КолонкаПолитика

Дорога к хаму

Главная беда России даже не дураки и дороги, а тотальное хамство

Этот материал вышел в номере № 61 от 6 июня 2014
Читать
Депутаты в Госдуме РФ и областных ЗакСобраниях уподобляются рыночным торговкам; министры региональных правительств и сотрудники муниципалитетов используют лексику тюремных паханов. Любое столкновение с «казенщиной» для россиян — унижение. Не случайно люди, эмигрирующие из нашей страны, одной из основных причин своего отъезда называют системное хамство
Изображение

Если бы еще год назад жительнице Пскова Ирине Судановой сказали, что однажды она попытается повеситься из-за хамства госслужащих, она не поверила бы. В России хамят всем, всегда и все, у кого есть власть или иллюзия обладания ею.

«По-другому у нас не бывает, — вздыхает пенсионерка. — За время инвалидности — у меня 1-я группа — я привыкла иметь дело с чиновниками. Каждый визит в департамент здравоохранения и органы социальной защиты — хождение по мукам. Терпела, как многие терпят. Но недавно, когда пришла в отдел льготного обеспечения лекарствами, и там на меня наорали, — не выдержала. Устала, наверное, за 20 лет мытарств. Не помню, как попала на улицу и что делала. Из-за обиды ничего не соображала. Очнулась от крика прохожих. Меня подняли с земли, распутали шарф, привязанный к перилам на заднем дворе, вызвали медиков… Больше не хожу по инстанциям без родных: опасаюсь собственной реакции на хамство».

Невежливые люди

109 лет назад известный романист и философ Дмитрий Мережковский описал три «лица» российского хамства: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое — «православная казенщина». Настоящее — бюрократическая машина государства. Будущее — хам, идущий снизу. Самый страшный. «Воцарившийся раб».

Теперь мы в той статье Мережковского — где-то между строк о бюрократической машине и движении снизу. О хамстве как о национальном феномене, а вовсе не о загадочной русской душе, сегодня говорят и пишут иностранцы. О нем спорят в соцсетях соотечественники — выясняют причины масштабного явления. Наконец, хамство стало частью законотворческого процесса: во-первых, как форма общения политиков, во-вторых, как тема новых проектов Госдумы и Правительства РФ.

«Русское хамство — антропологический феномен, — рассуждает историк, режиссер, член Независимого совета по правам человека Евгений Понасенков. — Он замешан на состоянии постоянного напряжения в тотально рабском обществе. Некое «превосходительство» хамит подчиненному, разночинцу, потому что ему нахамила какая-нибудь «светлость». «Крепостные» и их дети всегда будут искать повод нахамить друг другу, компенсируя свое униженное положение. Кроме того, климат — холод на улице, холод внутри человека. И, конечно, провинциальность по отношению к центру цивилизации — Европе. Галантность и толерантность сюда еще эволюционно не добрались. В XX веке в России чернь захватила власть, и все позитивное, культурное, что в XIX веке стало акварельно, мелкими шажками приходить в нашу страну, — было погублено. Сейчас орудуют дети победившего коллективного хама».

Депутаты в Госдуме РФ и областных ЗакСобраниях уподобляются рыночным торговкам; министры региональных правительств и сотрудники муниципалитетов используют лексику тюремных паханов. Любое столкновение с «казенщиной» для россиян — унижение.

Не случайно люди, эмигрирующие из нашей страны, одной из основных причин своего отъезда называют системное хамство. И, по мнению экспертов, нынешний массовый исход вызван не материальными, а социально-психологическими факторами.

«Я только что вернулась из Голландии, — замечает в беседе президент Санкт-Петербургского отделения Профессиональной психотерапевтической лиги Анна Бабинина. — Общалась в Гааге с двумя бывшими россиянками. Больше 5 лет они работают чиновницами в местной мэрии. Знаете, у них на службе исключена сама возможность хамства. Электроника помогает человеку, пришедшему в администрацию, выбрать необходимого специалиста. Существует четкий распорядок, нет очередей в коридорах, бесполезного ожидания у кабинетов и ругани. Руководители и подчиненные законопослушны и толерантны. Они так воспитаны. А с российскими госслужащими не могут справиться даже психотерапевты. Как на них повлиять? В науке есть понятие «эффект сотой обезьяны». Когда-то ученые в порядке эксперимента научили макак на островах мыть батат. Те стали «тренерами» соплеменников, и в конце концов до мытого батата доросли обезьяны с материка. А не попробовать ли нам научить вежливости и толерантности хотя бы одного чиновника где-нибудь в провинции?»

Пока в российском обществе работает другой эффект — цепной реакции. С хамством мы сталкиваемся в транспорте, на почте, в поликлиниках. Прошерстите интернет, и вы найдете не меньше двух десятков объединений, протестующих против магазинного, автомобильного, офисного или чиновничьего хамства. Такие группы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Один из свежих проектов — «Вежливые люди». Определение, ставшее популярным в период воссоединения Крыма с Россией, прижилось в Ростове-на-Дону. Активисты организовали клуб, чтобы «дать отпор грубости, очистить город от грязи и наглости». Девиз ростовчан: «Добро должно быть с кулаками. Вежливые люди не ищут путь, они его прокладывают».

Очень похоже на то, как москвичи борются с дорожными хамами, — украшают столицу баннерами с изображениями баранов за рулем. И на то, как екатеринбуржцы перевоспитывают незаконных парковщиков, — царапают их машины. Только хамство хамством не лечится. Лом против лома, констатируют психологи, — слабость.

Доктор Кащенко о Жириновском

«Причины нынешней эпидемии хамства надо искать в 1980—1990-х годах, — считает доктор социологических наук и медицинский психолог Евгений Кащенко. — В стране была сложная экономическая ситуация, семьи старались удержаться на плаву, зарабатывали деньги, почти не занимались детьми. Заброшенное поколение огрубело, выросло негибким. У власти — свой путь к хамству: опять-таки в 1990-е из государственных учреждений уходили вполне приличные люди. В кризисных ситуациях первыми страдают не приспособленцы, а добросовестные специалисты. Кризисов было немало — уцелели лишь цепкие и непробиваемые. С чем и кем осталась власть? У общества есть отличный индикатор — Владимир Жириновский. Раз за столько лет в российской политике не нашлось человека, способного красиво осадить Владимира Вольфовича, — можно ли относиться к ней всерьез?»

Для дуэли с «индикатором» в Госдуме РФ действительно никто не созрел, зато в 2014 году парламентарии потратили 1 млн рублей на разработку «Кодекса этики депутата». Его примут в ближайшие месяцы. Наверное, без бумажек народным избранникам трудно вести себя прилично: им нужен стоп-кран.

Аналогичный проект для федеральных и региональных чиновников готовит и Правительство РФ. Правда, требования к госслужащим пока ограничиваются рекомендациями относительно их внешнего вида, обязанностью «воздерживаться в публичных выступлениях от обозначения стоимости товаров, работ и услуг в иностранной валюте» и предупреждением о «недопустимости негативных отзывов о государстве и своих коллегах». За непослушание чиновников планируют штрафовать (до 200 тысяч рублей) или дисквалифицировать.

Взяв равнение на столицу, Екатеринбургская городская дума недавно создала специальную комиссию и выбрала старейшину, ответственного за этику. «Моральному авторитету» поручено фиксировать на заседаниях «грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб достоинству». Чьему? Депутаты не уточнили…

Но вернемся к Госдуме РФ. Она ведь и общество хочет перевоспитать. В прошлом году народные избранники, например, носились с идеей о написании «Кодекса школьной чести» для учителей, чтобы «способствовать формированию скромности и сдержанности у педагогов». В августе 2013-го комитеты по вопросам семьи и образованию приступили к работе над проектом.

Вверх по чердачной лестнице

«Сегодня в России и низы, и верхи говорят на одном языке — хамском. Депутаты оскорбляют избирателей, учителя — учеников, врачи — пациентов, продавцы — покупателей. Дошло до того, что этот язык начали использовать дипломаты на внешнеполитическом уровне, — замечает кандидат психологических наук Юрий Левченко. — Раньше существовали социальные лифты. Государственными служащими становились люди с определенным набором качеств. Они придерживались каких-то норм. Сохраняли достоинство. В XXI веке нет лифтов, есть черные чердачные лестницы, по которым беспринципные и наглые карабкаются наверх и тянут за собой себе подобных. И будущее не зависит от кодексов этики. Кодексы — это старые горчичники в шерстяном носке для больного с воспалением легких. Полагаете, помогут?..»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow