Мнения

Тот самый Рогозин, Луна и Элон Маск

Космическая реальность наших дней ужасающа и проста. Это уже даже не соревнование американского и советского государства

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 40 от 14 апреля 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Юлия ЛатынинаОбозреватель «Новой»

Космическая реальность наших дней ужасающа и проста. Это уже даже не соревнование американского и советского государства


Дмитрий Рогозин. Фото: РИА Новости

Вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал россиянам колонизацию Марса и Луны, а в качестве материального основания сослался  на «национальный характер русского народа, привыкшего мыслить глобальными категориями и готового жертвовать бытом ради идеи».

Замечательное это выступление совершенно в духе Пелевина произошло за пять дней до запланированного старта Falcon 9, принадлежащего частной космической компании  SpaceX  Элона Маска. Falcon 9 доставит на МКС 2500 кг груза с помощью грузового корабля Dragon.

SpaceX — это не просто новая стадия в освоении космоса, это новая философия. На протяжении всего XX века в космос летали в первую очередь затем, чтобы совершенствовать баллистические ракеты, и, соответственно, космос был вотчиной государства.

Соответственно после краха СССР космические программы пришли в запустение. Элон Маск — это Шлиман космоса. Как Шлиман разбогател, чтобы раскопать Трою, так Элон Маск, сооснователь PayPal разбогател, чтобы колонизовать Марс. Это — официальная мечта Маска.

SpaceX  разработала все свое: двигатели Merlin, Kestrel и Драко. Космический корабль Dragon,  ракетоносители Falcon1 и Falcon9. Оба они в конечном итоге должны стать многоразового пользования, и в апрельских запусках впервые будут использованы ракеты, у которых есть посадочные опоры. Уже сейчас запуск SpaceX стоит около 55 млн. дол, то есть вдвое меньше, чем запуск европейской Arian и российского Протона, а всего  Элон Маск собирается уменьшить стоимость вывода груза на орбиту в 10 раз: он уверен, что высокая цена — следствие забюрократизированности отрасли и неконтролируемого роста издержек в госкомпаниях.

В противовес успехам SpaceX, подопечным Рогозина похвастаться нечем.

Главный проект российского космопрома — это семейство ракет «Ангара» ГКНЦ им. Хруничева. Ракета разрабатывается с 1994  года и до сих пор не полетела. (Напомню, что SpaceX была основана в 2002-м году, то есть на 12 лет позже).  Первый запуск «Ангары» должен был осуществиться аж в 2005-м году, и за срыв его (и всех последующих) с России причитаются немалые санкции — ведь иностранцы подписывали контракты о доставке «Ангарой» грузов на орбиту.

Всего разработка «Ангары» по состоянию на 2013 год официально стоила 3,3 млрд. дол. Для сравнения: Элон Маск и партнеры вложили в SpaceX 200 млн. дол. Эксперты поговаривают, что после введения американских санкций «Ангара» не полетит никогда. КБ-то ее разрабатывают отечественные, но вот телеметрия там иностранная.

А вот другой космический проект: «Морской старт». Этот амбициозный проект был создан в 1995-м году и предусматривал запуск ракет с морской платформы на экваторе.  Увы, проект оказался коммерчески несостоятельным и обанкротился, после чего его в 2010-м зачем-то выкупила РКК «Энергия». Кредиты, разумеется, давали госбанки. Воскресить не удалось: количество стартов было куда меньше окупаемости, а после того, как 1 февраля 2013 года ракета взорвалась в воздухе, проект практически прекратил существование.

Когда стало окончательно ясно, что западных пусков больше не будет, и государственные в итоге деньги, потраченные на покупку заведомо банкротного проекта, пропали, «Энергия» предложила новую идею: а именно, перетащить платформу от острова Рождества во Владивосток. Так как Владивосток расположен не на экваторе, то весь смысл проекта теряется, а стоимость создания береговой инфраструктуры разработчики проекта, как говорят, скромно оценили в 1 млрд. дол.

Легко понять, что после введения санкций «Морской старт» не воскресим даже теоретически.

Вдобавок в качестве ракетоносителя в нем использовался украинский «Зенит», от которого патриотическая «Энергия» отказалась в разгар Майдана.

«Ангара» и «Морской старт» — это, конечно, вопиющие примеры, но и в остальное состояние отечественной космонавтики не лучше. Аварии при запусках самых обычных, давно отработанных ракет следуют одна за другой.

Вот только некоторые, самые громкие: потеря трех спутников ГЛОНАСС 5 декабря 2010 года, потеря военного спутника ГЕО-ИК-2 в февраля 2011, крушение грузового корабля «Прогресс-М12», потеря «Фобос-грунта» в ноябре 2011 г. и т.д.

Разумеется, главная причина тому — элементарная гибель производственной базы. Нет станков, нет инженеров, нет квалифицированных рабочих: детали ставят старые, или их вытачивают в штучном порядке чуть ли не 90-летние пенсионеры. Но в августе 2013 года случилось преудивительное происшествие, которое бросает яркий свет на некоторые особенности обращения космических денег.

Хамовнический суд г. Москвы заключил под стражу некоего Илью Калашникова, обвиняемого в попытке похищения президента «Фондсервисбанка» Александра Воловника.  Причина преступления со слов заказчика: тому стало известно, что у Воловника якобы лежит 800 млн. руб. наличными, их-то он и решил похитить.

Фондсервисбанк  (с говорящим сокращением ФСБ и с устроившейся туда на работу Анной Чапмен) — основной банк, обслуживающий счета «Роскосмоса».

Космическая реальность наших дней ужасающа и проста. Это уже даже не соревнование американского и советского государства.

Это соревнование частной компании Элона Маска, которая уже летает вдвое дешевле Arian, с российскими фондсервисбанками, морскими стартами и достигшей совершеннолетия, но не космоса «Ангарой». Соревнование суперэффективного частного бизнеса с системой, которая, похоже, давно уже забыла о запусках ракет и работает только на освоение денег. В этих условиях слова вице-премьера Рогозина выглядят неуместной мюнхаузеновщиной.

 

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera