Репортажи

Художник в гостях у поэта

Выставка главного художника «Новой газеты» открылась в Петербурге 26 апреля

Общество

Михаил МасленниковНина Петлянова«Новая газета»

У талантливого человека, гениального художника, по счастью — уже 15 лет работающего в «Новой газете», нашего любимого коллеги и доброго друга — Петра Саруханова — 26 апреля открылась выставка в Петербурге. Его работы можно увидеть в Фонтанном доме — музее Анны Ахматовой. Экспозиция живописи, графики и иллюстраций называется «Сегодня и всегда». Но рассказать о ней, не рассказав о Петре Борисовиче, невозможно.

У талантливого человека, гениального художника, по счастью — уже 15 лет работающего в «Новой газете», нашего любимого коллеги и доброго друга — Петра Саруханова — 26 апреля открылась выставка в Петербурге. Его работы можно увидеть в Фонтанном доме — музее Анны Ахматовой. Экспозиция живописи, графики и иллюстраций называется «Сегодня и всегда». Но рассказать о ней, не рассказав о Петре Борисовиче, невозможно.

«Современники никогда не отдают себе отчет в том, что рядом с ними живут гении», — точнее всех сказал о Петре Саруханове главный редактор «Новой» Дмитрий Муратов.

Это — правда. Мы привыкли к нему в газетных буднях. К его незаменимости: «Есть текст. Хороший. Нет фото? К Саруханову!..» Так привыкли, что в день открытия выставки, по совпадению — день верстки понедельничного номера, Петр сам распереживался: «За последние 15 лет сегодня в моей жизни первая суббота, когда я ничего не нарисовал в газету». Еще мы привыкли к скорости его мысли и ее воплощения: только Саруханов способен за минуты создать шедевр. Привыкли к его всемогуществу. Кажется, нет задач, которых не может решить кисть или карандаш нашего главного художника. И, похоже, нет тем, которые Петру Борисовичу не по зубам. Это у пишущих — если один журналист чего-то не смог, не успел, не справился, другой подменит, подхватит, попытается. А Петр в редакции один — и он всегда может (справляется). Привыкли мы, как к непозволительной роскоши, к его удивительному редкому таланту, который никогда не изменяет ему и нашим ожиданиям. Хотя ожиданиям, наверное, все—таки изменяет — он превосходит их. Иллюстрация Петра Саруханова к тексту в «Новой» — подарок тексту. Это новые смыслы, которые в слово не вложишь. А в символы — дано далеко не каждому.

— Его газетное творчество — это не просто иллюстрации, это собственные самостоятельные самобытные произведения, — считает народный артист Владимир Васильев.

— Это не карикатуры, а метафоры, и они не менее содержательны, чем сами тексты, — говорит директор московской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский.

— Петр Саруханов понимает, что газетная работа — это прекрасно, но есть еще и его личная художническая история, — отмечает Дмитрий Муратов.

Нам повезло. Повезло, работать с ним в одной редакции, бывать в его уютном, всегда залитым солнечным, а — может быть — и собственным, светом кабинете и видеть его картины, и заставать самого мастера в творческом процессе. А теперь повезет и остальным.

В марте выставка работ Петра Саруханова прошла в Москве. А в апреле директор музея Анны Ахматовой Нина Попова пригласила художника в Петербург. Его картины — живопись и графику, его газетные иллюстрации, выставленные в Фонтанном доме, успеть посмотреть своими глазами нужно до конца мая. Некоторые уже это сделали…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera