Сюжеты

Музыка и немного политики

В Большом театре в 20-й раз подвели черту под театральным сезоном

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 43 от 21 апреля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

 

В Большом театре в 20-й раз подвели черту под театральным сезоном

И все-таки никогда не посмотришь столько интересных музыкальных внемосковских спектаклей, если бы не «Маска». Экспертный совет  – его работа на  этот раз не разочаровала -  отсмотрел более двухсот спектаклей, 112 из них – «вживую». 

Из ожидаемых постановок был только черно-белый «Евгений Онегин» Михайловского театра, нагруженный украинским режиссером Андреем Жолдаком избыточными смыслами и посторонними звуками вроде бьющихся ваз или  шварканья тарелками  в диалоге Онегина с Греминым. Правда, драматические критики считают, что для режиссера эта работа весьма умеренно радикальна. Итого: «Евгений Онегин» признан лучшим оперным спектаклем сезона, а Андрей Жолдаклучшим оперным режиссером.  Похоже,  и здесь не обошлось без политики.

Меж тем игрался на «Маске» и безусловно классный спектакль: европейская по уровню постановки и звучания «Свадьбы Фигаро» Моцарта Пермского театр оперы и балета. Дирижер Теодор Курентзис (на днях  получивший наконец российское гражданство) и в Перми совершает чудеса, но пять номинаций оставлены жюри без внимания. Лишь спецпремию отдали хаммерклавиристу  Максиму Емельянычеву (и блестящий дирижер новейшего поколения; это имя вы еще услышите). Удивительно, но ничем не отмечен «Борис Годунов» Театра оперы и балета Екатеринбурга – на редкость цельная, продуманная работа режиссера Александра Тителя.

Зато наконец-то оценен дирижер «Новой Оперы» Яна Латам-Кёниг. Его новый Вагнер – «Тристан и Изольда» – казался Москве несбыточной мечтой. Как все-таки полезен  бывает призыв  варягов!

Сильное впечатление сезона – опера екатеринбуржца  Владимира Кобекина «Холстомер»  в столичном  Камерном музыкальном театре им. Покровского. Ее автор Владимир Кобекинлучший  композитор в опере. Его музыка достойно прозвучал на фестивале и второй раз – в разделе «оперетта/мюзикл»: в «Белой гвардии» Екатеринбургского театра музыкальной комедии Киев 1919 года  невольно перекликался с сегодняшними событиями.

 

Лучшая женская роль в опере – Венера Гимадиева (Амина) в «Сомнамбуле» Беллини в Большом театре. Спектакль – этапный прорыв Большого театра в стиль бельканто. Без вызывающей режиссуры и умопомрачительной роскоши можно наслаждаться одним лишь пением – но таким постановкам на «Маске», фестивале прежде всего  драматургическом, мало что светит.  

Лучшая мужская роль в опере – тенор Максим Миронов (Линдор) в  россиниевской «Итальянке в Алжире» Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Певец давно  живет в  Италии и не частый гость на наших сценах.  Его  «Итальянка» – легкая, с демократичным юмором (дебют в опере режиссера Евгения Писарева). Чувство меры, вкус, умение раскрепостить артистов сделали спектакль любимцем москвичей.

Куда канул неоспоримый лидер  балетного конкурса – солист Сергей Полунин, чудо современной балетной сцены,  в «Майерлинге» Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, – загадка почище «Свадьбы Фигаро». Наши моцарты в жюри обольстились  его визави: «Вариации Сальери» (Театр оперы и балета Екатеринбурга) – лучший спектакль, хореограф (Вячеслав Самодуров) и  женская роль (Елена Воробьева). В разделе «современный танец» победила случайно явившаяся на свет «Весна священная» Татьяны Багановой (Большой театр). Лучший дирижер – Павел Клиничев в балете «Сantus Arcticus» (Екатеринбург). Лучшая мужская роль – Владимир Варнава в  «Пассажире» на музыку Гурецкого и Лигети (санкт-петербургский проект).

Лучшим мюзиклом  названа «Русалочка» (компания «Stage Entertainment»), а Манана Гогитидзе (Урсула)  в ней – лучшей актрисой.

По тому же разделу на Исторической сцене Большого театра была с размахом представлена аншлаговая «Месса» Леонарда Бернстайна Новосибирского театра оперы и балета.  Зачем вытащили на свет это устаревшее сочинение неведомого жанра? Сочетания криво переведенных текстов латинской мессы с джазом, Бродвеем, танцами  и ариями солистов вроде «Боже, дай мне то, что я наконец могу у тебя взять!» заваривает в голове публики такую кашу, что в середине спектакля половина зрителей врубила свои голубые экранчики.  Тем не менее, Айнарс Рубикслучший дирижер по разделу «мюзикл», а  солист Дмитрий Суслов (священник Селебрант) – лучший артист. «Маска» за режиссуру в разделе «оперетта/мюзикл» не присуждена.

Спецпремия жюри – у современной оперы Сергея Невского «Франциск».   Еще одна спецпремия – команде спектакля  «Акын-опера» в  Театре.doc (раздел «эксперимент») Авторы спектакля -  артисты из Таджикистана, вынужденные  переехать   в Россию и стать гастарбайтерами. О своих злоключениях они рассказывают в спектакле, сопровождая  рассказ пением и игрой на национальных инструментах.

В прошлом году было больше вопросов к экспертам, в этом – к жюри. Но и эксперты не остались без  оплеухи:  в день  церемонии награждения Театр  оперетты распространил  письмо, заявив о прекращении своего участия в конкурсах «Маски», так как отбор вершат специалисты по опере и балету. Кроме того,  по новым правилам, исключались мюзиклы под минусовую фонограмму и оперетты с использованием микрофона (поэтому в конкурс не были допущены работы Московской оперетты). Однако это не коснулось мюзикла «Русалочка». Похоже, экспертный совет прибег  к популярным сейчас  двойным стандартам,   и это при том, что председатель совета Лариса Барыкина слывет человеком знающим и строгим. Лично для меня остались под вопросом лишь михайловский «Летучий голландец» Василия Бархатова  (постановщика церемонии) и новосибирская месса-оливье.

Менее убедительны решения жюри. Его председателю композитору Леониду Десятникову то ли характера не хватило, то ли он замаялся беспощадным избытком чужой музыки. Однако остается неоспоримым:  «Золотая Маска», отметившая  свое  20-летие, является летописью новейшей истории  отечественного театра. Ну, а  «Свадьбу Фигаро» и Сергея Полунина будем считать в ней вне конкуренции.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera