Сюжеты

На этих картинах никогда не улыбаются

В ГМИИ им. Пушкина — «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 54 от 21 мая 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Евгений КозаченкоНовая газета

 

В ГМИИ им. Пушкина — «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо»

— Папа, а это бес? — Мальчик шести лет стоит перед картиной, на которой архангел Михаил проворачивает копьё в глазу поверженного чудовища.

— Бес, — кивает отец, поскрипывая байкерской кожанкой. — Это как в той игре. Те, с которыми ты воюешь.

На лице мальчика — восторг, на архангеле Михаиле — сверкающие латы, и монстр под его ногой извивается и верещит. Они изображены итальянским художником Бартоломео Виварини на одной из створок «Полиптиха из Сканцо», сегодня эту картину из собрания бергамасской Академии Каррара можно увидеть в Пушкинском музее — на выставке, которая продлится 3 месяца и завершится в конце июля, собраны работы мастеров Раннего и Высокого Возрождения (XV и XVI вв.). Пятьдесят восемь картин, преимущественно малоизвестных, никогда прежде не завозившихся в Россию, — но уникальность экспозиции еще и в том, что она охватывает не только хорошо известные всем флорентийскую и венецианскую школы, но и другие регионы Италии.

Выставка делится на три хронологических этапа. На художниках XV века (Кватроченто) еще лежит след поздней готики: движения персонажей на их картинах скованны, позы искусственны, а лица больше напоминают сосредоточенные маски, — это справедливо для Якопо Беллини, но уже следующее поколение, в первую очередь его сын Джакомо, один из первых и величайших ренессансных реформаторов, — отказывается от устаревших приемов и делает шаг к новой естественности и реализму. Рубеж веков (второй этап) представлен на выставке художниками Венеции, Тосканы, Ломбардии и других областей. Живописцы из Бергамо доминируют в зале, отведенном под XVI век (Чинквеченто), — это в первую очередь Якопо Пальма Старший и Андреа Превитали (краски на их полотнах почти такие же сочные, как у прерафаэлитов), а также Лоренцо Лотто и светский портретист Джамбаттиста Морони.

— Ты заметила? — женщина наклоняется к дочери, девочке лет восьми, та рассеянно рассматривает «Мадонну Кассотти» Превитали. — На этих картинах никогда не улыбаются.

Религиозное искусство небогато сюжетами, по-настоящему востребованные можно перечесть по пальцам (благовещение, снятие с креста, положение во гроб — вы легко продолжите этот ряд), и изображение мадонны с младенцем (у Превитали она названа по фамилии владельцев) повторяется в возрожденческой живописи многократно. На выставке оно встречается десять раз. Такая частотность объясняется тем, что основным заказчиком выступала церковь, и каждая церковь была заинтересована в обладании такой картиной. С некоторой долей условности можно расценивать сюжетные ограничения как стесняющее обстоятельство, однако в условиях, когда все художники используют один и тот же материал, исчезает интерес к тому, что ты изображаешь, и на первом плане оказывается то, какими выразительными средствами ты добиваешься результата. Как и всякое препятствие, это ограничение стимулировало творческий поиск. Нельзя сказать, чтобы он кем-то поощрялся, — слишком хорошо известна история конфликта церкви с Караваджо, который писал «не так, как следует», и это не единичный случай. С появлением частного заказчика, который предъявлял не такие строгие требования к форме и не следил за каноном, у художника появляется еще больше возможности для радикального эксперимента.

«Радикальный» здесь — не такое лишнее слово, на расстоянии чужая смелость вообще не так хорошо видна. Сегодня кого-то продолжают шокировать попытки разыграть шекспировские трагедии в современных костюмах, между тем прием переноса действия в современность был хорошо известен еще 500 лет назад. В 1502—1504 гг. Карпаччо пишет «Рождество Богоматери»: Дева Мария появляется на свет в итальянском палаццо, действующие лица одеты по моде XVI века. Сегодняшний зритель воспримет такую обстановку как условную, не соответствующую исторической правде, и сам прием сыграет отстраняющую роль (нам легче увидеть «всё как было», потому что реалии XVI века перестали быть современностью, и примешивание итальянского быта к библейскому сюжету только мешает восприятию). Тогда как во времена Карпаччо у приема была обратная функция.

Религиозное искусство было немыслимо без контекста, из светского искусства это измерение почти исчезло. Предмет перестал нести сакральный смысл и стал тождествен себе. Груша на картине Дж. Беллини «Мадонна Альцано» означает первородный грех. Груша на картине Сезанна означает грушу. Контекст играет решающую роль не только в религиозных, но и в исторических полотнах: сложную и невероятно динамичную картину Боттичелли «История Виргинии» невозможно расшифровать без знания Тита Ливия. Он рассказывает о судьбе Виргинии — девушки, ставшей объектом страсти сенатора Аппия Клавдия. Она отказывается жить с ним по доброй воле, тогда он поручает своему подчиненному, Марку Клавдию, объявить девушку дочерью рабыни. Виргиния тоже превратится в рабыню, и Аппий получит на нее все права. Однако в народе хорошо известно о настоящем происхождении девушки. За Виргинию вступаются отец и жених, они взывают к справедливости, однако вердикт выносить сенатору, и он, как нетрудно догадаться, объявляет девушку рабыней. Виргиния — имя, располагающее к девственности, чистоте, и, чтобы защитить честь дочери, отец закалывает ее. Всё это разворачивается у Боттичелли, как в кино, — на картине представлена не отдельная сцена, а вся история, поэтому основные действующие лица написаны несколько раз.

Но даже и статичные картины — движутся, живут, перестают быть просто картинами. Вот «Мадонна с младенцем» Джовеноне — она рыжая, а глаза ее грустные, неземные. На скамье сидит девушка, тоже рыжая, и что-то зарисовывает в блокнот («Маргарита!» — окликает ее подружка и садится рядом). Девушка, скопированная с картины Джовеноне, копирует Джовеноне. Волосы ее волнисты, рука легка, карандашные штрихи ложатся косыми уверенными насечками на бумагу. Она тоже несет младенца, и кровь его горяча.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera