СюжетыЭкономика

Байкал? Им столько не выпить!

Вода Байкала питает пекинские домохозяйства

Вода Байкала питает пекинские домохозяйства

Десятки тысяч пекинских семей начали использовать байкальскую воду для питья, готовки, разведения детского сухого молока и прочих нужд. Так благодаря компании Earth Beijing Jinbei Yuan International Trade Co, Ltd. у китайского народа, наконец, появился доступ к бездонному источнику питьевой воды.

Учитывая, что озеро имеет максимальную глубину 1637 метров и хранит 20% запасов поверхностной пресной воды на Земле, это настоящий прорыв в сотрудничестве между двумя странами. Проект «Байкал — колодец для мира» — это пример расширяющегося стратегического сотрудничества между Россией и Китаем. Славословия в честь нового проекта заполонили китайский интернет: «нашей великой стране для утоления жажды требуется соразмерный ей источник чистой воды и он найден!».

Если продать все озеро оптом, то стоимость 23 615 кубических километров байкальской воды составило бы 236 триллионов долларов или более семи квадриллионов рублей. Такую цену Байкала вывел Леонид Колотило, член учёного совета Русского географического общества, задавшийся вопросом: сколько стоит Байкал? За исходную точку расчётов он взял розничные цены на питьевую воду в очень заниженной пропорции «один литр — один цент». Отсюда родилась интересная концепция Байкала как банка сбережений, ибо чистая вода скоро будет на вес золота. К счастью, целиком озеро экспортировать никому не удастся, но в разное время рассматривались возможности делать это по частям: в бутылках, канистрах, цистернах и по трубопроводу, а зимой со всей очевидностью можно возить и лед по железной дороге.

Экспорт природной воды куда более экологичный вид деятельности, чем экспорт целлюлозы, произведенной за счет отравления этой воды. И гораздо безопаснее, чем добыча и экспорт углеводородов в некотором количестве залегающих в дельте Селенги и в других местах на Байкале.

Если же начнут строить трубопровод от Байкала до Китая (что экономически крайне сомнительно), то возможно возникнет ряд щекотливых вопросов, но не угроза исчерпания ресурса, а в связи с негативными воздействиями при строительстве трубы. Но в целом, желание продавать питьевую воду — самое безобидное из всех желаний российского экспорт-ориентированного бизнеса, с его удивительной способностью разорять российскую же глубинку. Редкий случай, когда бизнес и экологи могут до поры согласиться друг с другом…

И действительно, в последние месяцы активизировались все, кто заинтересован в экспорте воды. Еще с конца прошлого года Минприроды РФ предлагает разрешить в центральной зоне Байкала строительство предприятий по розливу питьевой воды, сбору и переработке растений, производству лекарственных средств на основе природного сырья. Соответствующий проект был опубликован на портале раскрытия информации о подготовке нормативных актов. Министерство заявляет об отсутствии вредных выбросов и стоков с производства по розливу воды. Планируется, что образующиеся при розливе байкальской воды сточные воды будут сбрасывать в канализацию, а бутылки для розлива будут привозить из Новосибирска. При этом, по мнению ученых Лимнологического института СО РАН, при объеме забора воды из озера не более 0,4 кубокилометра в год такой бизнес не окажет серьезного негативного влияния на уникальную экосистему Байкала. Потенциальная же емкость мирового рынка питьевой бутилированной воды существенно меньше этой цифры. То есть на вопрос о возможном ущербе Байкалу от экспорта питьевой воды в Китай есть прямой и оптимистичный ответ: «Им столько не выпить!».

Диссонансом к нашему общему стремлению разбогатеть на байкальской воде прозвучало на Петербургском экономическом форуме заявление новоиспеченного председателя Российско-китайского делового совета Геннадия Тимченко — о том, что он собирается продавать китайцам питьевую воду, добытую на месторождениях в самом Китае. Причем права на добычу воды в КНР им уже приобретены. То есть господин Тимченко, исходя из своекорыстных интересов, сознательно встает на пути развития экспорта российской воды в КНР.

Остается надеяться, что Торгово-промышленная палата РФ сможет защитить национальные интересы и оперативно ходатайствовать перед Конгрессом США о включении и этого актива Тимченко в списки «неприкасаемых фирм», как это уже сделано со всеми остальными принадлежащими ему компаниями по производству питьевой воды и напитков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow