Сюжеты

Открыть глаза

1 июня в Сочи начинает работу 25-й кинофестиваль «Кинотавр»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 59 от 2 июня 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

1 июня в Сочи начинает работу 25-й кинофестиваль «Кинотавр»

«Испытание»
«Класс коррекции»
«ЧБ»

Юбилей — повод подводить итоги. С приходом ровно 10 лет назад команды Александра Роднянского, взявшего в свои руки управление форумом, слово «работа» стало ключевым в его содержательной части. Из популярного тусовочного места «Кинотавр» превратился в главную индустриальную площадку страны. Здесь встречаются продюсеры, прокатчики, отборщики фестивалей, эксперты. Но главное, здесь формулируется настоящее и прогнозируется будущее российского кино. Не случайно рядом с конкурсом, который по-прежнему, несмотря на холодные ветры перемен, формируется из картин авторских, неконформистских (что, безусловно, раздражает радетелей патриотической попсы), все больший вес приобретает конкурс короткого метра и питчинг (презентации гипотетических проектов, которые оценивают продюсеры). Сам «Кинотавр» превратился в лабораторию, где замешивается состав будущего фильма, стимулируются идеи, поддерживаются дарования. И часть нынешних конкурсных проектов обрела своих продюсеров на питчингах. А многие режиссеры — конкурсанты короткого метра возвращаются на фестиваль с полнометражными дебютами.

 

Сherchez la femme

Главный конкурс 25-го «Кинотавра» развивает идею обновления и созвучия современного кино реальной жизни. Программа неожиданная, чуть ли не каждый из фильмов можно назвать сюрпризом. Пять дебютов, восемь фильмов, режиссеры которых женщины. Заметим, идея гендерного смотра не владела отборщиками. Вот так сложилось: актуальное кино приличного качества с небольшим бюджетом удается в большей мере слабому полу. И это, по мнению программного директора Ситоры Алиевой, общемировая тенденция.

Склонность современного кинематографа к документализму отражена сразу в двух работах. Неигровая картина «21 день» Тамары Дондурей — выпускницы школы Марины Разбежкиной — история, снятая в хосписе. В дебютной ленте Веры Харыбиной «Спроси меня» — сразу восемь историй реальных гастарбайтеров.

«Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой (сорежиссера Валерии Гай-Германики в сериале «Школа») рассказывает о молодых жителях Норильска. Жесткая трагикомедия «Велкам хом» тандема Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной («Портрет в сумерках») посвящена нью-йоркским эмигрантам.

Оксана Бычкова для своего фильма «Еще один год» (приз Роттердамского кинофестиваля в номинации «Большой экран») за основу взяла известную пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». В известную драму о хрупкости чувств добавила краски современной жизни. В картине «Как меня зовут» Нигина Сайфуллаева вместе со своими героинями, двумя юными москвичками, отправляется в Крым. Отца одной из девочек играет лауреат Каннского кинофестиваля Константин Лавроненко. Социальную мелодраму «Звезда» о причудливом переплетении судеб сняла Анна Меликян, автор «Русалочки», прошедшей с огромным успехом по мировым киносмотрам.

Из известных имен — Светлана Проскурина (фильм «Перемирие» на «Кинотавре» был удостоен главного приза). Ее новая картина «До свидания мама» — свободная вариация на тему «Анны Карениной» в интерпретации драматурга Василия Сигарева.

Создатель мегадрамы «Брестская крепость» Александр Котт неожиданно сочинил практически бессловесный арт-хаус «Испытание». Его герои живут под Семипалатинском накануне первого испытания водородной бомбы.

Режиссер Иван Твердовский, снимающий кино на грани игрового и документального кино, привезет свой полнометражный дебют «Класс коррекции», рассказывающий об искусственно созданном школьном гетто для «проблемных детей». Продюсер этого фильма Наталья Мокрицкая на «Кинотавре» представляет также и новый фильм режиссера Михаила Сегала (того самого, что снял одну из лучших комедий последнего времени «Рассказы»). В его «Кино про Алексеева» в главной роли согласился сниматься Александр Збруев, которого давно не видели на экранах. Збруев сыграл барда из прошлой жизни.

Ученик Алексея Германа и Марлена Хуциева, талантливый автор Рамиль Салахутдинов привезет философскую картину «Белая белая ночь». И это отсутствие знаков препинания для автора связано с ощущением Петербурга, с его полумглой, в которой нет ни тьмы, ни проблеска солнечного света.

«ЧБ» — первая игровая картина Евгения Шелякина — история нетривиальных отношений скинхеда и кавказского жулика. Юрий Быков, разобравшись в жестком и жестоком «Майоре» с прогнившей полицией, в новой картине «Дурак» отважно разбирается с чиновниками.

А фильмом закрытия станет «Левиафан» Андрея Звягинцева, одного из триумфаторов Каннского кинофестиваля. Награда и восторженные отзывы прессы подогрели интерес к картине, разочаровавшей министра нашей культуры. Фильм Звягинцева уже купили дистрибьюторы более чем 40 стран мира. (В Америке и Канаде права на ленту приобрела Sony Pictures Classics, что, несомненно, можно счесть достижением.) На «Кинотавре» фильм будет показан в авторской версии, так как закон о запрете мата не касается фестивальных площадок. В каком виде увидят картину зрители, пока неизвестно.

Андрей Звягинцев возглавит жюри основного конкурса.

 

Коротко и ясно

Впервые фестиваль открывается премьерным показом короткометражных лент, еще раз подтверждающих правило: не бывает маленьких хронометражей, бывают маленькие режиссеры.

Сегодня в коротком метре работают и талантливые востребованные авторы, и самые знаменитые актеры. А полный зал на всех показах короткометражек в сочинском кинотеатре «Родина» свидетельствует: кино малой формы серьезно конкурирует с фильмами — участниками основного конкурса.

«Киноман» Алексея Андрианова уже ускользнул в Сеть и пользуется немереным успехом. Это по-настоящему остроумная картина про синефила (Андрей Мерзликин), для которого кино и киноперсонажи — не просто живые образцы, но способ и образ существования. Он говорит исключительно цитатами, а в решающий момент жизни ведет себя в точности, как Майкл Корлеоне из «Крестного отца». Жаль только, что жена (Чулпан Хаматова) так хорошо знает и мужа… и фильмы, которые он пересматривает. Андрианов обладает дефицитным сегодня талантом комедиографа. Ирония в его кино возникает не только из текста, но из неожиданной и изобретательной игры ракурсов, точек съемки и, безусловно, тончайшей игры актеров.

Ученица Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко Юлия Нович сложила свою «Музыку внутри» — по законам музыкального произведения. Это история женщины (Екатерина Волкова), переживающей смерть близкого человека и из последних сил пытающейся не разрушиться. Какие уж тут рецепты. Единственная надежда на случайную встречу, которая, возможно, пробудит почти забытую мелодию жизни. Сентиментальности, на мой вкус, перебор, но актерская игра отчасти компенсирует слезливость сюжета. «Зомбокалипсис» Вячеслава Кириллова, по сути, монолог начинающего режиссера, осмелившегося снимать безбюджетное фестивальное кино. К тому же хоррор. Роль зомби вроде согласился играть весьма заслуженный артист, очень старый старичок. Дебютант, не умолкая ни на минуту, на протяжении всего фильма убеждает, молит своих невидимых собеседников (он говорит в микрофон мобильного телефона). Внушает. Свирепеет. Угрожает. Ему кровь из носу нужен голый — без всяких кавычек — энтузиазм. Во всяком случае, съемочной площадкой он уже обеспечен: некая тетя Таня уехала в отпуск — можно снимать. Осталась малость: камера, звук, грим, свет… Главное, чтобы очень старый старичок не вжился окончательно в образ монстра. И тогда «мы всех порвем!». И правда, вот ведь и на «Кинотавр» фильм подобного зомбоэнтузиаста прорвался.

Григорий Добрыгин, сыгравший главную роль в картине «Как я провел этим летом» Попогребского, на прошлогоднем «Кинотавре» порадовал всех смешной короткометражкой «Измена» о хипстере, влюбившемся… в собственную руку. На открытии нынешнего фестиваля покажут его новую работу с непроизносимым названием «Верпаскунген» (что по-немецки означает «упаковка»). «У каждого свой порядок вещей». Эта незамысловатая идея стала импульсом к созданию абсурдистской комедии о прозаических и вместе с тем почти философских взаимоотношениях эмигранта с мусорными контейнерами в стерильной Германии. На каждом из контейнеров указано, какой именно мусор разрешено в нем оставлять. Эту не гамлетовскую, но тоже неразрешимую дилемму (в духе детской игры «камень—ножницы—бумага») мучительно решает герой Сергея Маковецкого.

Судя по всему, председателю жюри короткого метра режиссеру Алексею Мизгиреву не просто будет выбирать среди столь разных, но даровитых работ лучшую. И если даже фильмы эти не увидят зрители кинотеатров, долгая жизнь в интернете им обеспечена.

Традиционный почетный приз за вклад в киноискусство на церемонии открытия примет Александр Сокуров. Современный классик, неустанно призывающий любить свою страну, не закрывая глаза ни на что в истории и в современности: «И чем шире наш взгляд, тем лучше всем нам».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera