Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 55 от 23 мая 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Смотреть музыку

Фестиваль документального кино о музыке и современной культуре Beat Film Festival стартует 27 мая и будет «юбилейным» — пятым. По такому случаю он продлиться в два раза дольше обычного — 13 дней, что не может не радовать, поскольку его программа не только насыщена — запланированы, помимо собственно кинопоказов, многочисленные музыкальные события, от живых концертов до вечеринок вусмерть, — но и традиционно стоит внимания.

Фильмом открытия станет британский фильм «20 000 дней на Земле» — один вымышленный день из жизни Ника Кейва, увиденный глазами двух современных художников Йена Форсайта и Джейн Поллард и снятый камерой Эрика Уиллсона, мастера инди-хитов «Двойник» и «Субмарина».

Всего в основную программу фестиваля вошло 10 документальных картин, среди которых «Старая добрая Фрида» — абсолютный фестивальный фаворит прошлого года о бессменной секретарше The Beatles Фриде Келли, которая работала на группу дольше, чем та существовала, и впервые поведала свою историю только сейчас, много лет спустя; «Приняты за незнакомцев», фильм, снятый Томом Бернингером, родным братом вокалиста The National Мэтта Бернингера, который влиятельный музпортал Pitchfork назвал «самым смешным и точным фильмом о музыке со времен Spinal Tap»; «Панк-певица» — о феминистке и вокалистке панк-группы Bikini Kill Кэтлин Ханне, являющейся одним из главных действующих лиц движения riot grrrl; фильм Pulp, в котором Джарвис Кокер предстает национальным британским героем, чьи песни знают наизусть пожилые люди на улице, забулдыги в пабах, да и вообще все — и который показывает не только исход культовой бритпоп-группы, но и среду, благодаря которой она появилась на свет; и другие.

Отдельно следует сказать, что на закрытии фестиваля состоится мировая премьера фильма «Еще» о группе «АукцЫон», над которым режиссер Дмитрия Лавриненко работал 7 лет. Кроме того, специально к пятилетию Beat подготовлена программа Best of Beat, в которую войдут наиболее популярные фильмы прошлых лет, по одному на год.

Ретроспектива Pulse Films — это подборка фильмов от передовой британской продакшн-компании, которая снимает музыкальные видео для The XX, рекламные ролики для фонда Prada и собственно документальные фильмы о музыке и музыкантах, премьеры которых проходят на главных мировых фестивалях от Сандэнса до SXSW.

Программа «Кортокий метр», понятно, — это короткометражные ленты. Основными площадками фестиваля станут кинотеатры «Формула кино Горизонт» и «Иллюзион», Центр документального кино и открытый кинотеатр парка искусств «Музеон». Аудиовизуальное шоу «Манчестер 80-х» пройдет 31 мая во дворе Института медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка». Подробную программу Beat Film Festival ищите на сайте фестиваля: http://2014.beatfilmfestival.ru/programs/.

 

Апофеоз Пригова

Дмитрий Александрович Пригов был поэт, был художник в универсальном смысле слова и скульптор в конкретном, был основоположник — того, этого и московского концептуализма. В своих стратегиях он нарушил, вполне сознательно, многие табу модернизма и, позже, постмодернизма, обнажил в качестве негативной теологии тоталитарную систему запретов современного искусства и насмешливо отрефлексировал категории «сакрального», «возвышенного», «прекрасного», «ужасного», «безобразного». Соотношение этих категорий в искусстве Дмитрия Александровича Пригова стало основной темой масштабной ретроспективной выставки «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее», открывающейся сегодня в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Представлены практически все виды искусства, в которых работал Дмитрий Александрович Пригов, включая масштабные графические произведения и многочастные серии. Впервые зрители получат возможность увидеть морфологию образов художника, а также развитие отдельных тем, интерпретированных с помощью анимации.

Крымский вал, 10. До 9 ноября.

 

Сонатная форма

Фортепианные сонаты Бетховена — огромный мир, в который каждый исполнитель, в зависимости от возраста, ментальности, принадлежности к той или иной школе, вносит что-то свое. В Большом зале Московской консерватории недавно уже звучали самые известные из сонат — «Патетическая», «Лунная», «Апассионата» и «Аврора» — в исполнении молодых лауреатов вуза. Теперь слово мастеру: 28 мая у инструмента Андрей Писарев.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

 

После процесса

Самый кафкианский из набоковских романов — «Приглашение на казнь» — был и остается невыносимо актуален для наших палестин с момента выхода в свет в 1934 году: издевательски пыльная, облаченная в пожизненную робу-сутану-мундир «реальность» все время старается приговорить любого, выпадающего из общего ряда, рядясь при этом в сумасшедший цирк уродов.

Именно этот образ положил в основу своей постановки романа в Молодежном театре (РАМТ) Павел Сафонов. Протагонист Цинциннат в исполнении Евгения Редько с первых минут спектакля оказывается погружен в буйство невеселого карнавала, безумного балагана мерзких гримас и наглого хохота, ярмарки малодушия и подлости. В тактичной инсценировке Михаила Палатника, разумеется, немного есть от словесного плетения сюжета и образов Набоковым, визуализировать которое просто невозможно, но осталась суть, достойно воплощенная хорошим актерским составом. Цирковая составляющая режиссерского прочтения несколько избыточна, но, как говорится, имеет право на существование.

25 мая — последний спектакль, после чего «Приглашение на казнь», увы, покинет афиши РАМТа.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00

 

Кофе, сигареты и Вавилонская башня

Современный читатель, как писал Михаил Гершензон, подобен велосипедисту, который «не видит слов, потому что не смотрит на них. Он мельком улавливает тени слов и безотчетно сливает их в некий воздушный смысл, столь же бесплотный, как слагающие его тени». В защиту противоположного принципа вдумчивого «пешеходного» чтения филолог Семен Парижский, востоковед Александра Полян и искусствовед Дильшат Харман 25 мая проведут в пространстве коворкинга DI Telegraph мастер-класс, демонстрирующий возможности «медленного чтения» — аналитического, совместного и чтения как комментарий — применительно к литературным текстам, кино и живописи.

Это будут три мини-лекции: «Кофе и сигареты» — о глубинном смысле кафе как культурной институции в опоре на избранные новеллы из одноименного фильма Джима Джармуша, отрывок из Вавилонского Талмуда и эссе Эммануэля Левинаса «Иудаизм и революция»; «Еврейские вороны и еврейские лисицы» — о том, как два автора обращаются с хрестоматийным сюжетом басни Эзопа «Ворона и лисица»; и «Многоярусное чтение» — собственно, о том, выиграем ли мы что-нибудь от того, что постоим перед картиной/фреской/гравюрой подольше или, наоборот, потеряем всю свежесть и непосредственность первых впечатлений. Обсуждение пойдет на примере картины Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня».

Вход бесплатный, но по предварительной регистрации на сайте проекта «Эшколот».

Ул. Тверская, 7. Начало в 19.00.

 

Всемирный день полотенца

Начать, очевидно, следует с уместной цитаты. «— Всю жизнь я испытывал странное беспричинное чувство, что в мире что-то происходит — что-то большое, даже зловещее, — а от меня это держат в тайне. — Совершенно нормальная паранойя. У кого ее нет?»

Всемирный день полотенца 25 мая — день, когда вся галактика празднует жизнь и творчество Дугласа Адамса, автора легендарной философско-комическо-фантастической пенталогии «Автостопом по галактике». Внося свой вклад в «универсальный ответ жизни, Вселенной и всего такого», книжный магазин «Додо» проводит межпланетный квест «Спасение планеты», проводит просмотр экранизации «Автостопом по галактике» Гарта Дженнингса на английском с субтитрами и дает скидки на все всем, кто придет с полотенцем, ибо, как все или почти все знают, полотенце — это необходимый атрибут путешественника автостопом по Галактике.

Регистрируйтесь на http://www.dodo-space.ru до 12.00 24 мая и никогда не забывайте полотенце, помните, где оно!

Ул. Солянка, д.1/2. Начало в 16.30.

 

Московские импровизации

Выдающийся немецкий пианист Йоахим Кюн и один из лидеров российской импровизационной сцены саксофонист Алексей Круглов представят публике свой новый альбом Moscow Duo Art. Вдохновенный, записанный буквально на одном дыхании, за несколько часов после знакомства музыкантов на московском фестивале «Джаз осенью» в 2012 году в одной из лучших столичных студий, альбом собрал импровизированные темы самих Кюна и Круглова, а также две композиции известного американского саксофониста, одного из основателей фри-джаза Орнетта Коулмена.

На концерте 27 мая в театре «Школа драматического искусства» будут представлены пьесы, звучащие на диске и, вероятно, кое-что вдобавок.

Ул. Сретенка, 19. Начало в 19.00.

 

Жизнеутверждение

27 мая 27 черно-белых неординарных пронзительных снимков простых людей будут представлены в галерее FotoLoft в рамках выставочного проекта Олега Виденина «Колесо». Фотографии, вошедшие в экспозицию, просты и аскетичны по форме. Но когда в кадр попадает смущенный взгляд «жителя» свалки, крепко обнимающего своих преданных питомцев, или «дворовой» мальчишка, позирующего на фоне огромного колеса, или девочка-подросток, зашедшая по пояс в реку, чтобы помыть в ней посуду, или два маленьких рыбака, в которых чувствуется то ли напряжение, то ли азарт, понимаешь, что за кажущейся скромностью формы кроется — как, вообще-то, и должно быть в искусстве — большое непростое содержание, жизнеутверждающее, притягивающее и запоминающееся. С глазами видавших виды людей.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6, п-д 4. До 29 июня.

 

«6+6»

28 мая на сцене Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой дают концерт гитаристы Вячеслав Голиков и Сергей Меритуков. Название программы – «6+6» – расшифровывается просто: две шестиструнные гитары, дюжина сольных произведений и две композиции – дуэтом. «Концепция программы заключается в том, чтобы показать историческое развитие гитарной музыки – от Средневековья до 21 века», – говорит Сергей Меритуков. Среди композиторов, чьи произведения исполнят музыканты – И.С. Бах, Н. Паганини, А. Пьяццолла, Ф. Таррега, С Ассад, и др.

Ул. Б. Пироговская, 53/55. 28 мая в 19.00

 

Бессловесный демон

Между прочим, в этом году Михаилу Юрьевичу Лермонтову могло бы, если бы могло, исполнится 200 лет. Но какие его годы. Откройте «Демона» — эта поэма буквально отрывает тебя от земли, пронося над всей земной суетой, заставляя обратить внимание на неподвластные времени истины, провоцируя на творчество, вновь и вновь возвращая к главным вопросам. По крайней мере, так считает режиссер-хореограф Сергей Землянский, поставивший в театре им. Ермоловой пластический спектакль «Демон (версия без слов), премьера которой состоится 24 и 25 мая. Гордыня и соблазны, излишества всякие нехорошие, с которыми приходится бороться человеку, темные закоулки его души и, в конце концов, обретение себя — все это передано, точно и сильно, языком тела артистов театра.

Ул. Тверская, 5. Начало спектаклей в 19.00.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera