СюжетыСпорт

За Кинэна, за родину!

КХЛ ждет самый необычный финал в истории, а Кубок Гагарина вообще может отправиться в Прагу

Этот материал вышел в номере № 41 от 16 апреля 2014
Читать
КХЛ ждет самый необычный финал в истории, а Кубок Гагарина вообще может отправиться в Прагу
Изображение

Поздно кричать: «Караул, грабят!», сетовать на засилье иностранных тренеров, возмущаться льготами для зарубежных команд, ссылаться на невезение и обстоятельства. Все поздно кроме одного — за Кинэна болеть надо. За Майка и его «Магнитку», потому что, кроме них, защитить честь отечественного хоккея больше некому. Пражский «Лев» на день раньше оформил пропуск в финал Кубка Гагарина и вполне может лишить Россию главного приза, чего никто не ожидал в самых смелых прогнозах. Финал грядет самый необычный в новейшей истории российского хоккея, и главная его интрига не в разности стилей, традиций и подходов, как всегда было раньше, а в противостоянии международном.

То, что клубы играют в одной Континентальной хоккейной лиге, дела не меняет. КХЛ по принципу заокеанской Национальной хоккейной лиги позиционирует себя как структура без границ, но не надо себя обманывать: зарубежные клубы, которые тем или иным способом вовлекались в орбиту открытой лиги, воспринимались лишь как дополнение к российским командам. Так, скажем, для солидности. Возможность завоевания Кубка Гагарина иностранцами допускалась скорее теоретически. Но вот в нынешнем олимпийском сезоне «Лев» тихой сапой подобрался вплотную и может покуситься на «наше все».

Конечно, для всего российского хоккея лучше было бы видеть в финале два российских клуба. Это могли быть «Салават Юлаев» во главе с единственным вошедшим в медальную зону российским тренером Владимиром Юрзиновым-младшим, и ярославский «Локомотив». Но уфимцы в абсолютно равной борьбе уступили магнитогорцам (четыре победы «Магнитка» одержала с перевесом в одну шайбу), а измученный предыдущими сериями «Локомотив» попал прямо в пасть настоящему хищнику.

«Лев» перед вторым сезоном в КХЛ практически заново собирал спортивный директор Рашид Хабибулин. Преуспевший на селекционной работе в не самых плохих российских клубах. Пражане укрепились финансово, собрали неплохой состав и вошли в чемпионат вполне солидной командой. Корректировки вносились по ходу, одна оказалась знаковой: Вацлава Сикору на тренерском мостике сменил Кари Ялонен. Тот самый, которого уволили из нижегородского «Торпедо», но которого посчитали за честь видеть в качестве наставника сборной Финляндии.

Кари сделал из «Льва» команду, которая, вроде бы не показывая ничего особенного, перемолола в плей-офф всех соперников. Хорватско-канадский «Медвешчак» убрала с сухим счетом, с донецким «Донбассом» пришлось повозиться чуть дольше, «Локомотив» пал последним, и вполне показательно.

Роковую роль для Ярославля помимо усталости (больше моральной, чем физической) сыграли два фактора. Молодая и отчаянная команда после славных викторий над двумя фаворитами слегка позабыла про игровую дисциплину как свой главный козырь. А аналитики, рассыпая похвалы в кратчайший срок раскрепостившему своих хоккеистов Дэйву Кингу, забыли, что «дедушка» ничего в своей жизни в плей-офф не выигрывал — ни с клубами, ни со сборной Канады. Не хватало его на всю кубковую дистанцию.

Ну и «Лев», конечно, — такой неброский, скучноватый, совсем не звездный — непроходимым не казался. Уж если его проблемный в силу совсем не хоккейных причин «Донбасс» потрепал, то уж «Локомотив» с его неожиданно лихой атакой наверняка уберет с дороги. Так многие думали, но только не Кари Ялонен и его интернациональная бригада с ярко выраженным чешско-финско-канадским стилем. Убойная получилась смесь и в штабе (в помощниках у Ялонена — Вацлав Сикора и Айван Занатта, в недавние годы по очереди возглавлявшие питерский СКА), и в составе. В основе местные хоккеисты, а также пятеро канадцев и столько же финнов, а также четверо шведов. В каждой «диаспоре» свой лидер: финн Петри Веханен в воротах, канадец Натан Ойстрик в обороне, швед Мартин Тернберг и чех Якуб Клепиш в атаке. Но в хоккей все они играют примерно одинаковый — не очень зрелищный, но именно тот самый, который приносит успех в плей-офф. Они на него заточены. Все заточены, независимо от возраста, школы и гражданства. Рецепт простой: ошибаться в обороне меньше, чем соперник, и использовать малейший шанс в атаке.

Новый «Локомотив», скроенный выдающимся мастером постановки именно такой вот неброской, но чрезвычайно эффективной игры от обороны Петром Воробьевым, сам кого хочешь может перетерпеть. Но не «Льва». Пражане оказались хитрее и искушеннее — они заставили ярославскую дружину раскрыться, вынудили соперника ошибаться и нарушать правила на ровном месте, и вообще играть не в свою игру.

Когда гости в Праге поняли, что к чему, было уже поздно. Два матча — два быстрых пропущенных гола, а дальше вовсе перед ярославцами вырастала стена, об нее «Локомотив» и бился. Бился истово, но, когда после переезда серии в Ярославль хозяева снова уступили всухую, забросив в трех матчах одну (!) шайбу, стало ясно, что этим замечательным ребятам, не сробевшим перед двумя монстрами в лице московского «Динамо» и питерского СКА, финала не видать. Они еще хлопнули дверью дома и не согнулись в Праге, но пятый матч подвел итог серии и «ста дням Кинга» в Ярославле.

«О2 Арена» собрала почти 10 тысяч зрителей, это было всего-то чуть больше половины вместимости очень хорошего дворца (домашняя арена «Льва» не в пример меньше). «Лев» для пражан не совсем родной, но ради предстоящего финала Кубка Гагарина Прага, пожалуй, простит землякам «измену».

Может быть, «Магнитке» лучше было встречаться с кем-то из своих. Они по крайней мере понятнее.

Майк Кинэн свой первый и единственный главный клубный трофей в мировом хоккее взял с «Нью-Йорк Рейнджерс» ровно 20 лет назад. Но фотография Кубка Стэнли у него в тренерской висела везде, где бы Железный Майк ни работал. Когда мы с ним в сентябре разговаривали в Магнитогорске, он сказал, что первым делом повесил над своим рабочим местом снимок Кубка Гагарина. Чтобы всегда помнить, зачем приехал. По ходу сезона таких снимков в кулуарах «Арены Металлург» стало больше — чтобы все наглядно видели главную цель. На то, что «Металлург» после победы в полуфинальной серии над «Салаватом Юлаевым» стал чемпионом России, Кинэн даже не прореагировал: он не знает, что такое золотые медали. Не придает им значения. Ему нужен Кубок Гагарина.

«Магнитка» последний раз становилась чемпионом в 2007-м. Тогда ассистент Дэйва Кинга Федор Канарейкин удачно сменил загрустившего мэтра и привел команду к золотым медалям, повергнув в финале «Ак Барс». Евгения Малкина в клубе уже не было, но команда — была. В последующие годы при самых разных тренерах, в том числе при Валерии Постникове и Валерии Белоусове, калитка в финал оказывалась закрытой. Две бронзы за 6 лет — для привыкшей к апрельским битвам «Магнитки» этого было слишком мало.

Нынче под началом Майка Кинэна оказалась, наверное, самая необычная команда из всех, которыми ему довелось руководить за свою большую и неоднозначную карьеру. Экстравагантными методами, которыми 64-летний специалист отличался по тренерской молодости, ее было не взять. Правда, помудревший Кинэн и не собирался нагонять страху и вышибать из подопечных дух ради их же пользы. Но выжимать из них все он не разучился.

Он не считает, что «Магнитка» в ее нынешнем состоянии представляет собой несбалансированную команду. Хотя «разбаланс» все-таки есть, и он его сам невольно признал, когда в начисто проигранном первом гостевом матче полуфинальной серии усадил на скамейку Сергея Мозякина с партнерами, предоставив вытаскивать игру тем, кто отсиживался за спинами суперзвена. И основному голкиперу Василию Кошечкину тоже дал отдых. Игру «Металлург», конечно, не вытащил. Показалось, что Владимир Юрзинов, заслуживший за этот плей-офф звание «Тренер года», подобрал ключик к «Магнитке». Показалось, что, закрыв первое звено, с магнитогорцами вполне можно справиться.

Но два решающих матча доказали обратное. Два самых атакующих «восточных» клуба провели их если не в закрытом режиме, то близком к тому. Ошибок хватало, но обе команды стремились свести их количество к минимуму. Блистали оба вратаря — и юный Василевский в «Салавате», и опытный Кошечкин. В Уфе больше работы было у магнитогорца, в Магнитке — у уфимца. Команды сподобились всего на две заброшенные шайбы, ставшие победными. Авторами обеих оказались игроки «Магнитки».

Нет, это были не Сергей Мозякин или Данис Зарипов, а двое молодых защитников — Виктор Антипин и Ярослав Хабаров. Что в самом деле дало повод слегка засомневаться: так ли всецело «Магнитка» зависит от игры своих безусловных и непререкаемых лидеров? Но «Лев», конечно, в первую очередь займется нейтрализацией Мозякина с партнерами. Сергею до рекордного кубкового результата числом 21 балл остается всего 2 очка за результативность, но как умеет сушить игру соперник, все уже поняли.

Тут я совсем некстати вспомнил, как 5 лет назад «Магнитка» Валерия Белоусова каким-то невероятным усилием преградила дорогу в финал Лиги чемпионов тому же «Салавату Юлаеву» — чтобы в двухраундовом финале безнадежно уступить скромнейшему швейцарскому «Цюриху». От того удара клуб оправлялся долго, а Лига чемпионов вообще закрылась.

Впрочем, Майка Кинэна история не очень-то интересует. То, что его интересует, нам хорошо известно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow