СюжетыПолитика

...И не едут даже поезда

Для жителей материковой России Крым превратился в остров — без проблем можно добраться только на пароме

Этот материал вышел в номере № 43 от 21 апреля 2014
Читать
Для жителей материковой России Крым превратился в остров — без проблем можно добраться только на пароме
Изображение

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) не признают право России на управление воздушным движением в небе над Крымом. Украинская сторона заявляет о захвате воздушного пространства и не гарантирует безопасности полетов в районе полуострова. Россия, напротив, уверена, что справится с обслуживанием Симферопольской зоны лучше, чем диспетчеры соседнего государства.

Евроконтроль уже ввел ограничения на полеты самолетов европейских авиакомпаний в небе над Крымом, а санкции, к которым, возможно, прибегнет ИКАО, могут обернуться серьезными проблемами для российских авиакомпаний.

Делим небо

Пока Крым готовился к референдуму, «Украэрорух» (Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины) несколько раз закрывал воздушное пространство над полуостровом. За неделю до референдума украинские СМИ сообщали о «вооруженных людях», которые заблокировали взлетно-посадочную полосу и «держали в осаде» диспетчерскую вышку с заблокированными внутри сотрудниками аэропорта. Наконец, 12 марта министр инфраструктуры Украины Максим Бурбак официально заявил о закрытии аэропорта «Симферополь»: «Аэропорт закрыт в связи с тем, что не можем обеспечить безопасность полетов. <…> Открытие будет только тогда, когда мы поймем, что сможем обеспечить безопасность пассажиров. У нас нет понимания с людьми, захватившими аэропорт». Но искать «понимания» уже не пришлось. 18 марта представители аэропорта заявили о готовности возобновить работу в полном объеме.

Гораздо более сложная ситуация сложилась вокруг управления воздушным движением над полуостровом. В аэропорту Симферополя располагался «Крымаэрорух» — подразделение «Украэроруха», которое обслуживало Симферопольскую зону управления воздушным движением (в нее входит небо не только над полуостровом, но и над частью Херсонской области и Черного моря). 26 марта Госсовет Крыма постановил признать имущество «Крымаэроруха» собственностью республики и передать его «Крымаэронавигации» — новому филиалу Госкорпорации по организации воздушного движения на территории Российской Федерации. Сотрудников «Крымаэроруха» тоже передать — правда, «за исключением случаев иного волеизъявления работников». И начать обслуживание Симферопольской воздушной зоны силами свежесозданной российской организации. Однако еще до референдума «Украэрорух» передал право управления воздушным движением над полуостровом Одесскому и Днепропетровскому центрам.

31 марта Европейская организация безопасности аэронавигации (в которую Россия не входит) запретила европейским перевозчикам пересекать Симферопольскую зону и летать в аэропорты Крыма, а европейским диспетчерам — предоставлять аэронавигационное обслуживание следующим на полуостров самолетам. Международная организация гражданской авиации (в которую Россия входит) в ходе переговоров с участием представителей России и Украины подтвердила исключительное право последней на аэронавигационное обслуживание Симферопольской зоны.

Кто сегодня обслуживает небо над Крымом, до конца не понятно. «Россия, точнее — «Крымаэронавигация», — уверенно заявили «Новой» в Госкорпорации по ОрВД. «Одесский и Днепропетровский центр, а также Россия», — сообщили в «Украэрорухе». На днях предприятие сообщило, что Украина уже перезаключила международные соглашения со странами Черноморского региона (за исключением России, разумеется) в связи с передачей обслуживания Симферопольской зоны в Одессу и Днепропетровск и попросила авиационные власти России руководствоваться «здравым смыслом» в вопросах безопасности аэронавигации.

Министр транспорта Максим Соколов, напротив, уверен в правомерности действий российской стороны и напоминает о том, что наша страна подготовила все необходимые документы для уведомления ИКАО об изменении государственной принадлежности воздушного пространства и крымских аэропортов. Он подтвердил, что часть бортов в соответствии с ограничением Евроконтроля идет в обход Симферопольской зоны, однако большинство самолетов продолжает пересекать спорную зону. По данным министра, только 4 апреля около 150 судов пролетели через воздушное пространство Крыма.

Делим рельсы

В середине апреля РЖД получили телеграмму от компании «Укрзализныця», в которой украинская национальная железнодорожная компания попросила РЖД прекратить продажу билетов на поезда, следующие по территории Украины, с датой отправления 27 мая и позже. Как поначалу объясняла российская сторона, речь не идет об отмене железнодорожного сообщения между странами — дело лишь в необходимости заново согласовать расписания после национализации Республикой Крым железных дорог, находящихся на ее территории, и поездов.

Еще в начале апреля Министерство транспорта начало прорабатывать маршруты на полуостров в обход территории Украины. Во время последней прямой линии Владимир Путин также напомнил о необходимости сделать билеты в Крым максимально дешевыми, несмотря на значительное усложнение транспортного сообщения с территорией новой республики. Предполагается, что в будущем пассажиры будут ехать на поезде до Анапы или Крымска, далее на автобусах до Керченского пролива, потом — паромом…

Но пропускная способность переправы серьезно ограничена — она не сможет обслужить тот пассажиропоток, который обычно формировали россияне, желающие отдохнуть в Крыму. Здесь как нельзя кстати пришлась бы авиация… Но у российских авиакомпаний в ближайшее время также могут возникнуть проблемы.

Делим граждан

На прошлой неделе Государственный пограничный контроль Украины провел совещание в Одессе с представителями российских авиакомпаний и проинформировал перевозчиков об ужесточении пропускного режима на границе в отношении мужчин — граждан Российской Федерации и граждан Украины, зарегистрированных в Крыму и Севастополе. В пятницу «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» и «S7» подтвердили, что готовы возвращать деньги за билеты без наложения штрафных санкций. Кроме того, «Аэрофлот» и «S7» подтвердили — у их пассажиров уже возникали проблемы при пересечении границы.

«Разумеется, украинские ограничения скажутся на российских авиакомпаниях, — уверен главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» (Air Transport Observe) Алексей Синицкий. — Последние годы авиаперевозки в Украину стабильно росли, Киев вот-вот должен был выйти на пятое место в списке самых посещаемых российскими авиапассажирами зарубежных городов».

Усугубить проблемы отечественных авиакомпаний, которые летают в Крым, может и нерешенный вопрос с Симферопольской воздушной зоной. «Пока никаких санкций со стороны ИКАО не последовало, но это не значит, что их не появится в будущем», — напоминает Алексей Синицкий.

Учитывая туманные перспективы железнодорожного сообщения с полуостровом, авиакомпании могли бы значительно увеличить объемы перевозок, тем более что Россия готова субсидировать полеты в Крым из Архангельска, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Кемерова, Красноярска, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Сургута, Томска, Тюмени, Уфы и Челябинска.

«Но у авиакомпаний, которые будут работать с Крымом, могут возникнуть проблемы с полетами в Европу, — рассуждает Синицкий. — И тогда придется выбирать между политикой и бизнесом».

Между тем проблемы с будущими полетами на полуостров уже возникли у жителей Калининграда. Город попал в предварительные списки субсидируемых направлений, однако был исключен из-за невозможности осуществления полетов из него в направлении Симферополя — городской аэропорт находится в зоне ответственности европейских диспетчеров, которые в соответствии с запретом Евроконтроля просто не будут предоставлять услуги по аэронавигационному обслуживанию самолетам, следующим в Крым.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow