Сюжеты

Андрей Макаревич: «Думать одинаково — значит не думать»

31 мая в центральной аллее олимпийского комплекса «Лужники» состоится концерт, посвященный 45-летию рок-группы «Машина времени»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 58 от 30 мая 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Галина Мурсалиеваобозреватель «Новой»

 

31 мая в центральной аллее олимпийского комплекса «Лужники» состоится концерт, посвященный 45-летию рок-группы «Машина времени»

— Андрей, вы бессменный лидер, автор и исполнитель песен «Машины времени». 45 лет на сцене — серьезная дата. Что дает вам силы по-прежнему оставаться актуальным в своих песнях? Как они пишутся?

— Не знаю, я не люблю заниматься самоанализом. Мне это неинтересно. Столько интересного снаружи, что же я буду внутри себя копаться?

Но ведь любое творчество — это всегда некая рефлексия, нет? Так утверждают психологи…

— Я могу отличить хороший текст от плохого. Если текст выходит скверным, я останавливаюсь, пытаюсь понять, в чем дело, начинаю сначала. Никакой рефлексии — это работа над качеством.

Второй год подряд вы соглашаетесь работать «лицом» движения «Вместе против рака». Почему вы выбрали для себя именно это движение?

— В этом году в поддержку инициативы «Вместе против рака» MasterCard проводит благотворительную кампанию «Делать добро в одно касание — бесценно». До 30 июня 2014 года с каждой транзакции, совершенной на любую сумму с помощью инновационной бесконтактной технологии MasterCard PayPass, 1 рубль будет переведен в фонд инициативы «Вместе против рака». Планируется пожертвовать минимум 30 миллионов рублей, которые будут инвестированы в исследования новых методов борьбы с онкологическими заболеваниями.

Мне понравилась инициатива движения «Вместе против рака»: там абсолютно все прозрачно, ничего не осядет в карманах. Это хорошо придуманная история, в которой хорошо поставлена задача. Я готов рекламировать это абсолютно бесплатно, потому что лекарство от рака так и не найдено и еще потому, что вырос в медицинской семье, и мне не безразлична эта область жизни.

Хотели стать врачом?

— Да, когда мне было 6 лет. Всеми моими игрушками были медицинские инструменты мамы и бабушки. Плюшевому медведю я делал уколы до тех пор, пока он на части не развалился от сырости.

У вас был свой собственный опыт общения с людьми, которые ушли из жизни из-за онкологии?

— Ну конечно. У меня мама от рака умерла… Но звучит это довольно глупо: «Я решил заняться этим потому, что я, к сожалению, очень многих дорогих людей потерял из-за рака». Я потерял друга Сашу Абдулова, которого просто невозможно было заставить пойти к врачу, пройти обследование. «Сейчас-сейчас все пройдет», — говорил он. А потом оказалось, что там уже проходить нечему. Такая же история была и с Олегом Янковским. Рак увел массу людей, моих друзей и знакомых, среди которых были и наши музыканты…

Как вы подружились с актерами?

— Были молодые, веселые. Я познакомился с Леней Ярмольником, когда работал в Театре на Таганке. И в 80-м году у нас там должен был быть концерт для труппы театра. Я очень надеялся с Высоцким познакомиться и со всей командой легендарного театра. Леня показывал мне здание, которое только что открылось. А потом началась страшная жара, это было как раз перед Олимпиадой. Запретили все мероприятия. А потом умер Высоцкий, и вся эта идея нашего выступления больше не возникала. Но с Леней мы подружились очень быстро, стали вместе ездить на какие-то концерты, — через Общество книголюбов — так это называлось. Там Леня и познакомил меня с Сашей Абдуловым, и с Олегом Янковским тоже он же и познакомил, только это произошло позднее. Там можно было получить рублей 20 за выступление. А ребята заряжали по 4-5 встреч в день. Денег потом хватало на 2 месяца. Я никогда в жизни так не работал. К третьему концерту крыша начинает съезжать: тебе кажется, что ты одну и ту же песню поешь второй раз подряд…

На тех концертах Леня показывал свои миниатюры: цыпленка табака, орла, другие. Сашка Абдулов рассказывал свои истории. Была одна компания, мне совсем не хочется вспоминать о том, как он заболел. У меня есть книжка об этом, называется «Сам овца». Там есть 3 раздела, и об этом в последнем, который называется «Дом». Сашка же у меня почти год жил, он ушел от жены, в 88-м году. Спали мы по 4 часа в сутки, потому что он был человеком бешеной энергии. Мы всегда куда-то неслись…

Первую свою песню можете вспомнить? О чем она была?

— Я унесу эту тайну в могилу, слава Богу, что, кроме меня, ее никто не помнит. Это было чудовищное произведение.

Я знаю, что в истории с присоединением Крыма вы с Леонидом Ярмольником занимаете разные позиции. Это вас не рассорило?

— Ну если мы будем еще из-за этого ссориться, то скоро каждый останется в одиночестве. И так все с ума посходили. В интернете бешеная агрессия и хамская ругань. Я бы хотел, чтобы кто-то меня разубедил в моих представлениях о том, что происходит, используя какие-то аргументы разума. Видел случайно одну передачу по телевизору, «Право голоса». Там одна группа участников — сторонники референдума в Донецке и, соответственно, отделения его от Украины. А вторая — сомневающиеся в рациональности этого решения. Те, которые сомневались, пытались приводить какие-то аргументы в защиту своей позиции. А первые только орали, и мне было очень неприятно от того, что ведущий помогал им орать.

Я считаю, что присоединение Крыма — большая ошибка, потому что те минусы, которые наша страна получила и еще получит, — несоизмеримы с теми плюсами, которые нам сейчас пытаются нарисовать. Я совершенно согласен с тем, что должна быть у людей гордость за свою страну, это замечательно. Просто это делать можно по-разному. Можно работать с массовым сознанием честно. А можно  — топором, заодно настраивая всех против внутренних врагов, которые очень быстро находятся и создаются.

Все-таки, когда ты ничего другого от человека не ждешь, легко пережить его позицию, которую ты считаешь неправильной. А когда такую позицию занимает старый и верный друг —  это болезненно и тяжело. Вы с Леонидом Ярмольником отдельно говорили о том, что происходит в стране?

— Я не хочу с ним на эту тему говорить. Мы говорим с ним о других вещах. Я очень хорошо понимаю, например, Шахназарова: он хозяин «Мосфильма». Понимаю хозяев театров и всех главных режиссеров, дирижеров, продюсеров: они зависят от государственных дотаций. Мне легче: я никогда у государства ничего не просил и просить не собираюсь. Поэтому мне ничего не мешает говорить именно то, что я думаю. И нельзя сказать, что это как-то сильно изменило мое положение. На концертах у нас столько же людей, сколько и было. Приходят те, кто нас любит. Я получаю массу писем, пишут: «Спасибо, Андрей Вадимович!» За что спасибо: что я такого сделал, неужели надо благодарить человека за то, что он говорит то, что думает? Но есть и другие письма: мол, сейчас такое время, все должны думать одинаково. Это полный бред, потому что думать одинаково — значит не думать. Думанье — процесс индивидуальный.

Если верить опросам общественного мнения, то у нас подавляющее большинство… одинаково думают.

— Опросы — очень лукавая история: умело заданными вопросами легко поворачивать ответы в нужную сторону. Я знаю одно: нам всем придется расплачиваться за свою дурость и нежелание по-настоящему вникать в то, что происходит. Похмелье будет горьким. Не знаю когда, но будет обязательно, потому что мы все — часть природы, а природа тяготеет к равновесию. Как бы маятник ни отъехал, он пойдет обратно, обязательно, это вопрос времени.

Вы говорите то, что думаете. Как вы считаете, это сильно влияет на ситуацию?

— Тем, кто ослеплен «счастьем» под названием «Крымнаш», почти бесполезно что-то говорить: они ничего не слышат. Такое ощущение, что какой-то газ включили, и они надышались. Но проветрится, пройдет…

Что будет на вашем концерте в честь 45-летия «Машины»?

— 31 мая в «Лужниках», в центральной аллее мы представим совершенно грандиозный концерт. Вход свободный, начало в 7 часов вечера, приходите все! Я полагаю, что соберется не меньше 100 тысяч человек. Мы придумали красивую благотворительную акцию для фонда «Подари жизнь», потому что на следующий день после нашего концерта будет 1 июня — День защиты детей. И еще потому, что за этим фондом стоит Чулпан Хаматова, человек, которому я доверяю безоговорочно.

Мы придумали для нашего концерта еще много интересных штук, о которых я рассказывать сейчас не буду. Единственное, что могу обещать твердо, так это то, что там не будет опостылевшей патриотической риторики. Потому, что патриотизм — это любовь к родине. А любовь вообще, будь то любовь к родине, к женщине, к детям, — она в криках не нуждается. Если все вокруг орут, соревнуясь, кто громче прокричит о своем патриотизме, — то что-то тут не так с любовью… А мы свою родину любим, наверное, посильнее тех, кто об этом громогласно заявляет.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera