью фортепиано и электронной обработки звука, но будто бы нарисованные акварелью в звенящем осеннем воздухе. За фортепиано будет отвечать протеже мэтра — пианистка Юки Мурата. Но кроме собственной музыки, Кидо известен как вдохновитель ряда проектов. В частности, сегодня выступит секретный dark-fantasy-проект Feelms, секретный в том плане, что скрывает имена своих участников. Известно только, что к его созданию, кроме владельцаRicco Label, приложили руки композитор Кашива Дайсуке и дизайнер Раку-Гаки, а также члены культового пост-рокового коллектива Anoice, сольный концерт которого, в свою очередь, состоится в субботу. Чувственная музыка Feelms, как и следует из названия, чрезвычайно кинематографична — вокруг неземных голосов двух вокалисток плетут кружева клавишные и струнные, создавая глубокий атмосферный эмбиент. Многослойный меланхоличный саунд Anoice с оттенками холодных цветов лучше всего описывается названиями двух последних альбомов проекта — «Музыка из разрушенного отеля» и «Черный дождь». Как ни странно, настроение композиций японцев близко пресловутой древнерусской тоске — примерно так же тексты Мураками неуловимо напоминают о Достоевском.

Подсосенский пер., 20, стр. 1. Начало концертов в 20.00.

Московский музей современного искусства намедни открыл выставку «К полету готов?» — современные художники пытаются переосмыслить образы космонавта и космоса, долгое время бывшие — наряду с балетом — редкими явлениями советского культурного экспорта. Около сорока произведений авторов разной степени известности — арт-объекты, инсталляции, живопись, скульптура, фотография, видео-арт — строго новейшего периода, XXI века, пытаются актуализировать космическую тематику, хотя отношение к ней и в обществе, и в современном искусстве заметно трансформировалось: от безудержной романтики времени первых полетов, через безразличие поздне-советского периода к нынешнему иронически-философскому восприятию. Небо, Космос, Вселенная и Космонавт как персонифицированный объект и субъект Универсума — это уж не модные мифологемы, но все еще источники художественного вдохновения, обнаруживающего масштаб идеи, который совсем не уменьшился с сокращением государственных космических программ. Название выставки, к слову, восходит к вопросу, который изо дня в день во время «тренировочных полетов» задавал инструктор первой «шестерки» космонавтов, летчик-испытатель Марк Галлай (в этом году ему бы исполнилось 100 лет). После ответа «Готов» каждый раз звучало ставшее легендарным — «Поехали!».

Тверской б-р, 9. До 11 мая.

Йонас Кауфманзачастил в Россию — и это не может не радовать, ибо тембр его голоса — красоты необыкновенной: «темный» тенор с баритональным оттенком. Он часто и умело пользуется приемами угасания и нарастания звука в такой выраженности, какой не было даже у великих Доминго или Паваротти, которых по богатству тембра Кауфман иногда, кажется, и превосходит. Не далее как в ноябре прошлого года он приезжал в Москву с сольным концертом в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова с Йохеном Ридером за дирижерским пультом. А в субботу едва ли не лучший на сегодняшний день в мире драматический тенор представит — в сопровождении своего концертмейстера Хельмута Дойча — камерную программуWinterreise («Зимний путь»), песенный цикл Шуберта, написанный на стихи поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Концерт пройдет в рамках фестиваля «Опера Априори», а нынешняя площадка для выступления Кауфмана идеальна: Большой зал Московской консерватории.

Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Генеральная уборка

Парк искусств «Музеон» превращает скучный праздник грабли и ведра — субботник — в весенний двухдневный фестиваль чистоты. 12 апреля, то есть завтра, всех гостей ждут три разные обзорные экскурсии по скульптурной коллекции парка, после чего каждый сможет «намылить» Есенина, Сталина или Деда Мазая и его зайцев. Сбор экскурсионных групп — в 13.00, 14.00, 15.00 на входе в парк с Мароновского переулка. Там же — пункт выдачи уборочного инвентаря, ибо это, все-таки, и уборка «Музеона» тоже. Второй день фестиваля - две недели спустя, 26 апреля – станет музыкальным. Предстоит чистить газоны от листьев и сухой травы, сажать капусту и цветы в кашпо и обновлять живую изгородь под музыку молодых российских коллективов. Ожидаются: Женя Недосекина a.k.a. Jekka с электропопом нового поколения; группа «Труд», сайд-проект участников группы Manicure, в чьих песнях просто уловить интонации крикливого советского панка; кто-то еще. Кстати, при сдаче инвентаря участники субботника получат памятные сувениры с символикой парка и памятниками из скульптурной коллекции.

Крымский вал, вл. 2.

Гоголь Римский

Николай Васильевич Гоголь любил Италию. Первый том «Мертвых душ» он заканчивает в 1841 году в Риме. Годом позже поэма выходит в Петербурге — и Гоголь в зените славы. Но требуется отдых, нужно поправить расстроенные нервы. Да и вторая часть поэмы ждет. Но это не все. В Риме писателя ждет падре Лоренцо Сфорца, францисканский монах-экзорцист. Из двух писем Гоголя и Сфорца, которые «восстановлены» на выставке, мы узнаем об их интересе к подземному комплексу Фракасси и судьбе небольшой капеллы XI века, строениям, покинутым по неясным причинам, но монах пишет о целой эпидемии одержимости в этих местах. И вот, в 1843 году — самом малоизученном периоде жизни великого писателя и знатного визионера — Гоголь, после дорожного происшествия на тринадцатой версте сумеречного российского тракта, добирается до Вечного города, меланхолично прогуливается по его благородным руинам — до или после бесед с экзорцистом, ищет места для акварельных этюдов и размышляет о живых и мертвых душах, которые должны составить второй том его opusmagnum… Вся эта история воспроизведена в серии 25 фотогравюр, выполненных в технологии XIX века и представленных в рамках параллельной программы «Фотобиеннале 2014» в Провиантских складах Музея Москвына необычной выставке «Гоголь. Рим. Из третьего в первый». Атмосферу мистификации поддерживает барочный даб-эмбиент композитора Игоря Вдовина.

Зубовский б-р, 2. До 28 апреля.

Постановка «Гамлет. Эскизы Шопена. Моноконцерт» режиссера Арсения Эпельбаума основана на воспоминаниях современников о ранних годах жизни Фредерика Шопена, из которых становится известно, что в 1829 году, еще не будучи известным композитором, он поступил на службу в Варшавский национальный драматический театр, так как был влюблен в ведущую актрису Констанцию Гладковскую. Более чем посредственно играя второстепенные роли и участвуя в массовках, Шопен, еще не подозревая о своем гении, проработал в театре один сезон и окончил свою неудачную артистическую карьеру в апреле 1830 года. Сценическое действие, премьера которого состоится 12 и 13 апреля на театральной площадке проекта «Открытая сцена», осуществляется одним исполнителем — Сергеем Мелконяном, что соответствует, по сути, жанру моноспектакля. Актер, оставшись один на один со зрительным залом, в доверительной атмосфере пытается разобраться в хитросплетениях человеческой судьбы, размышляет о парадоксальной близорукости человека в вопросах своего истинного предназначения.

Ул. Поварская, 20. Начало спектаклей в 20.00.

Перед Пасхой, 14 апреля, звезда мировой оперы Дмитрий Корчак выступит в Концертном зале им. Чайковского с программой русской духовной музыки. Эта высокая область вокальной культуры всегда существовала в сфере интересов молодого мастера bell canto, выступающего на сценах La Scala, Metropolitan Opera, Covent-Garden и других великих театров мира. Духовные произведения Павла Чеснокова, Федора Мясникова, Алексея Львова и Сергея Рахманинова, а также русские песни «Вот мчится тройка», «Однозвучно гремит колокольчик», «Степь, да степь кругом» «Коробейники» и другие в обработке великого наставника певца Виктора Попова, художественного руководителя Академии хорового искусства, которая сегодня носит его имя, объединены под названием «Вечерний звон». Это первый сольный концерт Корчака с подобной программой, и в известном смысле, это его возвращение к истокам — хоровой музыке.

Ул. Тверская, 31/4. Начало в 19.00.

Общение умов — движение эпох

Лучшая из существующих биографий Вальтера Беньямина — написанная его близким другом философом и историком религии Гершомом Шолемом — охватывает широчайший круг проблем философии, эстетики и левого движения на фоне прихода фашизма к власти. Это не просто интеллектуальная биография одного из самых ярких мыслителей последнего столетия и не только рассказ о том, как Шолем хотел сделать Беньямина Шолемом, а Беньямин остался самим собой. Это вполне педантичный рассказ друга, оказавшегося великим ученым, о друге, который стал великим философом. Это собранный по частям и упорядоченный хронологически дневник, который вместе с автором вело само время. 13 апреля в Еврейском музее и центре толерантностисостоится презентация книги Гершома Шолема «Вальтер Беньямин — история одной дружбы», впервые на русском, и ее открытое обсуждение с участием социолога и переводчика Бориса Дубина, поэта и критика Александра Скидана, философа Валерия Подороги и его коллеги Йоэля Регева из Иерусалима. Вход бесплатный — при условии онлайн-регистрации на сайте культурно-образовательного проекта «Эшколот».

Ул. Образцова, 11. Начало в 19.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow