Сюжеты

Душа в объективе

В Центре фотографии им. братьев Люмьер выставка работ выдающегося американского фотографа Арнольда Ньюмана «Портреты и абстракции».

Культура

В Центре фотографии им. братьев Люмьер выставка работ выдающегося американского фотографа Арнольда Ньюмана «Портреты и абстракции».

Признанный гений ХХ века в начале своего жизненного пути хотел спать живописцем, но тяжелое экономическое положение заставило его вместо кисточки взять в руки объектив, холст заменить на фотопленку, а постановочную бутафорию на реальное пространство. На выставке экспонируется 120 авторских отпечатков: портреты - основная гордость фотогалереи, а абстракции составляют лишь одну десятую от этого числа. Однако они отображают детальный взгляд фотографа на окружающую его действительность.

Залы выставки - это черно-белое  путешествие по миру богемы прошлого  века. Арнольд Ньюман материализовал внутренний мир человека,  отойдя от стандартной портретной съемки, где главную роль играл внешний образ, а фоном служила постановочная декорация. Фотограф создавал мини-биографии, смотря на которые можно увидеть психологический портрет и разглядеть индивидуальные качества «модели». Его портреты рассказывали о жизни человека и его профессии:  карикатурист Эл Гиршфельд добродушно улыбается в объектив, подпирая седую голову, а со стены ему в  спину смотрит сексуальная женщина с саркастически коварной улыбкой.  Этот новый подход к съемке - современное отображение фламандского портрета, где каждая деталь картины «рисовала» человека.

Арнольд Ньюман показывал своего героя в комфортной для него среде, сегодня его считают создателем особого жанра – портретной съемки в естественной обстановке. Фотография, на которой поэт Карл Сэндберг и киноактриса Мэрилин Монро держат в руках бокалы, показывает нам настоящую Мэрилин, а не секс символ, который красуется на плакатах пин апа. Арнольд Ньюман говорил: «Мы делаем фотографии не камерами. Мы фотографируем сердцем и умом». «Сердце» подсказало фотографу, что грусть и  печаль – ежедневные спутники Монро.

Арнольд Ньюман говорил: «Я убеждён, что любая попытка создать исчерпывающий портрет — по сути своей — нонсенс. Мы можем лишь показать внешний мир человека настолько хорошо, насколько мы можем. Внутренний мир редко кому открывается, часто он недоступен даже самому герою». Именно поэтому Ньюман фотографирует модель в ее материальном мире, где каждый элемент раскрывает характер и указывает на род деятельности. Естественное окружение – это прямые ассоциации, помогающие сразу понять, кто перед нами: сценарист Вуди Аллен пишет тексты, градостроитель Роберт Мозес на фоне Нью-Йорка, физик Арно Пензиас возле доски с формулами.  Как говорил сам Ньюман: «Окружающие предметы должны были не только входить в общую композицию, но и заключать в себе нарратив». Предметная составляющая фотографии у Ньюмана – это художественная  отсылка к творчеству «модели». Одной из первых экспозиций выставки является фотография американской художницы Джорджии О’Киф на фоне скалистых гор, мольберта и черепа дикого животного. Изобразительное пространство – выразительная отсылка к работам самой художницы. Фотограф хотел делать хорошие снимки, они же получились у него гениальными.

Ксения Кулясова

Выставка продлится до 7 сентября.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera