СюжетыПолитика

Хуан Карлос, человек-мост

Отречение от престола почти окончательно стало традицией в европейском монархическом сообществе

Этот материал вышел в номере № 60 от 4 июня 2014
Читать
Отречение от престола почти окончательно стало традицией в европейском монархическом сообществе
Изображение

На фоне других европейских монархов у короля Испании Хуана Карлоса особая стать. Он больше, чем кто-либо другой, реальный политический персонаж. Он олицетворял исключительное явление мирного перехода от авторитарного режима к либеральной демократии, от фашистской диктатуры Франко — к стране — члену ЕС.

Я прочувствовал это, когда однажды в Мадриде попал на военный парад, который принимала женщина, министр обороны, гражданская, да еще к тому же беременная…

Или, например, законодательные новшества, казалось, немыслимые в глубоко католической стране: Испания стала третьей после Нидерландов и Бельгии, узаконившей однополые браки, снявшей криминальное клеймо с эвтаназии. В утверждении свободы личности и преодолении государственного патернализма она превзошла Францию, где Просвещение и буржуазная революция случились двести с лишним лет назад. За двадцать лет, как я впервые доехал на машине до Испании, там построена сеть лучших в Европе скоростных автомагистралей autopista.

Авторитарный режим, тем более фашистскую диктатуру, трудно сломать без революции — жестокой, как в Румынии, «бархатной», как в Чехословакии, «революции гвоздик», как в соседней с Испанией Португалии (там была, кстати, первая «цветная» революция, которая свергла фашизм). Внутри такого режима не хватает демократических рычагов, способных изменить его.

В Испании обошлось без революции, и это связано с личностью Хуана Карлоса. Его можно сравнить разве что с Горбачевым — лидером, которого выдвинула вчерашняя элита и который воспользовался положением, чтобы порвать с ней и изменить страну. Человек-мост между прошлым и будущим.

Наследник дома Бурбонов, Хуан Карлос Альфонсо Виктор Мария де Борбон и Борбон, родился 5 января 1938 года в Риме, где его отец Хуан находился в изгнании после установления в Испании Второй республики 1931 года. Его отца диктатор Франко не любил, считая слишком либеральным. А к сыну был расположен. Поэтому его назначил своим преемником. Может быть, Франко просто ошибся. Очень скоро после восхождения на трон Хуан Карлос начал расставаться с франкизмом (1939—1975 гг.) и гражданской войной (1936—1939 гг.). Свою миссию он определил следующим образом: чтобы никогда испанцы не делились на побежденных и победителей.

Он легализует политические партии, назначает главой правительства центриста Адольфо Суареса, которому поручает организовать выборы, проводит референдум 1978 года по новой конституции. Ведет страну по пути демократии, пока не натыкается на историческую ночь 23 февраля 1978 года. Военный путч, мятеж людей Франко, подполковника Антонио Техеро (опять аналогия с Горбачевым, только в российском случае подполковники оказались успешнее). Молодой король в военной форме по телевизору приказывает офицерам-путчистам из гражданской гвардии, занявшим парламент, вернуться в казармы. Они подчиняются. Путч сорван, король становится национальным героем.

«Я знал, что военные мне подчинятся, потому что меня назначил Франко, я учился в Военной академии и дружил со многими из них. И прежде всего потому, что я был главнокомандующим», — вспоминал потом Хуан Карлос.

Он делал все, чтобы примирить испанскую нацию. Совершенно искренне 18 сентября 2012 года пришел на похороны легендарного вождя испанских коммунистов Сантьяго Каррильо. И так же искренне принимал в Мадриде папу римского Иоанна Павла II.

В последние годы авторитет испанской монархии был помечен темными пятнами. Испанцы уже не боготворят короля, принесшего демократию. Шоком была телевизионная картинка Хуана Карлоса 18 апреля 2012 года в кресле-каталке в мадридской больнице, когда он извинялся перед испанцами за инцидент, в котором сломал бедро: «Мне очень жаль. Я поступил неправильно, и это больше не повторится». Инцидент произошел в Ботсване, где король тайком от публики охотился на слонов. Ему стало стыдно. В разгар экономического кризиса, от которого испанцы очень туго затягивали пояса, они не оценили хобби короля. Кризис, переживаемый Испанией особенно трудно, наверное, одна из причин, подтолкнувших короля к отставке.

Есть и совсем уж личные, семейные мотивы. Король, приведший страну к демократии, потерял популярность из-за скандалов в семье. Его младшая дочь, принцесса Кристина, и ее муж Инаки Урдангарин являются сейчас фигурантами уголовного дела об отмывании 6 миллионов евро государственных денег. Двор отрицает вину, но имидж испорчен.

С принцем Фелипе, вступающим на престол, испанцы связывают дальнейшее обновление страны. Парень ростом 198 сантиметров, брюнет с голубыми глазами, чистопородный Бурбон, он уже сломал каноны, женившись на простолюдинке, журналистке, разведенной. Она становится испанской королевой…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow