Сюжеты

Районы? Кварталы, жилые массивы

В Москве открылась Архитектурная биеннале: архитекторы переосмысляют опыт советского градостроительства для квартальной застройки современных городов

Фото: «Новая газета»

Общество

Екатерина Фоминакорреспондент

В Москве открылась Архитектурная биеннале: архитекторы переосмысляют опыт советского градостроительства для квартальной застройки современных городов

Основной темой 4-й Архитектурной биеннале в Центральном доме художника стало изучение феномена городского квартала. В конце августа прошлого года главным архитектором Москвы назначили Сергея Кузнецова, он сразу задал вектор развития жилищного строительства: все новые проекты следует разрабатывать в соответствии с квартальным принципом. В предыдущие годы темы биеннале были более абстрактными: «Как жить?», «Перестройка», «Идентичности». В этом году архитекторы осмысляют необходимость обустройства городского пространства в условиях хаотичных точечных застроек, которые велись в городах последние двадцать лет.

Важное место в обсуждениях занял вопрос уличного «бесхозного» пространства между домами, территории между заборами частных домов. На четвертой биеннале, обращаясь к опыту прошлых лет, решают проблемы современные. Ведь от организации городского пространства зависит и общественная жизнь. Как отметил Ганс Штимманн, главный архитектор Берлина времен падения стены, структуру кварталов определяют движения жильцов. В новой архитектуре объединенной Германии он воплощал и новое общество.

Куратор биеннале, архитектор Барт Голдхоорн тоже отсылает к советскому прошлому: по-прежнему возводятся целые районы с отдельно стоящими высотными блочными зданиями. Но, в отличие от советских времен, люди стремятся отделиться, приватизируя общественное пространство: ставят заборы, ограды, шлагбаумы. Именно создание кварталов, в которых будут частные дворы, но сеть улиц останется общественным пространством, по мнению Голдхоорна, поможет сплотить разобщенное население. «Особого внимания заслуживает способность квартала организовывать коммунальную жизнь, создавая, таким образом, основу для появления новой коллективности после абстрактного коллективизма советских времен и крайнего индивидуализма последних десятилетий», — пишет он в своем манифесте.

 

Необходимость говорить о квартальной застройке на современном этапе развития российского города объяснил главный архитектор Института Генплана Москвы Андрей ГНЕЗДИЛОВ:

Андрей Гнездилов

— Эта тема назрела. Она является отражением того кризиса, который происходит в нашем градостроительстве и той застройке, которая продолжалась двадцать лет достаточно хаотично, неорганизованным образом. Мы, кажется, даже немного опоздали. Любой из нас, кто оказывался в других российских городах, с ужасом и удивлением обнаруживал, что эти города развиваются очень некачественным образом. Почему это происходит? В предыдущие годы на биеннале мы говорили об архитектуре и дизайне — это нас волновало как профессионалов, мы соревновались в умении строить объекты, создавать их фасады, интерьеры, гордились нашими успехами в этой точечной застройке. И на второй план для профессионального сообщества отошли вопросы пространства города. Мы, конечно, обслуживаем городскую власть застройкой. А само понятие планировки, деление пространства на улицы и кварталы ушло на периферию нашей деятельности. Эта проблема привела к кризису. То пространство, которое мы использовали под застройку в городах, обладает колоссальным ресурсом, является частью ландшафта, который мы повреждаем застройкой или приводим в системный порядок. Отсутствие законодательства, рычагов, регламента во многих случаях позволяет застройке поглощать ценный городской ресурс.

Слово «пространство» стало банальным, его используют даже чиновники. Раньше мы считали, что это наш профессиональный термин, только мы знаем, как им распоряжаться. Но мы, отступив, потеряв гражданскую ответственность за это пространство, допустили хаос, который происходит в наших городах.

Я работаю в Институте Генплана и меня в большей степени интересует, что происходит между домами. Это пространство — колоссальный ресурс и объект наживы. Сегодня мы должны себе представить, как мы в нашей работе можем противостоять этому.

Когда возникает ресурс, через шаг сразу возникает понятие «собственность». Пространство не только участка, но и над ним становится объектом чьей-то собственности. Объекты, являющиеся чьей-то собственностью, присваивают еще и часть пространства вокруг себя. При этом то, что между ними, никто не признал своим, никто не взял на себя ответственность. По крайней мере, город и общество пока не понимают, как регулировать это пространство между объектами. Чье оно, кто за него отвечает? То, что остается между заборами, которыми огораживаются, выглядит потеряно, как безобразие — имею в виду «без образа».

Когда возникает проблема собственности и ответственности, тут же возникает гражданская проблема границ. Границ между соседями, между муниципальной и городской собственностью… Эти границы в юридическом и профессиональном качестве приобретают причудливые формы — заборы, ограды, они часто уходят вглубь леса, идут через овраги. Выясняется, что все поделено, все — чье-то. А то, что осталось для нас, горожан, — где? Где я могу свободно перемещаться?

Мы сегодня имеем остатки, огрызки того, что раньше было общим. За двадцать лет незаметно произошел захват. Квартальная планировка, как сказал Сергей Кузнецов, — это не догма, не новый бог, это прием деления пространства на частное и общественное. Мы говорим не о застройке, а о планировке, делаем попытку культурно разделить пространство. Форма этого деления может быть разнообразна, не примитивна.

По определению строительных норм, квартал — это межуличное пространство. Мы имеем уличную сеть и ячейки в этой сети, ячейки — это кварталы. Кварталы могут быть любых размеров… Европейская городская плотность уличной сети равна 12 километрам улиц на один квадратный километр территории, это как раз размер квартала 100 на 150 метров.

Улица — не только средство коммуникации, но и одна из форм общественного пространства. А первые этажи застройки вдоль нее должны являться продолжением комфортного общественного пространства. Это то, о чем мы не знали, когда жили в советской стране. Сегодня городские власти ломают голову, как и где организовать частный бизнес. В этой беспомощной инфантильной слабости мы получаем киоски, ларьки, какие-то лавки на колесиках.

Это стихия, хаос. Мы как архитекторы тоже должны думать, как организовать это, и первый этаж — это та главная площадка для малого бизнеса, которая имеет огромный потенциал для интересов города. Улица и фронтальная вдоль нее застройка — самая естественная площадка для развития и совмещения противоречивых интересов. Города, который хочет обеспечить транспортную связанность, и горожан, которые хотят получать обслуживание, хотят просто жить в этом городе.

В ситуации пространственного градостроительного кризиса мы должны взять инициативу на себя. Я не понимаю, кто еще может сказать, как это сделать — это задача нашей профессиональной работы».

 

Значительное пространство на выставке в ЦДХ занимает проект «Кварталы «а-ля Рюс». В нем представлены макеты строящихся или уже готовых жилых кварталов — преимущественно московских. Они должны наглядно обозначить стратегию и приоритеты развития столицы. «Новая» представляет наиболее интересные макеты кварталов.

 

Жилой комплекс на Базовской улице

Внутреннее и общественное пространство разделено. Одиннадцать домов образуют вытянутое каре, делая двор закрытым. Проезд автотранспорта ограничен. Первые этажи домов выделены под коммерческие учреждения — кафе, магазины. На территории комплекса будет школа и детский сад. Комплекс расположен в Западном Дегунино.


Элитный квартал «Литератор»

Малоэтажный жилой комплекс по соседству с усадьбой Льва Толстого в Хамовниках. В комплексе 180 квартир. На крышах домов террасы. На территории комплекса сохранились исторические фасады — их застеклили. 

 

Комплекс Wellton park & Union park

Комплексная реконструкция двух кварталов района Хорошево-Мневники. На территории есть образовательный центр — школа и детский сад. 


Жилой комплекс «Город набережных»

Состоит из 9 кварталов и 79 таунхаусов. Участок правильной прямоугольной формы, спускается амфитеатром к реке Клязьме. Крестообразно разделен при помощи искусственных каналов с набережными. Здания 3-8-этажные, несколько квартир расположены над каналами. Комплекс расположен в Химках.


Жилой комплекс «Испанские кварталы»

Спроектирован на базе архитектурной градостроительной концепции Барселоны. Каждый двор — это закрытая территория квартала, состоящего из нескольких домов, не предназначенная для проезда автомобилей. Внутри района — длинная прогулочная улица с магазинами и ресторанами. На территории: школа, два детских сада, поликлиника, паркинг. В 4 километрах от метро «Теплый стан».


Жилой комплекс-микрогород «В лесу»

Застройщик выполнял задачу — придать пространству города уют и комфорт, а каждому дому — свое узнаваемое лицо. Территория комплекса — больше 100 гектаров, около 700 тысяч квадратных метров жилья. «Название — маркетинговое преувеличение, — признаются представители компании. — Мы воссоздали структуру европейского города, который можно увидеть на Google Maps, новую идеологию массового жилья». В центре «микрогорода» расположена пешеходная улица, секции домов организуют защищенное внутридворовое пространство. Три дома уже достроены. Ближайшее метро — «Пятницкое шоссе». 

 

Биеннале продлится до 24 мая. В эти дни можно будет исследовать городские кварталы «на местности» — с проектом «Кварталы. Своими глазами». 23 мая проведут экскурсию на юго-западе Москвы. Экскурсовод Денис Ромодин (архитектурный краевед) покажет Усачевку с ее конструктивистской застройкой конца 1920-х годов, район «Красных домов» как пример комплексной застройки сталинской эпохи, квартал Новых Черемушек, где в хрущевское время создавался образцовый вариант нового советского быта. Экскурсия автобусная (стартует от ЦДХ), завершится она недалеко от МГУ — изучением этого района. Нужно заранее зарегистрироваться.

24 мая историк архитектуры, кандидат искусствоведения Николай Васильев расскажет про северо-запад. В поселке Сокол — квартал для творческой интеллигенции 20-х годов, на улице маршала Бирюзова — послевоенные дома, экспериментальный квартал 70-x Лебедь. Также необходима предварительная регистрация.

Фото автора

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera