Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 58 от 30 мая 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Банзай, Чебурашка!

Один из самых харизматичных персонажей Эдуарда Успенского давно обрел вторую родину в Японии, став там не просто культовым, но по-настоящему любимым, не меньше, чем в Советском Союзе — и по книгам, и по мультфильмам. Несколько лет назад команда из японских и российских аниматоров с режиссером Макото Накамурой у руля подарила Чебурашке и его друзьям новую жизнь. В том смысле, что дополнили знакомую с детства историю абсолютно новыми сюжетами, придуманными японскими авторами. «Чебурашка и цирк», «Чебурашка идет в зоопарк» и «Советы Шапокляк» составили без малого полуторачасовой мультфильм «Чебурашка», который впервые был показан в Москве в рамках 44-го фестиваля японского кино в 2010 году. 1 июня Арт-объединение CoolConnections приглашает в открытый кинотеатр сада «Эрмитаж» на премьеру окончательной версии картины, сделанной специально для России.

Каретный ряд, 3. Начало в 22.00.

 

Персональные зеленые тараканы

В Новом манеже открылась симпатичная выставка, которая проработает меньше месяца – «Жизнь после жизни, или Мои зелёные тараканы». Представляет она творчество незаурядного художника Ивана Акимова (1957–2011) во всем его многообразии: от ранних живописных опытов до графики на обоях, от домашних инсталляций до композиций из «звездных знаков отличия», от Коктебеля и Мексики до Иркутска и Архангельска, от интимного «любования» до декларативной «Русской утопии» и фольклорных «валенок» — всего около двухсот произведений. Разнообразные по стилистике и технике работы, многочисленные смысловые линии создают протяженную, противоречивую и трагическую «карту судьбы» художника на переломе эпох: Акимов сопротивлялся догмам, сам обнаружил бесконечность форм и языков художественного выражения, но не смог «вписаться» в новые рыночные структуры постсоветской художественной жизни – и замкнулся в своей квартире, в гармонии «любования», в борьбе с собой, в диалоге со «своими зелеными тараканами». Которые станут героями-проводниками по артистическим и биографическим разделам экспозиции, ибо «у всех свои тараканы, а у меня они зеленые и тянутся ко всему яркому...» — говорил Иван Акимов.

Георгиевский пер., 3, стр. 3. До 22 июня.

 

Отказаться невозможно

31 мая «Вежливый отказ» во главе с Романом Сусловым даст концерт в новом клубе «Кубрик», открытом творческой командой недавно преставившегося клуба «Гоголь». Энигматическая рок-группа с лица весьма необщим выражением и собственным прихотливым музыкальным языком — с обилием филигранных джазовых диалектизмов и посконным среднерусским говором, изящно мутирующим в замысловатую глоссолалию, с полиритмией и фейерверковой полифонией, — отыграет программу, основанную на композициях с диска «Гуси-Лебеди», последнего на данный момент альбома коллектива, и совершенно новые песни. Вечер дополнят световые и видеоинсталляции — одна из главных «фишек» новой площадки.

Ул. Никольская, 25. Начало в 21.00.

 

Роланды вне себя

Московская премьера русско-итальянского спектакля «100% Furioso» режиссеров Стефано Риччи и Джанни Форте состоялась при полном аншлаге на международном фестивале NET в конце ноября прошлого года. Теперь постановка на пять дней возвращается в первопрестольную: ее будут показывать на «Платформе» с 1 по 5 июня. В основе спектакля — всемирно известная поэма Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», но с перемещением классических героев в постиндустриальное общество, погрязшее в рекламе и бесконечном потреблении. Furioso по-итальянски — «неистовый». Риччи и Форте доводят эту эмоцию до предела, превращают в метафору современного общества, гимн всех одержимых и отчужденных из-за губительной любовной страсти. Старая итальянская поэма — лишь канва, в которую мастерски вписаны реакции современных Роландов и Анджелик, а на первом плане «100% Furioso» как раз истории обыкновенных людей из XXI века, неожиданно точно повторивших судьбу персонажей Ариосто. Их играют 20 молодых российских артистов, играют в «бегстве от всякого подобия театральной игры».

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Начало спектаклей в 20.00.

 

Портреты и абстракции

Арнольд Ньюман считается отцом так называемого «портрета в естественной обстановке», хотя сам он это определение не признавал. Ему позировали среди прочих Альфред Стиглиц и Джорджия О’Киф, Игорь Стравинский и Леонард Бернстайн, Пит Мондриан и Макс Эрнст, Марк Шагал и Пабло Пикассо. Но просто портрет известного человека ничего не стоит — так считал сам фотограф, признанный мастер фотопортрета XX века. Особенностью его работ стала глубокая эмпатия, которую он испытывал к своим персонажам и их творениям, раскрывая их характеры через окружение — пространство, предметы, орудия труда, взаимодействие с обстановкой. Их было много за его долгую карьеру: он начал в конце 1930-х, а покинул этот мир в 2006-м. Открывшуюся в Центре фотографии им. Братьев Люмьер экспозиции «Арнольд Ньюман. Портреты и Абстракции» составляют 120 авторских отпечатков: знаковые портреты европейских и американских светил в области искусств, науки, политики и бизнеса, а также ранние абстрактные штудии мэтра. А в час дня 31 мая искусствовед и историк фотографии проведут мастер-класс по творчеству Арнольда Ньюмана в рамках программы Центра «PhotoСреда», на который, если хотите попасть, следует зарегистрироваться по адресу: center@lumiere.ru.

Болотная наб., 3, стр. 1. До сентября.

 

Еще и еще!

6 июня прекрасная во всех смыслах группа «АукцЫон» выйдет на сцену клуба Москва-Hall, что в легендарном Доме Ханжонкова, приурочив концерт к премьере фильма Дмитрия Лавриненко «Еще», посвященного группе. Это первая полнометражная «документалка» о действительно культовом и удивительном коллективе, основанном Леонидом Федоровым черт знает сколько лет тому назад.

Фильм лишен привычных для жанра избытых приемов вроде хронологической канвы, говорящих голов и архивной пыли – как музыка «АукцЫона» обходится без предсказуемых банальностей. В ходе концерта — с неизменной бескомпромиссностью, абсолютной искренностью и полной самоотдачей на сцене — на большом экране Москва-Hall будет показан развернутый трейлер картины, которая, в свою очередь будет представлена в завершение начавшегося на этой неделе фестиваля кино о музыке Beat Film Festival. Не пропустите!

Триумфальная пл., 1. Начало в 20.00.

 

Рождение звезды

Восемь лет назад по инициативе Галины Вишневской впервые состоялся Международный конкурс оперных артистов, носящий имя великой певицы. С тех пор конкурс проводится в Москве каждые два года и проходит в четыре этапа: предварительное отборочное прослушивание по видеозаписям, первый и второй туры под аккомпанемент фортепиано и последний третий тур — в сопровождении симфонического оркестра.

С 31 мая по 3 июня в Центре им. Галины Вишневской (ул. Остоженка, 25, стр. 1, начало в 12.00) пройдут как раз первый и второй туры (видео члены жюри, возглавляемого Ольгой Ростропович, с оперными дивами Ириной Богачевой и Марией Гулегиной в составе, отсмотрело еще в начале года). Финал, награждение лауреатов и закрытие конкурса состоятся 5 июня на Новой сцене Большого театра (Театральная пл. 1, начало в 19.00). Кто знает, может, из 46 молодых дарований из России, Армении, Германии, Израиля, Китая, КНДР, Украины, Шотландии, далее везде, завтра появится новый Паваротти или Кауфман. Есть возможность наблюдать рождение звезды.

 

Под куполом

В разные времена выдающиеся и не очень умы человечества пытались построить модель Вселенной — так, чтобы можно было показывать расположение и движение небесных тел. Так был придуман планетарий, прообразы которого известны с глубокой древности. Первое подобие современного планетария появилось в XVIII веке, когда был создан так называемый Готторпский глобус. Но после того, как Вальтер Бауерсфельд в 1923 году изобрел проекционный аппарат, архитекторам, привыкшим к классическим формам, пришлось поломать голову: новая технология диктовала необходимость купольного пространства. В 1929 году авторы Mосковского планетария Михаил Барщ и Михаил Синявский продемонстрировали возможности новой современной архитектуры в этой теме. Созданным ими запоминающийся образ с параболическим куполом стал символом современной науки о небе.

Об этом и пойдет речь на лекции «Пространство Вселенной в архитектуре планетариев», которую 2 июня в Большом Звездном зале Московского планетария прочтет академик Александр Анисимов. Лекция начнется с обзора звездного неба над Москвой.

Ул. Садовая-Кудринская, 5, стр.1. Начало в 20.30.

 

На террасе

В наступающий уикенд, 31 мая и 1 июня, в Парке искусств «Музеон» предстоит итальянский праздник под открытым небом: музыка и театр, кино и книги, футбол и фитнесс, множество разнообразных детских программ, школа итальянского языка, и, конечно, итальянская гастрономия.

Все вместе это составит фестиваль итальянской культуры La Terrazza. Пространство фестиваля будет поделено на несколько тематических зон — концертная площадка Viva la musica!, где выступят приглашенные итальянские музыканты и театральные коллективы, образовательная площадка Scuola Italiana, территория кулинарных мастер-классов La cucina italiana, итальянский рынок Mercato, пространство красоты и стиля La Bellezza. Для детей будет создан целый город мастеров Piccola Italia и площадь La bottega italiana, где разместятся детские творческие лаборатории. Расписание фестиваля — на сайте http://buonaitalia.ru/ru/festival-la-terrazza.

Крымский вал, вл. 2. Начало в 12.00.

 

Стокгольмские синдромы

Политические скандалы и криминальные авантюры, документальные расследования и ретро-драмы, семейное и детское кино, титулованные актеры и новое поколение кинозвезд — все это на фестивале «Кино Швеции 2014», который пройдет с 5 по 8 июня в кинотеатре «Иллюзион».

Программа (см. http://tourdefilm.ru/page/afisha) многогранна, но фильмы, ее составляющие, объединены общими мотивами: интересом к историческому прошлому своей страны и стремлением раскрыть актуальные и болезненные проблемы современного общества.

«Репутация мертвого человека» (2012) признанного мэтра шведского кинематографа Яна Труэля исследует жизнь знаменитого шведского журналиста, неумолимого борца с нацистским режимом Торгни Сегерштедта. Фильм «Пальме» (2012) Мауда Нюкандера и Кристины Линдстрём — это глубокий, полный деталей документальный потрет Улофа Пальме, человека, изменившего Швецию. Центральной темой ретро-нуара «Девочка по вызову» (2012) Микаэля Марсимаина становится громкий политический скандал 1970-х. Две документальные картины — «Большие парни теряют бананы!» (2011) и «Пиратская бухта: в удалении от клавиатуры» (2013) — посвящены о борьбе отдельных личностей с огромной и неумолимой машиной медиа-индустрии и транснациональных корпораций. Так или иначе, в центре внимания шведских режиссеров все равно остается человек, будь то шестидесятилетний тусовщик, лишенный моральных ориентиров («Авалон» Акселя Петерсена, 2012), подросток, мечтающий о лучшей жизни («За голубыми небесами» Ханнеса Холма, 2010), или одиннадцатилетний мальчик в поисках настоящей семьи и дружбы («Ледяной дракон» Мартина Хёгдаля, 2012). Все фильмы демонстрируются на шведском языке с русскими субтитрами.

Котельническая наб., 1/15.

 

Are you Shpongled?

Согласно официальной легенде, в 1996 году британцы Саймон Постфорд и Раджа Рам, став свидетелями солнечного затмения в Индии, отправились в студию воспроизводить в звуковой форме впечатления от этого события. Так появился электронный субжанр «психо-эмбиент» (он же сайбиент) в целом и проект Shpongle в частности. 31 мая они представят в «ГлавКлубе» свой прошлогодний диск Museum of Consciousness, с которым вернулись из четырехлетнего тура и которым, к вящему удовольствию понимающих, показали, что по-прежнему не планируют поддаваться коммерческому саунду. Выстроенный в большей степени, чем предшественник, на цепляющих басовых структурах, альбом оставляет впечатление обоснованной массивности и тактичной напористости. Да и с названиями треков вроде «Водный сад вненебесных наслаждений» и «Как медуза запрыгнула на гору» не соскучишься.

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало в 23.59.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera