СюжетыЭкономика

Прыжки на батуте

За что лидер американской космической отрасли — частная компания SpaseX — должна выписать Рогозину премию

Этот материал вышел в номере № 54 от 21 мая 2014
Читать
Элон Маск. Иллюстрация: фанатская группа Маска Вконтакте
Элон Маск. Иллюстрация: фанатская группа Маска Вконтакте

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин пригрозил запретить экспорт в США российских ракетных двигателей РД-180 и НК-33. Заявление политика, который теперь превратился в самый что ни на есть кремлевский мейнстрим, видимо, должно было очередной раз доказать зрителям российского телевидения, что в космической гонке американцы настолько отстали от России, вставшей с колен, что без наших двигателей им хана.

По странной случайности, г-н Рогозин забыл уточнить, что полеты с использованием РД-180 в настоящий момент в США, собственно, запрещены, — по предварительному определению суда по иску, поданному компанией SpaceX 28 апреля 2014 года. SpaceX утверждала, что использование РД-180 в американской ракете «Атлас» противоречит духу санкций, наложенных на российских чиновников и лично Дмитрия Рогозина в связи с аннексией Крыма.

Но, впрочем, по порядку. РД-180 — это кислородно-керосиновый двигатель, который с середины 1990-х НПО «Энергомаш им. В.П. Глушко» производит для использования в качестве первой ступени в американской ракете-носителе «Атлас», запускаемой United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lokheed Marting).

Не то чтобы американцы не могли обойтись без РД-180, но дело в том, что Глушко и «Энергомаш» вообще-то производили двигатели для межконтинентальных баллистических ракет, в т.ч. для знаменитой CC-18 «Сатана», и американцы справедливо рассудили, что пусть лучше инженеры «Энергомаша» производят РД-180 для них, нежели какой-нибудь аналог «Сатаны» для Ирана.

Петр Саруханов / «Новая газета»
Петр Саруханов / «Новая газета»

Так оно и вышло — во всяком случае, когда автор этих строк последний раз была на «Энергомаше», единственная работа, которая хоть как-то шла в пустых огромных цехах, была именно сборка РД-180 для американцев. Еще завод должен был делать РД-191 для «Ангары», но «Ангара», которая должна была полететь в 2005-м, ни разу не летала до сих пор. На сегодня «Энергомаш» поставил в США около 70 двигателей по цене 11—15 млн долларов; из них было использовано чуть больше сорока.

Как можно заметить, у United Launch Alliance в любом случае есть двухгодовой запас РД-180. Pratt&Whitney имеет лицензию на их производство. Трудно представить себе, чтобы за два года американцы не смогли наладить выпуск РД-180 дома: единственным барьером, тому препятствовавшим, до сих пор были демпинговые цены «Энергомаша».

На самом деле этого и не потребуется. Проблема — для Рогозина и для наших ура-патриотов, не представляющих в принципе, как устроены США, — заключается в том, что в США ни государство, ни старые заслуженные военно-космические монстры типа Boeing, Lockheed Martin и Pratt&Whitney не имеют, при всем своем лоббистском весе, монополии на космический рынок.

В отличие от России, где конец гонки вооружений после краха СССР стал концом космической отрасли в целом, в США породил целую череду амбициозных частных проектов, наконец-то вернув в космос то, что ему не хватало — рынок.

Наиболее успешной — фантастически успешной — оказалась компания SpaceX Элона Маска.

SpaceX разрабатывает собственные ракеты — Falcon 1 и Falcon 9, собственные двигатели — Merlin, Kestrel и Draco, и собственный космический корабль Dragon с капсулой многоразового пользования. SpaceX уже доставляет грузы на МКС и выводит спутники на орбиту. Цель Элона Маска — полет на Марс и удешевление стоимости доставки груза на орбиту в разы по сравнению с неповоротливыми государственными и окологосударственными структурами.

Это правда, что эксплуатирующаяся ныне Falcon 9 попросту слабее Atlas V (13 тыс. кг полезного груза на низкую околоземную орбиту у Falcon 9 против 21—41 тыс. кг у Atlas V), но на 2015 год запланирован старт Falcon Heavy. Ожидается, что он будет доставлять на низкую околоземную орбиту 53 тонны полезного груза (более, чем какая-либо другая ракета в истории человечества, не считая лунного «Сатурна») по цене втрое меньшей, чем у конкурентов.

Кроме того, Falcon Heavy сможет быть многоразовой. Только что, в середине апреля, как раз, когда донецкие гопники крушили магазины в борьбе за Великую Россию, компания Элона Маска провела очередной успешный тест Falcon 9 Reusable. Любой желающий может отыскать в интернете впечатляющую видеокартинку ракеты, вертикально взлетающей на 250 метров и вертикально же опускающейся на посадочные опоры.

Космическая отрасль в США — это поле деятельности лоббистов-тяжеловесов, и Маску на нем приходится нелегко. Достаточно сказать, что после вышеупомянутого решения суда о запрете на использование РД-180 в ракете «Атлас» United Lauch Alliance обвинила SpaceX в «безответственных действиях», а Госдеп прислал в суд письмо, суть которого заключается в том, что РД-180 не попадают под санкции до тех пор, пока не будет доказано, что г-н Рогозин извлекает из этого личную коммерческую выгоду.

И вот теперь г-н Рогозин сделал Элону Маску царский подарок. То, чего не мог добиться сам Маск, — окончательного уничтожения его российских конкурентов и аффилированных с ними американских компаний — одним широким жестом подарил ему русский вице-премьер. Г-н Маск должен выписать Рогозину премию.

К сожалению, если в случае Элона Маска мы обсуждаем дела, то в случае Дмитрия Рогозина мы можем обсуждать только слова — слова, которые вызывали бы недоумение своей полной неадекватностью в устах обычного человека, а в устах ответственного чиновника просто пугают. К примеру, недавно г-н Рогозин заявил, что американцы смогут доставлять своих астронавтов на МКС «на батуте». Это в связи с тем, что сейчас людей на МКС доставляет только российский «Союз». Г-н Рогозин что, вправду не знает, что Dragon Элона Маска (с капсулой многоразового использования) регулярно летает к МКС с октября 2012 года, а первый полет с участием экипажа запланирован на декабрь 2015-го?

В другой раз г-н Рогозин заявил, что «США продолжают пребывать в санкционном угаре, но до сих пор не могут повторить наш двигатель НК-33 разработки 1970 года».

Действительно, созданный в конце 1960-х ракетный двигатель НК-33 имеет фантастические технические характеристики (по удельной мощности на единицу веса он уступает только Merlin 1D все той же SpaceX).

О чем Рогозин забыл упомянуть — это то, что НК-33 никогда не летал в СССР.

Страшная и детективная история этого двигателя является хорошим примером того, почему даже СССР, в котором все ресурсы тратились на войну, а не на апартаменты в Майями, проиграл США в космической гонке.

Двигатель НК-33 создавался под советскую лунную программу в конструкторском бюро Николая Кузнецова, (отсюда и сокращение — НК), соперника всесильного Глушко. Поэтому, когда программа была закрыта, все уже сделанные двигатели было приказано уничтожить. Кузнецов не выполнил приказ. По документам двигатели были уничтожены, а на самом деле их — целых 150 штук, — грубо говоря, замариновали в масле.

Только когда рухнул СССР, Кузнецов достал из масла НК-33, и на глазах изумленных западных ракетчиков этот двигатель продемонстрировал на стенде рекордные результаты.

В итоге еще одна частная космическая компания США, Orbital Sciences Corporation (OSC), стала использовать модифицированные НК-33 в своей средне-легкой ракете Antares, впервые запущенной 21 апреля 2013 года. Это был первый запуск НК-33 со времени его создания.

Но самое страшное — другое. А именно — все три десятка двигателей НК-33, проданные OSC, — это те самые двигатели из «заначки». Завод-производитель утратил опыт, квалификацию, рабочих и инженеров, способных воспроизвести двигатель Кузнецова. Вот продадим заначку — и все. Зная о будущей нехватке НК-33, OSC даже судилась с United Launch Alliance, чтобы те позволили ей покупать РД-180.

Если есть в мире что-то, что оправдывает существование человечества — то это наука и покорение космоса.

И поэтому судьбы человечества решаются сейчас отнюдь не в городе Славянске, где обалдевшие от своего нового статуса гопники крадут людей и грабят банки не просто так, а во имя Великой России, не на Ближнем Востоке, где фанатики-бородачи убивают проклятых неверных, которые не любят мирный ислам, не в твиттере Рогозина и не в Венесуэле, где президент Мадуро в который раз в истории человечества строит социализм с боливарианским лицом и регулирует цены. Она решаются в цехах и лабораториях Элона Маска.

СССР был великой космической державой. Россия, благодаря американскому рынку и частным компаниям Boeing, OSC, Lokheed Martin имела шансы на какую-то долю в космическом будущем человечества.

Благодаря новому курсу Путина она их утратила. Чем дальше, тем больше мы напоминаем исламистов, которые объясняют, что Запад их не любит, и что когда-то — в XI веке — они придумали алгебру.

справка

Who is Mr. Musk?

Изобретать Элон Маск начал в 10 лет, когда собрал свой первый персональный компьютер. В 12 лет уже освоил программирование и даже умудрился продать за 500 долларов созданную им компьютерную игру Blastar. В 21 год Маск приехал в Пенсильванский университет изучать физику и бизнес. Через три года Маск стал миллионером. Всемирно известная Compaq выкупила микрофирму, основанную братьями Масками, которая продвигала ПО для новостных компаний. Доля Элона Маска от сделки составила около 22 млн долларов. В том же 1999 году Маск вкладывает деньги в бизнес по обеспечению электронных переводов и сам развивает его. Так появилась платежная система PayPal, которую в 2002-м выкупает гигант eBay, уже за 1,5 млрд долларов. Маск выходит из бизнеса, выручив 165 миллионов — и снова вкладывает их. Новый проект — компания SpaceX — появился в 2003-м из космической мечты изобретателя-миллионера. Маск хотел отправить на Красную планету гидропоновую банку с земным растением. Картина зеленого побега на безжизненном Марсе, по мысли Маска, должна вдохновить научную мысль человечества. Маск посещал Россию и приценивался к российским ракетам, цена которых была в десять раз дешевле американских. Но вместо того, чтобы купить их, инженер решил заняться производством ракет и добиться, чтобы стоимость их была ниже российских аналогов. Амбиции Маска очень удачно легли на планы руководства Пентагона снизить зависимость США от старых советских двигателей и ракетного монополизма гигантов Boeing и Lokheed Martin. К 2012 году SpaceX запускает в космос свой первый грузовой космический аппарат Dragon. Параллельно ведутся испытательные работы многоразовой ракеты Falcon 9, способной после выведения груза на орбиту самостоятельно возвращаться на космодром. В 2004 году Маск вошел в соучредители фирмы по производству спортивных электрокаров Tesla. Цена автомобилей все еще высока, но концерн выпускает все больше авто и для США, и для Европы. Наряду с этим Tesla Motors развивает и сеть заправочных станций. 20-минутная стандартная зарядка батареи автомобиля бесплатна, а 1,5-минутная замена разряженного аккумулятора на новую батарею — платная процедура. Компания пользуется значительным количеством льгот в странах, где поощряют экологичный транспорт. Уже в следующем году Tesla Motors может зафиксировать первую прибыль. В 2006 году Маск стал исполнительным директором компании SolarCity, занимающейся производством и установкой солнечных батарей для малых промышленных объектов и домохозяйств США. Те же батареи используются на заправках Tesla. Администрация Обамы поддерживает и субсидирует такие проекты SolarCity, поскольку это помогает снижать налоговую нагрузку на граждан и бизнес, а также облегчает зависимость государства от поставщиков сырья и электроэнергии. В 2014 году Маск презентовал Hyperloop — новый вид скоростного (до 1000 км/ч) общественного транспорта. Визуально «гиперлуп» напоминает пневмопочту, но технологии позаимствованы у SolarCity и SpaceX. Пассажирские и грузовые капсулы перемещаются по вакуумным тоннелям, подвешенным в воздухе. В «гиперлупе» из Нью-Йорка в Китай можно будет попасть всего за 2 часа. Маск точно знает, чем заинтересовать власти США: под строительство нового экологичного транспорта не нужно больше выкупать землю у частников, на что раньше приходилось тратить наибольшее количество финансов при строительстве новых дорог.
Генеральный директор SpaceX и главный конструктор Элон Маск (слева) и директор НАСА Чарльз Болден общаются с сотрудниками после первой успешной миссии частной компании, совершенной на Международную космическую станцию, на объекте SpaceX. Хоторн, Калифорния. 14 июня 2012 года
Генеральный директор SpaceX и главный конструктор Элон Маск (слева) и директор НАСА Чарльз Болден общаются с сотрудниками после первой успешной миссии частной компании, совершенной на Международную космическую станцию, на объекте SpaceX. Хоторн, Калифорния. 14 июня 2012 года
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow